TQM на пальцах


Крошка сын к отцу пришел... И спросил про TQM, TPS и прочие трехбуквенные аббревиатуры. Ну, то есть он всё понял, но не понял, зачем вся эта красота необходима. А завтра ему докладывать в университете.
Со сложными системами человечество имеет дело недавно. Еще в 18 веке самыми сложными механизмами, с которыми имели дело люди, были корабли. Это были штучные изделия, работы особо обученных мастеров. Чуть позже к кораблям добавились паровозы. Это были достаточно сложные системы — одно из моих любимых видео на Ютубе — запуск паровоза в зимних условиях (учебный фильм). Но и к ним допускали только специально обученных людей, а не каждого. Потом появились самолеты...
Когда мы делаем деталь на станке — это не просто железяки и стружка. Это система СПИД (станок-привод-инструмент-деталь) Которая имеет допустимый диапазон положений друг относительно друга. И если рассмотреть детали внимательно, то одинаковых нет. Они все имеют некоторое отклонение от чертежа, причем случайное.
Пока количество деталей, которые влияют друг на друга небольшое, вероятность выхода из строя изделия целиком невысокая. Но ситуация быстро меняется, если деталей становится действительно много. И если на море или в авиации проблемы решались строгим контролем, регламентами обслуживания и эксплуатации, то с появлением массового автомобиля джинн был выпущен из бутылки.
Современный автомобиль имеет 15 — 20 тысяч деталей. А эксплуатируется практически неподготовленным пользователем, допускающим ошибки как в обслуживании, так и в эксплуатации. Поэтому с появлением массовых автомобилей проблема качества и беспроблемной эксплуатации стала явной и требовала безотлагательного решения.
Замечу, что в СССР не было массового автомобиля не по злому умыслу негодяев из ЦК КПСС. А во многом по той простой причине, что эксплуатировать автомобиль 50-х и даже 60-х годов было очень сложно, Он мало того, что требовал практически ежедневного обслуживания, он ещё и постоянно ломался. Ситуация в США была лучше, но ненамного.
Первыми, кто попытался решить проблему системно стали японцы. После второй мировой войны было принято решение развивать машиностроение, в том числе автомобилестроение. Первые японские автомобили были достаточно посредственными некачественными изделиями. Но ситуацию стали менять и менять системно — из Америки были приглашены специалисты по качеству и массовому производству. Оплачивало их работу министерство, а слушателями были все ведущие японские предприятия.
Оказалось, что если устанавливать требования к качеству на этапе проектирования. и применять при производстве принцип «3не» то количество некондиции и брака резко снижалось — это оказывалось выгоднее стандартных подходов и позволяло получить низкую себестоимость и высокое качество — комбинация, считавшаяся невозможной ранее.
Вообще — история становления японских методов контроля качества довольно интересна и объемна, рассказать ее в трех словах не получится. Но — у них всё получилось. И в 80-е «качество Тойота» стало легендой, а призом стал автомобильный рынок США.
Потом их методы скопировали американцы и европейцы. И даже современные автомобили ВАЗ вполне себе машины — их можно эксплуатировать как обычный автомобиль. Да и вообще, проектирование сложных систем сегодня — вполне зрелая область знаний. Вершиной современного инженерного искусства лично я считаю проект ИТЭР. Надеюсь, я доживу до его запуска и первых результатов.