![](/media/images/top/preview/i-quto-ru-c400x300-4ca1b048650c4-jpeg.jpg)
Трасса М58
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Путин на трассе М58](http://malchish.org/avtor/img/maxon/lada-putin.jpg)
Только в специализированных авто-журналах мелькнула короткая новость. Хотя власть предприняла всё от неё зависящее, чтобы сделать это событие заметным. Сам премьер сел на новую "Ладу" и проехал все 2000 км новой трассы с инспекционной проверкой в конце августа. На эту незамысловатую попытку вполне естественного пиара государственных достижений СМИ отреагировали довольно ехидно - обратив внимание лишь на то, что в кортеже премьера было две запасных машины той же модели и той же ярко жёлтой раскраски. Вроде как очевидное подтверждение ужасного качества производства Автоваза. Меня же в очередной раз поразило полное отсутствие в наших СМИ как патриотизма, так и элементарного здравомыслия. Кто там вообще тон задаёт? Почему не едут в любимую ими Америку? Если уж живёте здесь, в России, так делайте что-то для "этой" страны. Зачем гадить под себя? Ехидство про три машины - это именно гадость, ориентированная на мало осведомлённых людей. Да, машин было три и если бы премьер рекламировал Мерседес, то их тоже было бы три. Очевидная страховка на разные непредвиденные обстоятельства. Таких на протяжении 2000 километров и 4 дней пути может быть много. Наличие нескольких машин - это ещё и требование службы охраны. В кортеже просто обязаны быть две одинаковые машины, чтобы было труднее определить в которой из них едет глава правительства. Одна машина была на автовозе на случай поломки, да. И она была бы там в любом случае, для любой марки машины.
![Трасса М58](http://i.quto.ru/c400x300/4ca1b048650c4.jpeg)
Наша "Лада", кстати с честью выдержала испытания, пересаживаться премьеру не пришлось. Тем не менее издёвка насчёт трёх машин получила такое распространение в российском интернете, что вызвала и удивлённые отклики здравомыслящих людей. Почему вообще такие завышенные требования к российской малолитражке? Какая малолитражка вообще годится для столь дальних поездок? Причём там, где в радиусе 500 км нет не то что автосервиса, но и обычного человеческого жилья?
Никто не задал себе такой вопрос - а к какому классу автомобилей вообще относится "Калина" и что за автомобили вместе с ней входят в этот класс? Выясняется – малолитражка, автомобиль того же класса, что «Daewoo Matiz», «Opel Corsa», «Сhevrolet Spark» и другие. Так почему бы критикам Путина не выехать на эту трассу на подобных автомобилях и не проехать её всю так же , как Путин на «Калине»? Конечно, ездить на джипах и других крутых тачках – приятно и престижно, можно и покритиковать. Но все должно быть соразмерно. Критикуешь «Калину» - садись на «Матиз» и проделай тот же путь. Вот тогда и будешь иметь право что-то говорить.
Собственно и сама инспекционная поездка премьера по вновь открытой трассе была ещё и неким тестом свежей модели "Автоваза". Который "Калина Спорт" прошла с честью. Это вполне симпатичная малолитражка, имеет даже штатный ГЛОНАСС/GPS-навигатор в люксовой версии. Правда в серии навигатор будет только с 2011 года, но у Путина был уже именно такой экземпляр "Калины Спорт".
![Штатный навигатор на автомобилях Лада Калина Трасса М58](http://i.quto.ru/c400x300/4c751385c4663.jpeg)
Так что же пытаются доказать критики? Такое впечатление, что их просто наняли конкуренты. Их никто не заставляет покупать "хлам", пусть покупают иномарки, их тоже производится в стране предостаточно. А у АвтоВАЗа есть свои покупатели, которые вынуждены учитывать не только качество, но и стоимость. Нужно понимать, что АвтоВАЗ производит для массового российского потребителя, чьи доходы ещё далеки от западных стандартов. По сути именно размер кошелька массового российского потребителя и определяет основной класс автомобилей для российского автопрома. И этот размер кошелька зависит от числа и качества рабочих мест в стране. Грубо говоря, если мы хотим покупать машины высшего класса, то должны обеспечить прежде всего и высочайший уровень производства в стране, в том числе и в автопроме. Ведь в конечном счёте уровень потребления должен точно совпадать с уровнем производства. Что произвёл, то и съел. Если конечно не жить на распродаже ресурсов - их надолго всё равно не хватит. Эту простую истину многие либерально мыслящие люди не понимают. Или не хотят понимать. Путин же это понимает и потому поддерживает АвтоВАЗ и даже "навязывает" нам ГЛОНАСС. Это не простая блажь, а поддержка производства высокотехнологичной электроники. Отечественного производства.
