Тренинг "Берём лучшее из разных культур!" День первый

Особенности воспитания в Германии.
Про воспитание в этой стране знаю больше всего, т.к. здесь и живу
дольше, и близко знакома с огромным количеством семей. Я буду
рассказывать про большинство и про средний класс. Разумеется, в
каждом правиле есть исключения, и есть семьи с ососбенностями. Мой
тренинг – результат внимательных многолетних наблюдений и
расспрашивания родителей (с бесконечными «почему» и «а как вы
делаете ...?»
1.Мамы с детьми дома часто до трёх лет, в подавляющем большинстве
до года в декрете. Объясняется особенностями организации детских
садов (в Западной Германии – напяжёнка с яслями, с садиками). В
большинстве своём мамы чувствуют вину, если выходят на работу рано.
Пока жительницы городов сидят в декрете, то ходят на развивающие
занятия. PEKIP, с 6 месяцев «Раннее музыкальное развитие», вплоть
до «Йога с мамой» или «Балет с мамой». Часто календарь мам расписан
на каждый день – встречи с другими родительницами или курсы.
Жительницы деревень «поспокойнее», там меньше возможностей или
ехать до ближайших курсов дольше. У немецких мам время, проводимое
с детьми – ценность.
Детей, когда они ползают или уже бегаюти наводят беспорядок
не дёргают.
Очень важно – перед уходом домой из гостей помочь хозяевам навести
порядок в детской.
Вообще понятие порядка – одно из ключевых в менталитете и в
воспитании у немцев.
«Это непорядок», «это беспорядочно» - так высказывают неодобрение
детям за неакуратно одетую куртку или небрежно сделанное домашнее
задание. „Das ist unordentlich!“
В родительских журналах много статей по приучению детей к порядку.
В детских садах это тоже один из ключевых моментов.
Приучение к порядку происходит с самого раннего возраста: мамы
объясняют свои действия, привлекают детей к наведению порядка
(вместе с годовалыми «делают уборку»).
2.Дисциплина – тоже один из ключевых моментов, но странным
образом, она в воспитании детей не возводится в германии в
абсолют.
В детских садах дети, если не хотят, не спят в тихий час. Приучение
к дисциплине происходит без форсирования, не через
преодоление детских протестов.
У жителей городов уже с детсадовского возраста расписан каждый
день. В понедельник хор, во вторник спорт, в среду рисование...
Приучение к дисциплине происходит и через поддержание такого
распорядка недели.
3.С детьми обращаются уважительно. На них не кричат и не
одёргивают. Разумеется, родители – авторитет, но допускается
дискутирование. Часто можно услышать: «Объясни, почему ты хочешь
сделать так, тогда, может быть, мы разрешим». Поощряется иметь
собственную позицию и её отстаивать.
Малышам позволяется поваляться на полу и поистерить в супермаркете
(да, у него есть своё мнение, а у меня другое).
На площадке дети могут копаться в грязи, если недавно прошёл дождь,
сидеть без обуви в песочнице. Да сами мамы часто в жаркую погоду
поголовно снимают обувь на площадках! Нет зацикленности на гигиене.
(На немецкие площадки вход с собаками воспрещён!)
4.Детям не разрешают играть с едой, не устраивают им на
тарелке «весёлые картинки». Еда=энергия. Это ценность. Если ребёнок
не хочет, его не заставляют. Немцам не знакомо «ещё ложечка за
маму, за папу». Популярный швейцарский педиатр, автор
книг для родителей (эдакий немецкий Комаровский) Р. Ларго в своих
книгах пишет «Ещё ни один ребёнок не уморил себя добровольно
голодом». Вообще отношение к еде простое, немцы в большинстве своём
неприхотливы. Утром – бутерброды (ааааа! Многим детям утром на
завтрак дают белый хлеб с орехово-шоколадной массой Нутелла!!!)
Вечером же тоже часто едят не горячее. Есть понятие Abendbrot, т.е.
«вечерний хлеб» (с чем-то, бутерброд, короче).
За столом - обязательно опрятность и чистота.
5. Детей не кутают, о детских болезнях мамы меж собой говорят в
разы меньше, чем в России (здесь детей водят к врачам реже,
по-другому устроена система зравоохранения). Зубы детям чистят с
появления первого зуба специальными щёточками. Здоровье –
тоже одна их ключевых ценностей. На велосипедах ездят всей семьёй
часто. «Это полезно» используется в практических целях, не в
назидательных. Я «подслушала» и теперь тоже использую фразу «Если
есть много овощей, то волосы будут расти густые и длинные» (да, у
меня маленьая девочка, и я – манипулятор...)
На сегодня закончим!
Про Германию я могу говорить долго. Буду возвращаться, сравнивая с
другими странами.
Задание:
Напишите, какими практическими действиями, не словами) вы приучаете
детей к дисциплине и порядку? Я в завтра дам примеры немецких мам
из повседневной жизни. Сравним!