Трагедия Пастернака - маркер СССР и нынешней России
nasedkin — 24.10.2025

Вот и ещё один своеобразный юбилей подоспел. 67 лет назад в Советском Союзе был дан старт абсолютно позорной акции, как нельзя лучше показавшей отношение так называемой общественности к ярким и талантливым людям. Мало того, что дерзко отличавшимся от серой массы, так ещё и получавшим заслуженное признание за пределами лагеря с колючей проволокой.
23 октября 1958 года по инициативе Альбера Камю Борис Леонидович Пастернак стал вторым отечественным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Реакция в Кремле последовала незамедлительно - Суслов припечатал "Доктора Живаго" отметиной "клеветнический роман". Пастернака мгновенно исключили из Союза писателей СССР, а трудящиеся начали массовую травлю. Столичная организация Союза писателей потребовала высылки Пастернака из страны и лишения его советского гражданства. Особенным рвением отличились Л.И. Ошанин, А.И. Безыменский, Б.A. Слуцкий, С.A. Баруздин, Б.Н. Полевой. Ну и разумеется, Сергей Михалков, откликнувшийся на присуждение Пастернаку премии эпиграммой под карикатурой М. Абрамова "Нобелевское блюдо".
Показательным стало заявление тогдашнего первого секретаря ЦК комсомола Владимира Семичастного: "...как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»..."
В тот же день "Литературная газета" опубликовала "ответку" Пастернаку в виде резкой критики "Доктора Живаго". Спустя несколько дней постановлением совместного заседания президиума правления Союза писателей СССР, бюро оргкомитета Союза писателей РСФСР и президиума правления Московского отделения Союза писателей РСФСР Пастернак был единогласно исключён из Союза писателей СССР. По всей стране прошли собрания республиканских, краевых и областных писательских организаций, на которых писатели осудили Бориса Леонидовича за "предательское поведение, поставившее его вне советской литературы и советского общества".
Именно в те дни родилась ставшая знаменитой поговорка "Не читал, но осуждаю!".
В результате массовой травли Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии: "В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ".
И даже несмотря на всё это, в письме на имя Хрущёва он написал: "Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой". Тем не менее, в феврале 1959 года он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р.А. Руденко, угрожавшему обвинением по статье 1 "Измена Родине" Закона СССР от 25 декабря 1958 года "Об уголовной ответственности за государственные преступления".
Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгких в подмосковном Переделкине 30 мая 1960 года на 71-м году жизни. Похоронен 2 июня 1960 года на Переделкинском кладбище. Проводить его в последний путь, несмотря на "бан", пришло множество людей, среди которых были Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский.
Стоит ли говорить, что подобных акций впоследствии было великое множество? Тот же Вознесенский, Эрнст Неизвестный, Сахаров... Самое же удручающее - нынешнее российское общество со всей его апологией СССР, охотно переняло данную модель отношения к инакомыслящим и просто неординарным, ярким, свободным людям. Массовые доносы z-активистов и прочих сервильных охранителей, в результате которых постоянно пополняются списки иноагентов и террористов-экстремистов - лишнее тому подтверждение.
Ну а я же, пользуясь случаем, хочу показать вам тот самый дом Пастернака в Переделкине.











|
|
</> |
Виртуальные номера для регистрации: удобство и безопасность современных решений
Доброе утро!
трубадуры и кардиологи
Историческая вилла с новым интерьером
Тиргартен сгорел
Восьмой дом. Продолжение 15
Утренний глоток поэзии
Коллективный портрет русского матроса нач. ХХ в. от старшего офицера ЭМ "Новик".

