Трайк - вездеход Honda ATC. Лучше него только квадроцикл
mexanizm — 05.04.2021Появлению на свет этого трайка – вездехода предшествовала многолетняя кропотливая работа японских инженеров, создававших машину с чистого листа.
Перед конструкторским коллективом одного из отделений Хонды стала задача создать мотоцикл, способный ездить по бездорожью, да еще и круглогодично. Это сейчас, имея доступ к разборкам и поставкам любых запчастей откуда угодно любой наш «кулибин» скажет – да легко. За месяц сделаем.
Тогда всё было иначе. Возглавивший проект инженер OsamuTakeuchi сразу отказался от двухколёсной концепции, понимая, что управлять таким мотоциклом в условиях бездорожья, на малых скоростях едва ли кто захочет.
Выбор концепции был очевиден – колеса должно быть три. Ради упрощения конструкции, два ведущих колеса расположили сзади, одно рулевое осталось спереди. Такая схема обеспечивает хорошую проходимость, устойчивость и управляемость, что и требовалось от будущего вездехода.
Основными покупателями своего трицикла – вездехода японцы видели американских фермеров, подразумевая что те предпочтут их машину мини-тракторам. Возможно, так оно и произошло бы, но 70-кубовый моторчик от мотороллера, который поначалу комплектовался трицикл, был слишком слаб.
Вскоре появляется версия с 90-кубовым четырёхтактным мотором, его мощности 7 л.с. в целом хватало как для асфальта так и для бездорожья. В обоих вариантах коробка передач была четырёхступенчатой с автоматическим сцеплением, привод за оба задних колеса, дифференциал отсутсвует.
В 1970-м эта Honda ATC 90 (All Terrain Cycles) выходит на американский рынок и становится модным среди беззаботной молодёжи, прожигавшей время на калифорнийских пляжах. Фермеры же не проявляли особого интереса к этому трайку, для них он по-прежнему был слабоват.
Хонда на удивление долго изучала рынок, и лишь в 1979 году представила более мощный ATC 110. Как вы уже догадались, объем мотора увеличили до 110 см3. Именно его вы видите на этих фото.
Спустя год дебютирует 180- кубовая версия трайка, которую уже оценили и фермеры, ведь этот трайк действительно мог заменить небольшие колёсные трактора во многих видах приусадебных и садовых работ.
Тормозами оборудована только задняя ось, передняя вилка здесь без каких либо амортизаторов, роль упругого элемента здесь выполняет само колесо.
Особой фишкой, которую Такеучи вложил в трицикл была геометрия расположения колёс, их точки касания поверхности представляют равносторонний треугольник. Место посадки водителя так же искали с расчётом максимальной устойчивости при езде.
Все примененные решения были запатентованы, и когда ATC стал стремительно покорять американский рынок, конкуренты компании Honda решили повторить этот успех, но столкнулись с массой сложностей. Просто скопировать решение нельзя было, хоть попытки и предпринимались. Судебные иски не заставляли себя ждать.
Любое же изменение конфигурации, с целью выхода из под патентной защиты делало технику неустойчивой, склонной к опрокидыванию.
К слову, решить эту проблему, и не нарваться на судебные иски удалось лишь добавлением еще одного колеса. Так поступила Suzuki, создав свой квадроцикл Quad Runner LT125. Но это уже совсем другая история. Oldtimer