Третья столица? Почему бы и нет?

После того, как первый вице-премьер Игорь Шувалов на встрече в ноябре 2011 года с координатором консультативного совета по инвестициям в РФ Карлом Йохансоном назвал Владивосток «третьей столицей России», прошло уже некоторое время. За истекший период, как и следовало ожидать, со стороны определенной части интернет-публики последовало немалое количество едких замечаний на данную тему и упражнений в юморе. Обычной реакцией скептиков стало обыгрывание мема «Васюки — Нью-Москва» и унылое бормотание о беспросветности российской действительности. Между тем, утверждение о Владивостоке как о «третьей столице» РФ является не только красивой фразой. Под ним есть определенные основания.
Как известно, Москва далеко не всю свою историю являлась стольным городом. Во-первых, до времен правления Василия I столичные функции на землях Северо-Восточной Руси выполняли последовательно Суздаль и Владимир. К Москве же они перешли только после слияния Владимирского и Московского княжеств в 1389 году. Во-вторых, с 1712 по 1918 гг. столицей России был Санкт-Петербург, который сегодня является вторым по величине городом страны и считается ее «второй столицей». Безусловно, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом Владивосток выглядит не более чем захолустным городком, и так оно и есть на самом деле. Пока.
Однако, не стоит забывать, что тот же Санкт-Петербург далеко не сразу приобрел свой блеск и имперское величие. С момента его основания в 1703 году и до момента переезда туда царской семьи на постоянное место жительства в 1712 году прошло всего только девять лет и сколько-нибудь обустроиться к этому времени город не мог. Возникает вопрос — ради чего царь Петр Великий презрел комфорт и налаженность московского двора? Для ответа на него следует задаться вопросом более общим — для чего вообще закладываются города и какие факторы являются причиной их роста? Ответ здесь не будет сложным.
Города создаются как центры промышленности и торговли. Так было во времена мрачного средневековья, так обстоит дело и сейчас. Функционирование торговых маршрутов вызывает появление городов, а их угасание приводит и к угасанию последних. К примеру, во второй половине XVII века начинает пользоваться популярностью быстрый, дешевый и безопасный торговый путь вокруг Африки. Этот маршрут составил конкуренцию старым путям морской и караванной торговли, соединявшим Индию через Персидский залив и Иран с бассейнами Черного и Средиземного морей или через Красное море и Египет с бассейном Средиземного моря. Данное обстоятельство привело к упадку таких торговых центров, как Каир в Египте, Дамаск в Сирии, Измир в Турции, Тебриз в Иране, Кабул и Кандагар в Афганистане и Лахор в Индии.
Строительство Санкт-Петербурга было обусловлено резким увеличением объемов и значения торговых операций России с Западной Европой. Таким образом, по утверждению авторов энциклопедии Брокгауза, Санкт-Петербург в начале XVIII века оказался назначен главным складочным местом российской внешней торговли, для облегчения которой были предприняты обширные работы по устройству водяных сообщений с внутренней Россией.
Что касается Москвы, то ее возвышение, конечно же, в первую очередь было вызвано энергичной политикой московских князей и, что также важно, ее географическим положением. Однако относительно последнего ее позиции, в принципе, являлись общими и для иных городов Владимиро-Суздальской земли, которая занимала совершенно особое положение в системе русских княжеств. Известный английский историк Дж. Феннел указывает на этот счет: «Достаточно беглого взгляда на карту, чтобы понять, насколько способствовало развитию Суздальской земли положение водных путей. Большинство основных рек текло с запада на восток, а три из них, Клязьма, Москва и Ока, сливались с Волгой в начале ее великого поворота на юг к Каспийскому морю, что обеспечивало купцам удобные речные пути на рынки Востока. В то же время притоки Оки, Москва и Угра, вели на юго-запад, к Смоленску, и оттуда к Балтийскому и Черному морям, а Новгород, крупный западный торговый центр, был соединен с Тверью реками Мста и Тверица. Кроме того, притоки, равномерно разделяющие территорию между верхним течением Волги и Клязьмой, служили водными путями между большинством основных городов в междуречье, а также давали им выход к главным рекам».
