Тревожно-мнительный характер. Все, что вы боялись спросить.

Тревожно-мнительный характер — это основа основ, альфа и омега большинства а может и всех психических заболеваний. Самые популярные из них ГТР, т.е. генерализованное тревожное расстройство, депрессия и паранойя. Тревожник при этом постоянно перенапряжен и почти не может расслабиться. Он все время на взводе, он все время готов к чему-то, но при это и не готов одновременно, поскольку считает себя слишком слабым. В общем, такой характер с высочайшей степенью вероятности приведет в дурку. И это не самый плохой вариант, господа мои. Ибо есть еще самоубийство и полное разрушение личности после 70-80 (если доживет).
Откуда берется тревожно-мнительный характер? Как правило им одаривают ребенка такие же тревожники родители. Они постоянно запугивают ребенка — туда не ходи, с тем не говори, шапку не одел — простудился и помер. Кругом опасности, лучше сиди дома под юбкой мамки. Ей так спокойнее. Да. Как правило, основная заслуга воспитании пациента дурки — это чрезмерная сцыкливость родителей.
Тревожно мнительны характер — крайне тяжело поддается коррекции. Избавь пациента от тревоги — выпадет стержень на котором держалась вся его личность. Возникшую пустоту надо чем-то заполнить, а это не так легко. Но если ничего не делать, последствия крайне печальны.
Рассмотри по порядку.
- Тревожные мысли легко стирают грань между бредовыми фантазиями и реальностью. Не зря говорят, что тревожный психбольной одной ногой уже не в этом мире, а где-то еще. Не так сложно прозевать момент, когда и вторая нога будет не в нашем измерении. А это здравствуй паранойя. Пересматриваем фильм «Остров проклятых».
- Тревожные мысли сильно снижают качество жизни. Тревожнику все кажется опасным, ведь случится может вообще все. Потому лучше сидеть дома и ни с кем не общаться. Ведь опасность -- она повсюду! Хикки — выбор тревожника! Соответственно тревожники редко достигают неких высот, ведь большую часть сил занимает непрерывное генерирования мыслей об фантазийных опасностях. А как работать если сил нет? Никак. Потому денег нет, сил нет, не хуя нет. Но вы держитесь.
- Заебанный непрерывном поиском опасностей организм нередко объявляет забастовку и переходит в крайне экономный режим депрессии. Т.е. ничего не делать, лежать на диване, грустить, страдать и думать об несовершенстве мира, заботливо холить и лелеять все обиды и неудачи и приходить к мысле о самоубийстве. Ибо в таком опасном мире нехрен находиться. То, что дело на 90% в самом пациенте, а не в этом гавенном мире, как правило в голову не приходит.
- Ну и наконец его величество кортизол. Его разберем подробно
Симпатическая нервная система человека постоянно выливает в кровь гормоны стресса. Кортизол, адреналин и пролактин. Есть и другие, но для простоты их упоминать не буду. Обычно все это капает в небольших дозах. Но у тревожника, особенно во время войны, особенно после налета, а также прочтения новостей и прослушивания говорящих голов адреналин течет ведрами, кортизол цистернами. Все это надо сжигать, иначе организм работает не корректно. А в перспективе из некорректной работы — смерть от сердечнососудистых. Обычное дело для обычного нормиса на постсоветском пространстве.
Кортизол — гормон тревожности и сцыкливости. Нужен чтобы проснуться и мониторить обстановку на случай опасности. Адреналин — гормон действия. Нужен чтобы бежать или сражаться. Или и то и то сразу. Сначала получить пизды и убежать, или дать пизды и убежать или убежать, но не смочь. И тогда вступить в бой.
Гормоны увеличивают скорость реакции, силу мышц, выносливость, гонят в кровь глюкозу для обслуживания мышц и усиливают кровоснабжение мышц. При это сосуды кожи сужаются чтобы снизить кровопотери. После драки может выделяется пролактин. Он работает как обезболивание. Не случайная случайность — лекарства от душевных хворей — антидепрессанты, транквилизаторы и конечно вещества, начиная от алкоголя и кончая хмурым (осуждаю) тоже обычно повышают пролактин. Т.е. обезболивают душу.
