Трампиан Отступник

Увы, Юлиану было отпущено всего три года на троне. Сразу после его смерти веротерпимость отменили, мракобесие разыгралось с новой силой и отовсюду нагрянули варвары. Римская Империя, утратив те культурные ценности, которые некогда сделали ее великой, стала рассыпаться на части. Через 15 лет после смерти Юлиана была уничтожена восточная кадровая армия, и с варварами пришлось расплачиваться внутренними территориями Империи. Через 43 года после смерти Юлиана лимес на Западе был прорван аланами, вандалами и свевами, и последствия этого вторжения прокатились даже по тыловым и наиболее защищенным регионам Империи, включая Испанию и Африку. Через 47 лет после смерти Юлиана орды варваров стали гулять по Италии как у себя дома, и в итоге разграбили Рим. Через столетие после смерти Юлиана от западной половины Империи осталась только бледная тень. Хаос, варварство и маразм победили цивилизацию.
Трамп – это последний луч заходящего солнца цивилизации, кем был и Юлиан для своей эпохи. Трамп неизбежно падет, как пал Юлиан, и его запишут в анналы как «Трампиана Отступника». И его верный Вэнс падет, и гордый Маск тоже падет, а его Старлинки будут сорваны с небес и брошены в грязь. И наступят десять столетий средневекового мракобесия и рабства. Без малейшего просвета.
Если только у Трампа нет «Плана Б». У Юлиана «План Б» имелся. Понимая всю хрупкость своего дела, параллельно «лобовым» усилиям по созданию жизнеспособной альтернативы христианской церкви, Юлиан предпринимал меры, чтобы, в случае неудачи, само христианство превратилось в хранилище античного культурного наследия и, таким образом, хоть что-то было донесено до будущих поколений, сделавшись базой для Возрождения. К сожалению, не могу дать ссылку на мой текст 2009 года «Поcледняя победа императора Юлиана», поскольку исчез тот ресурс, где он был размещен, и я еще не успел перезалить в другое место. Поэтому ограничусь цитатой оттуда: «Сначала Константин одомашнил первичное «ваххабитское» христианство и создал условия для массированного внедрения античной интеллигенции в христианский клир. Затем Юлиан предотвратил отторжение новой Церкви радикалами, оздоровив ее и столкнув с утрированно-языческой «Анти-Церковью». А в это время античные «Штирлицы» превращали Православие в ковчег, сохранивший зерна греко-римской культуры».
Самой изящной многоходовкой Юлиана была знаменитая реформа системы образования, которая, на первый взгляд, была частью «Плана А», но на самом деле имела целью повысить ценность античной образованности в глазах христиан. Поскольку античная гуманитарная культура была пронизана отсылками к языческой мифологии и религии, Юлиан запретил христианам работать ее преподавателями. Логично: раз христиане отрицают античных богов, то лучше им уйти из системы образования, чтобы не лицемерить и не подвергать себя языческим искушениям. Этот запрет, во-первых, позиционировал преподавание античной культуры как привилегию, которая не всем доступна («запретный плод», к которому надо стремиться). Во-вторых, изгнание христиан из системы языческого образования было подано как величайшее гонение на христиан, как проявление антихристианской воли. Это автоматически дискредитировало фанатиков-мракобесов внутри самого христианства, тогдашних аналогов «Боко харам», которые были готовы по собственной воле разорвать любой контакт с языческой культурой, сжечь библиотеки, закрыть школы, убить всех ученых и т.д. Эти фанатики как бы оказались на одной стороне с «гонителями христианства» и вынуждены были умерить пыл. Это одна из причин, почему эта фракция не смогла победить и не сожгла всю античную литературу.
После смерти Юлиана все эти запреты были отменены, и христиане хлынули в систему античного образования и в качестве ревностных учителей, и в качестве жаждущих знаний учеников. Западной части Империи это уже не сильно помогло: там из-за варваров цивилизация вскоре провалилась до самого фундамента, и людям было уже не до книг и не до образования. Последним деянием последних римских аристократов на Западе, до того как их перерезали франки, была, как ни странно, поспешная христианизация сельской местности. Было важно обеспечить хоть какой-то общий культурный контекст между местным дичающим населением и образованными людьми, которые когда-нибудь в будущем приедут с Востока восстанавливать цивилизацию.
А вот на Востоке дело пошло в рост. Традиция элитарного античного образования в христианской Византии сохранялась почти до самого конца ее истории и повлияла на возникающие западные университеты. Византийские клирики сыграли огромную роль в сохранении и передаче из поколения в поколение корпуса античной литературы. Большинство сохранившихся античных текстов дошли до нас именно через Византию. Византийские интеллектуалы и привезенные ими книги впоследствии сыграли значительную роль в европейском Возрождении.
Резюмируя: Трампу, Вэнсу и Маску самое время подумать над «Планом Б», потому что «План А», скорее всего, обречен, и Америку вылечить не получится. Но можно обеспечить почву для Возрождения тем, кто будет жить в Америке будущего через 1000 лет после того, как варвары и мракобесы всех убьют, все развалят, все снесут и затопчут.
|
</> |