К вышесказанному необходимо добавить, что главным торговым путем для Русских княжеств в средние века являлся Великий волжский речной путь, но никак не днепровский, а важнейшим торговым направлением — арабо-иранское, что подтверждается современными историческими исследованиями.[1] Из всего вышесказанного становится понятным, как влияла внешняя торговля на становление и рост русских городов, в том числе и столиц России.
Следует отметить, что Санкт-Петербург как торговый центр не утратил своего значения и по нынешнее время. Почему? Во-первых, потому что Европейский Союз остается к настоящему моменту главным внешнеторговым партнером РФ, на который приходится около половины объема всей российской внешней торговли. Во-вторых, основным видом грузоперевозок сегодня по-прежнему являются морские перевозки, а Санкт-Петербург является морским портом с грузооборотом в 58 млн тонн (2010). Для сравнения стоит отметить, что грузооборот «морских ворот» Германии, Гамбурга, для которого Санкт-Петербург является третьим по величине торговым партнером, составляет несколько более 120 млн тонн. Первое и второе места в грузопотоке Гамбурга делят порты КНР и Сингапур.
Объемы перевалки грузов портов Приморского края, сегодня не столь впечатляющи. Пока. Так, грузооборот операторов порта Ванино в 2010 году составил 17.3 млн т, порта Владивосток — 11.2 млн т, а порта Восточный увеличился в 1.9 раза до 35.7 млн т, за счет ввода в эксплуатацию перегрузочного нефтеналивного комплекса в Козьмино. Последнее наводит на определенные размышления. Известно, что российское правительство в настоящее время прилагает огромные усилия по диверсификации экспорта энергоносителей в восточном направлении, т.е. в направлении самых динамично развивающихся экономик мира: Китая и стран Восточной Азии.
По утверждению «Женьминь-жибао он-лайн» со ссылкой на ФТС РФ, самым крупным (если не брать ЕС в целом) внешнеторговым партнером России в январе-феврале 2012 года стала КНР, товарооборот с которой достиг 13.3 млрд долларов, что на 21.1% больше, чем в январе-феврале 2011 года. В целом же, за два первых месяца текущего года, внешнеторговый оборот РФ составил 126.1 млрд долларов, что на 21.5% больше, чем за тот же период прошлого года. В качестве сравнения отметим, что основными торговыми партнерами России в январе-феврале 2012 года явились Нидерланды — $12.4 млрд, Германия — $11 млрд, Италия — $6.7 млрд, Турция — $5.3 млрд, США — $5.2 млрд, Польша — $4.5 млрд, Япония — $4.1 млрд, Франция — $3.7 млрд, Республика Корея — $3.3 млрд.
Сейчас зададимся следующим простым вопросом. Если на экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона к настоящему моменту приходится свыше 57% мирового ВВП и 48% объёма мировой торговли, то каким образом может быть осуществлена внешняя торговля РФ-АТР? Через порты Южного и Северо-Западного бассейнов? Конечно нет. Только через порты Дальнего Востока и, в первую очередь, Приморского края.
Следует совершенно определенно отдавать себе отчет в том, что центр общего промышленного и торгового баланса после 2008 года безвозвратно переместился в сторону Восточной Азии. Как утверждает упомянутый выше И. Шувалов, именно восточное направление становится сейчас локомотивом экономического роста, который может вытянуть за собой и Россию: «Стремление России утвердиться в АТЭС необходимо не ради самого этого экономического клуба, а ради конкретных проектов». По словам И. Шувалова, если за год председательства России удастся подписать, к примеру, соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, то можно считать, что год прожит не зря: «Пусть ввозят нам текстиль, производят товары легкой промышленности на нашей территории, мы откроем для этого свои рынки. Сами же сможем ввозить в Вьетнам продукцию машиностроения, энергетическое оборудование. В зоне аналогичных интересов — Сингапур, Индонезия».