Это не все. Кровь, которая приливает к мышцам отливает от органов пищеварения, почек и конечно от половых органов. Логично. Зачем во-время драке пить, есть и размножаться? Любой солдат знает, перед боем желудок должен быть пустым. Чтобы если туда попадет пуля, то будет, как говорил классик, как оса укусила.
А теперь представим что хулиганы не нападают, маньяки с ножами тоже, хищные звери в городе не водятся. Ракета в тебя конкретно не попала. А организм залит всем не нужным гормонами. И они не сгорают, а тупо гоняются сердцем по кровеносной системе, превращая обычный стресс в хронический. Т.е. постоянный. При этом член не стоит (какой секс, когда кругом пиздец), простата в застое и начинает расти до размеров когда нужно бежать на операцию (чтобы не взорваться), в почках камни, в желудке и в пищеводе язывы, поджелудочной пизда, желчному пузырю тоже (все вырезать нахрен) запоры плавно переходят в поносы или наоборот. Плюс рефлюксы, изжоги, хуевое настроение и мысли о том, как же я заебался так жить! И кстати, из-за убитого кортизолом иммунитета тревожник постоянно чем-то более, а «депрессивные» простуды могут длиться по месяцу и более.
Сколько выдержит организм тревожника в состоянии повышенной боевой готовности, не вступая при этом в бой? Некоторые зуммеры не доживают и до 30. Сердце, рак (кортизол «ест» иммунитет), инсультик, диабет и могилка. Зато был перспективным атийшником! Но как говорил доктор Лектер (кстати психолог и психиатр), оно и к лучшему.
Лечение. К сожалению, как я написал в начале, тревожно-мнительный характер лечить — это фактически сломать к едрене фене старую личность, а потом из обломков собрать новую. Это не просто. За много лет жизни в постоянной тревоге в мозгу образовались жесткие нейронные связи, по которым гоняют привычные сцыкливые мысли об опасности всего на свете. Ведь пиздец он кругом, мир несправедлив, все очень плохо и мы все умрем.
Соответственно есть два подхода к ситуации.
Первый — жечь кортизол всеми методами. Спорт, прогулки, правильное питание и режим. А если все запущенно, то алкоголь, вещества (осуждаю) и таблетосы. Такие как антидепрессанты и транквилизаторы. Любые препараты имеют сильные побочные эффекты и уж вам выбирать, что вреднее алкоголь или кортизол. Кстати различные техники недумания тоже дают результат. Ведь пока вы медитируете организм не напрягается тревожно-депрессивными мыслями о том, что кругом пиздец, раньше было гавно, сейчас гавно и завтра тоже на завтрак будет только сладкий хлебушек. И жить в этом гавне в общем-то на зачем.
Второй метод. Менять мышление, разбирать и ломать тревожно-мнительный характер, перестраивать личность. Требует много сил и времени и в запущенных ситуациях почти невозможен. Именно поэтому психиатры кормят сначала таблетками, а потом пытаются разобраться в сложном внутреннем мире пациента. Проблема в том, что пациент должен работать с собой сам. А доктор как толковый командир в воинской части лишь поворачивает его рвение в нужную сторону. Еще раз. Все это сложно, таблеточка проще. Проблема в том, что пока пьешь таблетки — вроде ничего. Перестал — скатился в старое состояние.
Сердцевина второго метода — осознание, что все проблемы — перенапряжение вследствие тревоги, депра вследствие перенапряжения и общее хреновое самочувствие и отсутствие сил вследствие первых двух факторов — из-за мыслей. Непрерывный поток тревожных мыслей генерируют непрерывную «готовность» и напряжение. Но загвоздка в том, что 95%-99% ужасов, генерируемых мозгом — это лишь фантазии за пределами реальности. Из всех ужасных мыслей сбывается 1-5% да и то обычно в очень слабом варианте. Именно поэтому уже неплохим шагом в сторону психического здоровья станет отслеживание мыслей и их проверка. И как правило ужасные прогнозы не сбываются.
|
</> |