Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Причина эта проста: живя в Петербурге, мне (было до пандемии) гораздо проще изучать германскую военную историю, чем отечественную. По крайней мере, поработать в берлинском (фрайбургском, венском...) архиве мне оказывалось вполне по силам, в московском - уже не очень. Хотя вот она, Москва - четыре часа на поезде без всяких виз и валют. Парадокс? Увы, нет...
Зачем существуют архивы в странах Западной Европы? Как правило, для того, чтобы хранить исторические документы и обеспечить исследователям возможность их изучать. Поэтому мой визит в Тайный государственный архив в Берлине (ВА-МА во Фрайбурге, Кригсархив в Вене) выглядит следующим образом.
За три-четыре недели до поездки я из дома просматриваю электронный каталог архива и нахожу в нем все необходимые мне дела. Потом пишу электронное письмо следующего содержания: "Глубокоуважаемые работники архива! Я, руссиш историк, занимаюсь биографией вашего Вальдерзее и намерен по этому поводу наведаться к вам с 1 по 10 февраля. Буду очень признателен, если вы к моему приезду приготовите мне нижеследующие дела. Данке шён заранее". К письму прикладываю скачанную с сайта архива и заполненную на компьютере анкетку со своими данными.
Потом я прилетаю в Берлин и на следующий же день отправляюсь утром в архив, где меня ждут двадцать дел. В моем кармане - цифровой фотоаппарат и пара обойм к нему - то есть, простите, запасных батарей. Все абсолютно легально, фотографировать можно сколько влезет, кроме дел с некоторыми категориями шифров (что это за категории - я не знаю, их очень немного и мне они ни разу не попадались). Поэтому в читальном зале я просто просматриваю дела и переснимаю все, что мне нужно. К обеду проработаны десять дел, я заказываю следующие десять и еду в библиотеку читать книжки (в библиотеке, как правило, фотографировать нельзя, зато можно самостоятельно сканировать по весьма гуманным расценкам). Назавтра я опять приезжаю в архив, беру оставшиеся десять дел со вчерашнего дня и работаю с ними. Десяток заказанных накануне приходит в течение дня. Процедура повторяется каждый день, пока не закончится поездка или интересующие меня архивные дела. Домой я увожу несколько тысяч кадров высокого качества, которые можно спокойно разглядывать дома, с чашечкой кофе в руке.
А теперь представим себе, что мне нужно попасть в РГВИА. А мне действительно нужно, у меня давно есть один интересный проект на сей счет. В РГВИА я еще ни разу не был, поэтому сужу по рассказам коллег. Все эти коллеги были там недавно, максимум год-два назад, и я не думаю, что что-то с тех пор радикально поменялось. Если все-таки изменилось - обязательно дайте знать.
Итак, зачем существуют отечественные архивы? Да хрен его знает. Видимо, чтобы обеспечить занятость их работников. Я в данном случае никоим образом не хочу обидеть этих самых работников, среди которых много профессиональных, отзывчивых и чутких людей. Я говорю о системе в целом.
Чтобы подготовить свой визит в РГВИА, я захожу на сайт. Электронного каталога там нет, но есть отсканированный печатный путеводитель по архиву. Худо-бедно разобравшись в нем, я определил, какие фонды мне нужны. Определил примерно, ибо никакой уверенности нет - путеводитель составлен явно с задней мыслью сразу же отсечь недостаточно интеллектуальную часть посетителей, к коей, по всей видимости, отношусь и я. Теперь мне надо поехать в архив, записаться и заказать дела - которые придут... ну, когда-нибудь они придут. На сайте написано, в течение трех недель. Ладно я - я могу уехать обратно в Петербург в тот же день. А как быть тем, кто, например, прилетел на пару недель из Владивостока? Просидеть все это время в Москве и уехать несолоно хлебавши либо получить дела за день до отлета?
Но вот - рано или поздно - мои дела пришли, и я приезжаю в Москву уже с целью плодотворно поработать. Проблема заключается в том, что ты никогда не можешь заранее знать, сколько времени тебе потребуется на работу с документами (за единственным исключением - когда ты эти документы тупо фотографируешь). Компенсировать это может только система, при которой заказанные дела быстро приходят (сегодня сдал одни - завтра-послезавтра получил другие). Но сроки ожидания, как мы уже знаем, могут быть очень разными. Это до предела затрудняет планирование поездки (времени слишком много - серьезные дополнительные затраты, времени слишком мало - придется ехать второй раз).
Просто сфотографировать документы? Вы смеетесь? Кто ж Вам это позволит? Вы что, китайский турист какой-нибудь? Служенье муз не терпит суеты! Исследование должно быть выстраданным! Поэтому сидите в читальном зале - в котором, к слову, часто просто нет свободных мест - и радуйтесь, если Вам разрешат взять с собой что-нибудь, кроме бумаги и карандаша. Не так давно отечественные исследователи вели с архивным начальством эпическую битву за право брать с собой хотя бы ноутбуки. Коллеги, вы историки или нет? Вы изучаете прошлое, а как же его изучать, пока не прочувствуете на себе?
В конечном счете я даже придумал наименее травмирующую схему поездок в РГВИА: раз в неделю на один день, ночным поездом в одну сторону - вечерним "Сапсаном" в другую. Это обеспечивает мне максимальную гибкость, можно реализовать в течение семестра без отрыва от работы и позволяет не тратиться на гостиницу. На билеты, конечно, потратиться придется, но где наша не пропадала... Возможно, в следующем году я ее реализую на практике. А пока буду сидеть за компьютером и читать документы, привезенные из Берлина и Фрайбурга...
|
</> |