Три главных правила работы с Большим боссом
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
На SpeakersNight в Сколково после
моего выступления, где рассказывал о “15 правилах полной
перезагрузки в Компании” была традиционная сессия вопросов и
ответов.
Сергею Дерябину за этот действительно очень хороший вопрос,
крайне актуальный для нашей страны и российского
бизнеса.
В нашей стране очень небольшое количество компаний, в которых
количество акционеров настолько велико и каждый из них решающего
значения не имеет. Очень часто бизнес принадлежит одному Большому
боссу или главному акционеру (дальше будем называть его
Акционер, потому что Большой босс как определение мне
почему-то не нравится), который собственно и определяет “политику
партии и правительства”.
За долгие годы мне
довелось поработать внутри и наблюдать со стороны (что иногда даже
более полезно) на многие модели взаимоотношений менеджеров и
акционеров. На протяжении многих лет я работал с Виктором
Вексельбергом, сейчас работая в Вымпелкоме главным в этой модели
является Альфа-групп и Михаил Фридман, за долгую бизнес-жизнь мне
довелось наблюдать на модели работы Акционер - Менеджер в
структурах Олега Дерипаски, Романа Абрамовича, Алишера Усманова и
многих других серьезных бизнесменов, которых часто называют
олигархами. Государство как главный акционер - это особый случай,
но и здесь законы жанра все равно такие же.
Первое Правило. Самое
главное
У вас должны быть общие ценности и принципы ведения
бизнеса. Это самое главное - это фундамент ваших и
отношений и того, как вы собираетесь делать бизнес.
Казалось бы акционеры - это всегда про бизнес, но то, каким
образом в бизнесе достигается результат, где черта, которую
переступать нельзя, на базе каких принципов и по каким критериям
принимаются решения - у каждого акционера все это очень и очень
разное.
Если у вас разные ценности и принципы - то вам либо придется
себя сильно менять и поступаться своими принципами (хотя тогда они
никакие не принципы) либо достаточно быстро Вы поймете что в этой
организации Вам не место. Не питайте иллюзий что можно переделать
принципы и ценности Вашего Акционера. Это состоявшиеся и
сформировавшиеся люди. Как правило обладающие харизмой и влиянием,
своим видением мира. Их поменять невозможно. Чуточку
подкорректировать - да, но это будет стоить колоссальных усилий,
которые как правило не стоят того. Поэтому первое что Вам нужно -
это сделать собственный тест на совместимость. Если Вы чувствуете,
что совместимость невысокая - не идите к этому Акционеру, если уже
внутри, то валите оттуда в разумные сроки. Ничего хорошего не
получится.
Правило Второе. Самое
важное
Доверие и уважение
- вот что должно быть между Акционером и Вами. Этот режим не
формируется сразу, в него нужно инвестировать свои силы, время и
энергию. Построение доверительных и взаимноуважительных отношений
является ключом к успешному сотрудничеству. Это должно быть
обязательно двусторонним процессом, и это результат взаимных
усилий. Не только Вас, но и Акционера.
Если Акционер не демонстрирует желания и потребности в
построении доверительных и уважительных отношений - ничего по
настоящему хорошего у вас двоих не получится.
Без доверия и уважения количество времени, сил и энергии,
которое Вы будете тратить на принятие решений, проведение
согласований и одобрений будет огромным, в любой момент решение
может быть пересмотрено без особых консультаций с Вами. Ведь если
нет уважения, то Ваше мнение не имеет значения, и если нет доверия
- то кто ж Вам доверит самое дорогое что есть у Акционера - активы
и деньги?
Правило Третье. Самое
трудное
Надо уметь говорить Акционеру “НЕТ - Я НЕ СОГЛАСЕН”. Самое
страшное, если Вы всегда в коммуникациях, обсуждениях непростых
решений, утверждении планов, бюджетов, проектов - всегда говорите
ДА. Все мы люди и каждый из нас ошибается. Если Вы поставлены на
управление бизнесом, отвечаете за него, живете им - значит Вы в нем
что-то да понимаете. Довольно часто Акционеру хочется всего и
сразу, у него свое видение того, что нужно делать по широкому кругу
вопросов. Но это не значит что он всегда прав. На то Вы и есть,
чтобы в процессе обсуждения, дискуссии, порою жестких разговоров и
столкновения мнений вырабатывалось лучшее и правильное решение.
Умные люди слушают тех, кому они доверили бизнес, и на самом деле
ценят Ваше аргументированное и разумное НЕТ. Если Вы всегда в
обсуждении с Акционером говорите ДА - значит Вы умираете как
человек, который по настоящему отвечает за бизнес, делегированный
Вам.
Говорить НЕТ и не соглашаться в отношениях с Акционером - это
всегда очень трудно, порою опасно для Вашего положения. Здесь нужны
четкие аргументы, уверенность в себе, глубокое знание предмета и
владение искусством ведения дискуссии.
Это непростой путь, но без него к Вам не будет ни уважения,
ни доверия. Если Вы всегда говорите ДА, то это с очень высокой
вероятностью приведет к провалу. Причем виновником этого провала
Акционер никогда не будет - виновником этого провала будете Вы. А
оно Вам надо?
Вот собственно и все. Этим трем правилам
очень непросто
следовать. Часто хочется забыть про то, Вы и
Акционер абсолютно разные люди и согласиться на заманчивое с
финансовой точки зрения предложение. Часто хочется посчитать не
важным, что Ваше мнение не интересует или не принимается по крайней
мере в расчет - ну платят деньги и хорошо. Часто хочется избежать
боли и напряжения именно в этот момент и говоришь Акционеру ДА,
хотя Вы точно знаете, что до добра это "ДА" не доведет ни его, ни
Вас.
Но все эти компромиссы, как правило, приводят к печальным
результатам. Очень редко что-то по-настоящему серьезное и
хорошее можно сделать, если не следовать этим правилам. Очень
редко. Я в своей жизни такого не встречал.
Желаю Вам иметь хороших Акционеров (начальников,
руководителей, боссов)
Ваш Михаил Слободин
|
</> |