Трансформация мифа

Раз уж речь зашла о сказках, закончу свои размышления по поводу прошлогодней выставки в петербургском Манеже «Сопряжение форм. Русская скульптура. ХХ век». Я о ней рассказывала здесь и здесь.
На втором этаже кураторы выставки перешли от исторического контекста жизни страны к истории жизни мифа «социалистического реализма».

Для тех, кто забыл или не знал, что такое соцреализм напомню цитату из БСЭ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (соцреализм), творческий метод, провозглашённый офиц. сов. эстетикой основным для сферы отеч. культуры и искусства. Формированию доктрины С. р., господствовавшей в СССР с сер. 1930-х гг., предшествовали теоретич. суждения А. В. Луначарского (ст. «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907, и др.), опиравшегося в значит. степени на статью В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905), а также деятельность Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ) и Ассоциации художников революционной России (АХРР; декларировавшей «героический реализм»). Понятие творч. метода, заимствованное из марксистской эстетики, в кон. 1920-х гг. оформилось в противопоставление «диалектико-материалистич. творч. метода» пролетарской лит-ры «механистическому методу» буржуазной лит-ры, что в нач. 1930-х гг. было переосмыслено как противостояние «утверждающего», «социалистического» («пролетарского») реализма и «старого» («буржуазного») критического реализма.
Я это определение воспринимаю примерно так, как этот снимок с выставки:)

С моей точки зрения, суть соцреализма сводилась к тому, чтобы
показать «кого должен любить черт», как оно должно быть в
идеальном социалистическом обществе. При этом понятие идеального
определять взялись те, чьи скульптуры представлены на первом этаже
Манежа, но для того, чтобы народу объяснить куда идем, для начала
выбирались простые примеры. Работать для воплощения мифа новой
жизни предполагалось тяжело и много, значит будем всячески
поддерживать и прославлять человека труда.

Женщины в деле строительства социализма оказались вполне подходящим контингентом, они от радости, что получили разные возможности принялись и работать, и детей рожать, и между делом домом занимались. Причем даже не особо возмущались по этому поводу до поры до времени.

Взаимосвязь реального состояния дел и придуманного мифа кураторы выставки обозначили таким же стеллажом, как и в аванзале, но более скромным по размеру и заполненным фигурками, имевшими сакральный характер у разных народов бывшего СССР.

Олени, медведи, статуэтки древних богов и духов, помогающих или вредящих людям — это все материальная основа мифов, передаваемых каждым народом в песнях, балладах, сказках из поколения в поколение. Пока люди их помнят, они живут, если народ теряет свою идентичность, миф умирает.
С соцреализмом все оказалось несколько иначе. Придуманная жизнь настолько оторвалась от действительности, что про нее начали сочинять анекдоты, Василий Иванович не даст соврать.

Нда, «то ли девочка, а то ли виденье...»
Власти, чрезмерно увлекшейся собственным восхвалением, тоже изрядно досталось.

На мой непрофессиональный взгляд, ниспровергатели, как у нас всегда и происходило, вместе с надоевшей идеей принялись разрушать и все, что было хорошего в ней.

Мое мнение о выставке вряд ли совпадает с тем, что задумывали кураторы. Каждый кто заинтересовался этим проектом может посмотреть все дополнительные материалы, которые ЦВЗ Манеж на своем сайте оставляет в свободном доступе, и составить собственное мнение.
Например, можно послушать аудиогид, в котором рассказывается о некоторых объектах, составлявших экспозицию. В частности, вот об этом бюсте недавно ушедшего от нас дирижера Юрия Темирканова

А на ютуб-канале можно посмотреть все лекции, проводившиеся во время работы проекта.
|
</> |