Но возвратимся к теме. Машиной Путин остался доволен и сразу после пробега продажи этой модели Лады резко подскочили. Даже пришлось начать мелкосерийное производство Lada Kalina Sport цвета «спелый лимон», поскольку в серии именно этого цвета не было. Этот момент даже как-то непонятен - для спортивной версии яркий жёлтый цвет весьма подходит. И для малолитражек яркие цвета должны быть ходовыми, ведь женщины часто предпочитают именно такие небольшие машины. Все три машины, участвовавшие в пробеге были розданы. Основную машину Путин передал в музей «АвтоВАЗа», еще одну завод получил для передачи одному из ветеранов, а резервный автомобиль премьер подарил строителю трассы Чита – Хабаровск Олегу Трушину. Видимо очень заслужено, поскольку строительство было очень сложным - ещё пару лет назад в заявленные сроки не верилось:
Парадокс в том, что те средства, что выделяются сейчас, Росавтодор освоить не в состоянии. На трассе не хватает всего — техники, асфальта, битума, щебня, квалифицированных и опытных подрядчиков. Хуже всего с людьми — заманить их в суровые забайкальские края чрезвычайно сложно. Когда б не спешка, в бюджет, скорее всего, уложились бы. Но нынешними темпами дорога будет строиться ещё лет пятьдесят. Поэтому деньги валятся как в чёрную дыру — то, чего не могут или не хотят делать местные дорожные фирмы, приходится отдавать на откуп компаниям из других регионов. А те мало того что денег просят больше, порой попросту обманывают государственных заказчиков. Это местным бежать от обязательств некуда, а «пришельцы» могут исчезнуть хоть на следующий день.
![Строительство трассы М58 Трасса М58](http://www.amur-trassa.ru/media/gallery/07.jpg)
Вообще, если проследить историю строительства трассы, то она имела несколько стартов. Сам проект трассы «Амур» между Читой и Хабаровском появился ещё в 1966 году. Но только спустя 12 лет строительные части Минобороны начали прорубать сквозь тайгу просеку длинною в 2097 километров. На этом пришлось и остановиться - войска были переброшены на строительство дорог в Афганистан. К проекту вернулись лишь в 1990 году, после возвращения войск из Афганистана и за год до развала СССР. Тем не менее за шесть лет ельцинского развала дорожники всё же возвели 994 километра асфальтобетонного покрытия. Остановились только с полным прекращением финансирования.
К 2000 году, когда Путин инициировал очередной старт строительства, на трассе был разрыв в 800 километров, на котором кроме тайги ничего не было. Построенные же ранее 900 км дороги были уже в разбитом состоянии. К 2003 году удалось устранить разрыв в 800 км, соединив участки грунтовой дорогой. В 2006 году появились мосты, а за последние 4 года удалось уложить и свежий асфальт на длину в 1500 км. Темпы строительства были высочайшими при вполне удовлетворительном качестве. Даже корреспонденты либеральной "Газеты.вру" (принадлежащей опальному олигарху Ходорковскому), проехав по сданной трассе были вынуждены признать - "Около 1500 километров трассы Чита – Хабаровск по качеству лучше многих дорог в центральной России." Им осталось только признать, что не все деньги из выделенных миллиардов разворованы.
![Участок трассы М58 Трасса М58](http://www.amur-trassa.ru/media/gallery/040.jpg)
Генеральный директор предприятия по выпуску бумажной продукции ООО «Яшма» Александр Максименко жалуется на высокие тарифы железнодорожных перевозок и – в связи с появлением трассы – полностью меняет логистику. «Мы сейчас просчитываем перевозки автомобильным транспортом, потому что железнодорожники очень задрали цены, просто душат бизнес, – сетует он. – Выгоднее возить машиной. В Амурскую область из Хабаровска трёхтонный контейнер поезда стоит 18 тысяч, у него загруженность 4–5 кубов. Автомобилем уже отправляли по этой трассе 7 кубов, и дорога стоит 6 тысяч рублей – в три раза дешевле за одно и то же расстояние».
Этот элементарный расчёт как нельзя лучше показывает перспективы развития региона и полезность трассы. Она не просто даст дополнительные возможности перегонщикам японских подержанных машин, а практически вдохнёт жизнь в этот отмирающий регион, вернёт его стране. Как сказал Ломоносов, "Российское могущество будет прирастать Сибирью." Дальним Востоком в том числе.