Сейчас посмотрим на географическое положение Владивостока, который является как морским портом, так и терминалом Транссибирской магистрали, соединяющей восток России с ее западом. Особый интерес представляет собой тысячекилометровая зона вокруг города, т.е. зона часовой транспортной доступности для авиационного транспорта и девятичасовой доступности для железнодорожного и автомобильного транспорта.
Как отмечает профессор Дальневосточного федерального университета А. Абрамов, в этой зоне находятся все экономически значимые города юга Дальнего Востока, в которых проживает около 70% населения ДВ. Кроме того, сюда попадают многие города Северо-Восточных районов Китая, Республики Корея, западного побережья Японии, а также все территории КНДР. В целом, в данной зоне проживает около 414 млн. чел., из которых примерно 300 млн. проживает в городах. Владивосток, по утверждению А. Абрамова, является единственным городом России со столь мощным окружением (например, вокруг Москвы на таком же расстоянии проживает менее 100 млн. чел.). На этом же пространстве ежегодно создается ВВП на сумму около $7 трлн, что почти в 4 раза больше ВВП России. Таким образом, рядом с югом Приморья находится территория экономической концентрации, значительно превосходящая по своей плотности аналогичную территорию Европейской части России.
Следует заметить, что отношение федеральных властей к Дальнему Востоку за последний десяток лет изменилось коренным образом, и причиной этого изменения является структурный экономический кризис Запада и рост экономического значения КНР. Практическими результатами деятельности правительства РФ в дальневосточном направлении стали запуск в конце 2009 года трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», а также запуск первого в стране производственного супергиганта по производству сжиженного газа на Сахалине (что позволяет России контролировать около 5% мирового рынка СПГ) и ввод в строй в 2011 году ответвления нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» от российского Сковородино до китайского Дацина (дополнительный экспорт еще 15 млн тонн нефти в год).
Как полагает генеральный директор Международного центра развития регионов И. Меламед, проект развития зоны Южного Приморья будет ключевым дальневосточным проектом, «российским Гонконгом», который позволит создать, в том числе, и международный финансовый центр. Но в первую очередь, по словам И. Меламеда, это будет транспортный, логистический, интеллектуальный центр с определенными таможенными преференциями.
Таким образом, слова о Владивостоке как о третьей столице России в общем и целом не являются только лишь красивой фразой. Под ними действительно существуют очень серьезные основания.
Напоследок стоит упомянуть об одном из возможных вариантов развития мировой политики. Известно, что отношения США и КНР в нынешние времена нельзя назвать простыми. Политика Соединенных Штатов в отношении Китая строится на контроле американскими ВМС морских путей подвоза сырья к китайским производственным центрам, в первую очередь — энергоносителей. И чем хуже будет становиться экономическая ситуация внутри Соединенных Штатов, тем жестче будет их силовой прессинг в отношении КНР. Такое положение дел вряд ли станет устраивать китайское правительство. В этой ситуации огромные ресурсы Дальнего Востока могут найти свое применение при всей их относительно высокой себестоимости добычи. Россия как единственная страна, способная эффективно противостоять военной силе США и имеющая общую сухопутную границу с КНР, способна обеспечить гарантированные поставки сырья в Китай и предоставить КНР транспортный коридор в Европу.
Об этом не следует забывать.
[1] По словам И.В. Дубова, автора монографии «Великий Волжский путь»: «Новейшие данные подтверждают заключение Б.А. Рыбакова, согласно которому первым важнейшим направлением древнерусской торговли было арабо-иранское, а… главную роль в нем играла Волжская система». Дубов И.В. Великий Волжский путь Л., 1989 с. 167
|
</> |