Трамвайный юбилей

топ 100 блогов eh-la-bas — 16.11.2024 Не удержался, потырил материал у ОГАЧО.

В 1964 году Усть-Катавский завод имени С. М. Кирова попросил разрешение построить в городе обкатную трамвайную линию и 13 ноября (ровно 60 лет назад) получил добро от Катав-Ивановского горисполкома. Было решено проложить 5 километров пути одновременно и для испытаний новых вагонов, и для перевозки пассажиров между заводом и рабочим поселком Паранино.

КТМ-5М Уралец.jpg
Движение должно было начинаться на северо-восточной стороне промплощадки. Путь следования планировался по Телеграфному переулку, улицам 40 лет Октября, Катавской и далее до Паранино. Отдельными пунктами обговаривалось обустройство остановочных пунктов с павильонами и посадочных площадок, а также двухпутных вставок для обгона, отстоя и разъезда вагонов.

О сроках строительства в соответствующем решении горисполкома ничего не говорится, но сейчас мы знаем, что движение по испытательной линии открыли только в 1973 году, то есть девять лет спустя. И протяженность ее была меньше запланированного — четыре километра.

Вы спросите, как же испытывали трамваи до появления этой знаменитой трассы с рекордными углами подъемов и радиусами поворотов? Отвечаем: их испытывали на челябинцах. Например, в том же 1964 году в областной центр поступили два опытных вагона новой модели трамвая КТМ-5. Это был первый в линейке УКВЗ трамвай на четырех осях и с возможностью сцепки в многовагонные составы. Машину разрабатывали по заданию из Москвы, ею собирались наводнить весь Советский Союз.

В феврале 1965 года фотограф В. Георгиев запечатлел на заснеженной остановке один из этих прототипов. Придумывая облик своему детищу, усть-катавские конструкторы вдохновлялись ленинградским трамваем ЛМ-57 и чехословацкой «Татрой».

КТМ-5.jpg
Однако в дальнейшем от обтекающих линий было решено отказаться. Свердловчане из Института технической эстетики предложили авангардный угловатый дизайн, так появился на свет хорошо всем знакомый КТМ-5М, или 71-605 — самый массовый трамвай в истории индустрии. Что касается опытных образцов, то они, к сожалению, со временем были утрачены.

КТМ-5М на обкатке в Усть-Катаве.

КТМ-5М-1.jpg

КТМ-5М-3.jpg

КТМ-5М-2.jpg

На обкатке еще один экспериментальный образец 71-606, изготовленный в 1977 году в количестве 2 штук. В серию так и не пошел.

КТМ-5 (71-606).jpg
Текст: Руслан Сафин
Материал Объединенного государственного архива Челябинской области

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мужчины, переодетые в женское платье в Викторианскую эпоху. Викторианской эпохой принято называть период правления британской королевы с 1837 по 1901 гг. Именно в это время часто ...
И опять пекло + 30, облака гуляли, испарение от земли. Тяжело, а в бору хорошо. Сосновый бор для меня – не просто лес, это целый мир, наполненный жизнью и своими обитателями. И, пожалуй, самые яркие и общительные жители этого мира – белки. У нас их всегда много, и я уже давно ...
Яркая, красивая и незаслуженно забытая актриса , которая прожила насыщенную, но полную драматических событий жизнь. Когда-то она решила «не продаваться в рабство» в Голливуд и выбрала европейское кино. Возможно, именно поэтому сегодня ее имя мало кому о чем-то говорит. Девочка ...
Мне мое государство за все мои праведные труды нарисовало пенсию в 10 тысяч. А в пенсионке еще и предупредили, что это очень хорошая сумма.  Но можно ли, не работая, прожить на такие деньги? Наверное, можно. Если отказаться от воскресных шашлыков, ...
Итак, бульдога поздравили, подарили ему телячью ногу и новый лежак, на котором, вообще-то могла бы спать я сама ,такой он широкий и длинный. И - гораздо мягче того, на чём мы спим. Мы-то спим на одеяле, постеленном прямо на паркет, а у него теперь ...