рейтинг блогов

Транзитное пространство

топ 100 блогов proboknet14.05.2014 Когда речь заходит об организации очередной пешеходной улицы в Москве взамен автомобильной, появляется довольно много скептиков, которые очень громко начинают "кричать", что власти занялись совсем не тем, что нужно простым горожанам. Мол, кому нужны все эти скамеечки-лавочки и прочие элементы благоустройства, разве что бомжам, мигрантам и примкнувшим к ним хипстерам, которые будут тусить вместо того чтобы делом заняться. Нормальному человеку некогда будет гулять по этим пешеходным зонам, он деньги зарабатывает.

Я долгое время не мог понять, в чем причина отторжения идей благоустройства. Нельзя же нелюбовь к пешеходным улицам объяснить обычной вредностью автомобилистов. Наткнулся недавно на любопытную статью, в которой объясняется, почему неприятие имеет фундаментальную основу. Заключается она в том, что многие воспринимают городское пространство не как общественное, а как транзитное....

Сначала надо понять о чем идет речь. Общее пространство - это место, внутри которого удобно и безопасно всем без исключения горожанам. Оно включает в себя дворы, улицы, парки, площади, скверы и набережные, которые устроены с учетом интересов разных групп населения (так как в них предусмотрены зоны для детей, подростков, взрослых людей, пенсионеров и даже инвалидов). Интересы всех людей, использующих общественное пространство, по возможности учтены.

Для большинства россиян городское пространство исчерпывается жильем и местом работы. Общих пространств в описанном выше понимании у нас практически нет. Конечно, в Москве есть парки, улицы и дворы, но они функционируют совсем не так как должны. По сути, город превратился лишь в место, связывающее дом и работу. То есть общественные пространства у нас превратились в транзитные.

Сквер в таком случае превращается не в место для прогулок и досуга, а лишь в один из участков пути от дома на работу/в магазин/по делам. А улица становится магистралью, связывающей начальную и конечную точку маршрута. Или вот, например, Зубовский бульвар. Чем он является для москвичей: транспортной артерией или местом для прогулок (бульвар — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы, берега реки, моря, предназначенная для променада)?

Транзитное пространство

Пардон, а где деревья? Где, извините, сам бульвар? Его нет, осталось только название. А ведь бульвар был. Просто он был уничтожен в ходе сталинской реконструкции Москвы в 30-е годы ХХ века, когда улицы столицы превращали в магистрали. Вот так выглядел Зубовский бульвар до превращения его в 16-ти полосную дорогу:

Транзитное пространство

Аналогичная судьба ждала и Смоленский бульвар (было/стало). Естественно, никто не предлагает восстановить сквер на месте Садового кольца, хотя некоторое сокращение количества полос и высадка деревьев на Зубовском бульваре, конечно, не помешает. Но сейчас не об этом. Вернемся к общественным пространствам.


Как часто вы гуляете по городу?
Имеется ввиду не поход из дома до станции метро, автомобильной стоянки или к ближайшему магазину, а прогулка с целью отдыха или развлечения. Уверен, что если у вас нет маленьких детей с которыми надо бывать на свежем воздухе, то вы и не ходите просто так по улицам. Дом - работа - дом, и так пять раз в неделю. Тут не до прогулок. А выходные дни? Только не говорите, что у нас климат не подходящий. Когда вы были детьми, то гуляли каждый день и зима не была вам помехой.

Ладно, сейчас практически наступило лето. На улице стало тепло и... Куда все ломанулись? Правильно, на дачи. А зачем? Чтобы побыть на свежем воздухе, походить по лесу (за ягодами/грибами или просто так), с друзьями шашлыков поесть и т.д. То есть большинство людей на самом деле отдыхать любят, но почему же они не делают этого в мегаполисе? Ответ очевиден: в городе очень мало тех самых общественных пространств, где можно было бы просто погулять. Кругом шум, гам, машины, выхлопы, не то что отдыхать, жить невозможно.

Некоторые это уже поняли и... строят/покупают себе дома за несколько километров от Москвы и живут там. А в город ездят только на работу, за покупками или по делам. Очевидно, что таким людям общественные пространства в столице на фиг не нужны. Их общественное пространство - это коттеджный поселок. Там они живут и отдыхают. А городские улицы лишь выполняют транзитную функцию между домом и работой. Конечно, таким людям требуется магистраль, эстакады и тоннели, а не новая пешеходная зона. И они искренне не понимают зачем и для кого нужно благоустраивать город.

Увы, не у всех есть дачи, а на природу хочется. Поэтому некоторые устраивают пикник прямо рядом с домом, где живут. Очень колоритное зрелище:

Транзитное пространство b

Уверен, многие скажут, что это неприемлемо. Но почему вы считаете превращение двора в стоянку для машин нормальным явлением, а пикник там же - недопустимым? Двор для того и нужен, чтобы гулять и общаться с друзьями, а вовсе не для обустройства склада для металлолома (спасибо, что ракушки поубирали).

Парадоксально, но многие очень любят ходить по европейским городам и восхищаться, как там у них все здорово устроено. Но потом, вернувшись домой, говорить, что нам этого не надо. Однако последние тенденции в обустройстве Москвы (пешеходные улицы, новая Крымская набережная) позволяют надеяться, что городское пространство столицы превратится из транзитного в общественное.

P.S. Напоминаю, что совсем скоро начнется реконструкция Пятницкой улицы по концепции, разработанной Пробок.нет. Мы постарались сделать улицу удобной для всех без исключения: и пешеходов, и автомобилистов, и велосипедистов.

Чего вам не хватает в городе? Больше зеленых зон или, наоборот, больше индустриальных территорий?


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера мы с подрастающим поколением не только в игры играли , но и мультяшками занимались и вот что у нас получилось. ...
...
Сколько они должны получать из казны? Сколько бюджетных денег на них тратить правильно, а сколько - уже неприлично? Как из заставить быть скромнее? Приставить к каждому комиссию по этике? Заставить отчитываться о своих доходах 4 раза в день? Создать спецконтроль и сразу следом - спецнадз ...
Ныне типичный землекрейсер представляется как огромная гусеничная боевая машина с башней, как у корабля. Ну нет, башни-то корабельные появились довольно быстро, вот только гусеничный привод стал основополагающим далеко не сразу. Даже если отбросить Хьюго Гернсбека с его колесными ...
. Президент Латвии Андрис Берзиньш (справа) аккредитовал для работы в Латвийской Республике чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посла Корейской Народной Демократической Республики Пана Квана Чола (Pak Kwakng Chol) . ...