Трамп хотел вернуть «Форд» в Америку, а привел в Индию
alex_leshy — 15.01.2019«Форд» анонсировал планы реорганизации: в США и России заводы закрываются, в Индии – открываются.
Происходящее служит прекрасным наглядным примером того, как общие понятия, вроде глобализации, транснациональных корпораций и международной конкуренции в издержках, связаны с вещами обычными и каждодневными. Вот, казалось бы, какая связь между проектом Трампа "Make America Great Again" ("Сделаем Америку великой снова") и предстоящим в этом году закрытием двух заводов корпорации Ford в России? А она есть, и это совсем не санкции.
На пути к заветному столу в Овальном кабинете Трамп обещал вернуть промышленное производство в Америку, то есть сделать то, на чем в мировые лидеры прорывается нынешний Китай. В первую очередь, речь шла об уже существующих и некогда традиционно "американских" отраслях, вроде автомобилестроения. С помощью угроз, увещеваний и прямого выкручивания рук, он, в частности, в 2016 году "убедил" председателя правления Ford Motor Company не переносить завод из Линкольна (штат Кентукки) в Мексику.
Помимо пряников в виде преференций и скидок тогда в ход пошли также угрозы пересмотра таможенных ставок. Мол, или работайте в Америке или придется три шкуры отдавать на границе (по аналогии с заявлением, адресованным совету директоров концерна Toyota).
Тогда руководство прогнулось, Белый дом праздновал победу, но она оказалась пирровой. Как стало известно к настоящему моменту, американский автомобильный концерн из США все равно уходит. Потому что законы экономики никакими указами не отменить. А все потому, что эпоха бесконечно растущих рынков закончилась, и продажи стали падать. FMC по-прежнему входит в тройку крупнейших автопроизводителей Америки, но предел продаж на американском рынке уже достигнут. И не только там. Прогнозы находятся в красной зоне практически по всем крупным рынкам: в Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке и в АТР.
Что касается собственно Соединенных Штатов, то там продажи кроссоверов и пикапов еще идут, а от седанов потребитель уже отворачивается. В результате в марте 2019 года там будет полностью прекращено производство модели Taurus (включая полицейскую версию Police Interceptor Sedan). Та же судьбу через год ожидает Fiesta и еще через два года - Fusion и Mondeo. К 2020 году для американского рынка будут делать только кроссоверы, внедорожники, пикапы и нишевые премиальные платформы вроде Mustang и Activa. Причем все они получат минимум одну полностью электрическую модификацию.
А если кому захочется чего попроще, компания будет удовлетворять заявки с заводов в Китае (которые существуют сейчас) или новых заводов в Индии, переговоры о начале строительства которых находятся в финальной стадии подписания итоговых документов. Потому что все в конечном итоге решают деньги, а точнее, соотношение объемов получаемой прибыли к текущим затратам, и тут азиатским условиям проигрывают не только Америка, но и филиал в России.
Требования по омологации и постоянного повышения уровня локализации, с нашей точки зрения безусловно целесообразны, но для автоконцерна это, прежде всего, вопрос постоянного сравнения условий при разных вариантах стратегии, которых на общем глобальном мировом рынке заметно больше, чем один.
Пример "Форда" наглядно показывает, кем и для чего на планете строился глобализм, а также в чью пользу он собирался функционировать. Если рабочий в Индии обходится дешевле россиянина, европейца или американца, то работу получит индус, а чем на жизнь станут зарабатывать остальные – транснациональные корпорации не волнует от слова совсем. Он же говорит, что вырвавшись на глобалистскую свободу, они (ТНК) назад в рамки государственных интересов возвращаться особо желанием не горят.
Именно это сейчас и является главным драйвером процесса формирования изолированных промышленно-экономических кластеров, максимально самодостаточных по объему и широте внутреннего промышленного производства. Правда, это неизбежно сопряжено с необходимостью пересмотра отношения потребителей к отечественным товарам и услугам. Однако следует признать, что простых способов достижения успеха тут не существует. Старые рецепты эффективного управления экономикой закончились. Новые придется вырабатывать уже по ходу боя.
Специально для ИА REX