Трагедия несчастного тренера в Дахау

Несколько опасаюсь, что мой Журнал превратится в издание советского типа, где обычно была рубрика «Переписка с читателями». Но уж очень интересные комментарии иногда получаю, которые не дают мне возможности не отреагировать. Вот и только что, в ответ на мое замечание, что не обязательно оставаться в России и быть дерьмом, человек написал:
И, да, не надо мне историй, что «да любой дурак в Москве мог
поднять десяток миллионов баксов и жить сейчас рантье в своё
удовольствие наплевав на власти».
Вот ту меня знакомый молодой мужчина. Интеллигентный ,тренер в
детской спортшколе, даже на митинги ходил в своё время (что я
считаю глупостью) и его "принимали" космонавты. И вот его
руководство требует сейчас голосование угрожая увольнением. И что
Вы ему посоветуете? Иммигрировать в Сомали? Давайте, возьмите его
на содержание.
Сам терпеть не могу стариковских наставлений в стиле «я в твои годы вагоны разгружал» и лозунгов типа «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». В моем понимании жизни и свободы достоин любой, кто не делает подлости другим (сознаю, насколько условно и относительно понятие подлости, но всё-таки для меня оно абсолютно ясное, четкое и точное). И даже тот, кто эти подлости делает, недостоин лишь в исключительных случаях.
А вагоны я действительно разгружал, и ещё баржи, тракторные прицепы и ещё много чего, но не считаю это таким уж примером для подражания и вообще тем, чем надо гордиться. Личный выбор каждого и всего лишь один из бесчисленного количества инструментов для выживания.
Короче и самое главное. Я лично никогда не был борцом с чем-то и человеком баррикад. Ни к какому диссидентству в СССР не имел и малейшего отношения. Даже мысли никогда не было сражаться за счастье всего народа. Поскольку я видел, что жизнь эта большинство народа вполне устраивает. А мне хотелось заниматься жизнью исключительно собственной и своих близких. Что я и делал в разной степени успешно, но, в конце концов, результат получался далеко не самый плохой.
И вот тут возникает тот самый простой вопрос, а на какого уровня, ну, конечно, не ту самую подлость, типа писания доносов, предательство, воровство и тому подобное, а просто компромиссов ты готов пойти ради обустройства этой твоей собственной жизни? Компромиссов вроде бы общепринятых и вовсе в массе своей не осуждаемых, типа вступить в КПСС, сказать речь на собрании передовиков с осуждением израильской военщины, пойти на первомайский митинг с портретом Брежнева в руках, и так далее, мои сверстники прекрасно понимают, о чем я говорю.
И тут не буду говорить о себе. Иначе всё равно появится привкус попытки какого –то самооправдания, а в моем возрасте и жизненной ситуации это уже смешно и нелепо. Я с самим собой слишком давно разобрался, а мнение оставшихся в живых людей, которое имеет для меня значение, тоже уже вряд ли изменится. Так что сейчас о других.
И я знал в жизни довольно много людей, которые имели достаточно строгий «ограничитель» такого рода компромиссов. И в ситуациях, когда этот ограничитель срабатывал, они просто вставали и уходили. Да, кто-то из-за этого не сделал карьеру. Не только не стал начальником, но и не состоялся как ученый, писатель, музыкант, даже, были случаи, спортсмен. И недаром появилось понятие «поколение дворников и сторожей». Это ведь по большей части были отнюдь не маргиналы, многие весьма талантливы и работящи. Но внутренний ограничитель не позволял переходить определенную черту.
И, конечно, тут очень важно подчеркнуть, что речь всё-таки идет о временах уже послесталинских. Когда альтернатива была не «подпиши или десять лет без права переписки». Хотя да, кому-то могли и устроить неприятности в виде высылки на сто первый километр или даже статьи за тунеядство, как Бродскому. Но в основном всё-таки вопрос стоял не столь жестко. Не жизнь или смерть, а с чем бутерброд есть, и из какого меха шапку носить.
Так вот вернемся к тренеру, с которого начали. И у него жуткий гамлетовский выбор. Совершить поступок, который он считает неприемлемым или подвергнуться увольнению с работы из детской спортшколы. И что же ему на самом деле грозит, если его уволят? Он, молодой спортивный мужик с голоду помрет? Ну, не знаю. И при упомянутой уже советской власти как-то ни одному нормальному здоровому работоспособному человеку это не грозило. А уж потом и вовсе. Мне тут предлагается даже взять его на содержание. Честно признаюсь, жаба душит. Но, в крайнем случае, пусть напишет мне на электронную почту, я ему расскажу, как в нашей деревне Грибки можно, если руки хоть немного из нужного места растут, вполне стабильно зарабатывать тысяч сто в месяц.
Да, возможно, без компромиссов такого рода нынче сложно стать богатым, влиятельным или знаменитым. Ну, извините, тут уж каждый волен сам выбирать. Например, Киркоров уже заработал столько, что и внукам не пропить. Но после отлучения от федеральных телеканалов помчался на Донбасс вымаливать прощение. Тоже ставить вопрос – а что ему несчастному было делать, не мы такие, жизнь такая?
Короче, как у нас говорили на Колымской трассе, всё это мудовые рыдания. Вот ещё один читатель прекрасно сформулировал:
«Сколько евреев протестовало в Варшавском гетто или даже в
Дахау против Гитлера и его режима? Единицы.
Значит евреи поддерживали нацистские законы!
Так?»
То есть, нынешняя ситуация в России – это еврейское гетто или лагерь смерти? И подобным тренерам за ослушание грозит газовая камера с крематорием? И выход – или подчиниться, или бежать в Сомали?
В общем, тут, наверное, нужно сделать ещё одну оговорку. Мои слова могут прозвучать пустым лицемерием, поскольку сам-то я уехал, имея на то материальные и прочие необходимые возможности, а они есть далеко не у всех. И это чистая правда. Но уехал я не из гетто и не из Дахау. У меня в практическом и бытовом смысле в Москве всё было чудесно, во всяком случае, много лучше, чем сейчас. И мне для этого не приходилось идти ни на какие компромиссы. Да, опять же скидка на возраст и заработанные за жизнь деньги. Но вот мой родной брат. Обычный школьный учитель. Более того, учитель истории. И вот можете смеяться и не верить, но умудряется ничего стыдного не делать, не говорить и ничему плохому не учить, а всё ещё довольно комфортно живет в той же Москве и в Сомали не собирается.
Ладно, лирика всё это. Пусть каждый делает, что хочет и живет как хочет. Меньше всего хочу кого-то к чему-то призывать и, тем более, учить. Просто немного противно, когда люди в полном расцвете сил начинают оправдывать свою элементарную трусость какими-то непреодолимой силы обстоятельствами.
Впрочем, и противно достаточно умеренно. Вот поделился с читателями, и сразу лучше стало. Какой же я всё-таки неприхотливый человек…
|
</> |