TPE: что это такое и с чем его едят

топ 100 блогов france_ru12.04.2016 Сегодня я расскажу вам про TPE, экзамен, который расшифровывается как Travail Personnel Encadré. По сути дела, это исследование (travail=работа) на тему, нравящуюся группе учеников (personnel=личная), но подходящую под определенные рамки и правила (encadré=обрамленный (если уж дословно)). Идея впервые появилась в 1997 году, но обязательным экзаменом TPE стал с 2006 года. Интересно, но оценка за TPE попадает в аттестат только в том случае, если она повышает общую оценку за BAC. Проходит он в классе Première и делится на четыре этапа.
TPE: что это такое и с чем его едят



Этап 1. Выбор темы и группы.
TPE: что это такое и с чем его едят
В начале учебного года всех учеников одного "фильера" или профиля (S, ES, L) собирают в кинозале – объясняют, что такое TPE и как его делать, дают несколько важных советов и, что самое главное, называют три основные темы, под которые это самое TPE должно подходить.
Во-первых, исследование должно проводиться группой из 2-4 человек. Оказывается, что для TPE каждый должен работать индивидуально, но в то же время уметь работать в группе, распределять работу и т.д. Кроме того, каждая группа обязана ввести бортовой журнал с описаниями всех экспериментов, проблем (и их решений, если такие есть), поставленных задач, планов и проч.
Во-вторых, исследование каждой группы будет курироваться двумя учителями, которые будут следить за вами во время всего процесса и в конце поставят каждому оценку (из 8 баллов) за индивидуальную работу, совершенную при них в классе. Более того, оценка также ставится за финальную письменную работу (из 6 баллов) и её, скажем так, устную защиту (из 6 баллов). Потом эти три оценки складываются и выходит оценка из 20 баллов.
В-третьих, работа должна подходить под одну из трех тем, определенных государством для текущего учебного года. Например, для научного класса (S) в этом году были такие темы, как «Структура», «Измерения», «Вещество и форма», а для экономического класса (ES) - «Неравенство», «Кризис и прогресс», «Деньги». Темы специально сделаны нечеткими, чтобы не слишком сильно ограничивать учеников в выборе идеи исследования. Затем учеников предупреждают, что работа обязательно должна опираться на 2 основные дисциплины для каждого класса. Так, например, для научного класса есть три основные дисциплины: физика-химия, математика и SVT (наука о жизни и Земле), и моя работа впоследствии затрагивала физику-химию и биологию. Для научного класса также необходимо поставить несколько экспериментов, доказывающих или опровергающих вашу идею.

В конце концов вам говорят, что можно отправляться на поиски единомышленников, и все вскакивают с мест, и кинозал на несколько минут превращается в копию маленького Вавилона: те, что похитрее, стоят с маленькими табличками и спокойно ждут свою «добычу»; некоторые, определившиеся с темой и группой еще заранее, уже обсуждают некоторые детали своих проектов и планируют что-то наперед; самые растерянные и неподготовленные пытаются пообщаться с первым встречным и даже не знают, с чего начать.
Еще с самого начала учителя предупреждают всех и каждого, что TPE лучше всего не делать с группой друзей, так как нередко это заканчивается конфликтами, слезами, недовольством и проваленным экзаменом (так как группы впоследствии менять нельзя), но, разумеется, мало кто слушается этого совета. Точно такая же ситуация произошла и с нашей группой: в ней была моя русская одноклассница, мой французский одноклассник с прошлого года и я. Вначале мы все загорелись идеей сделать работу о молекулярной кухне, необычной и эффектной для финальной защиты работы. Каково же было наше удивление, когда учителя «по секрету» сказали нам, что почти половина групп из научного профиля решила взяться за точно такую же тему. Конечно, проблематика (=вопрос, раскрывающий определенные стороны заданной темы) у всех будет разной, но рисковать всё же не стоило. В результате мы перебрали около десяти тем и потратили на это около двух месяцев.
Если учесть, что TPE начинается в сентябре, а в конце января нужно уже сдать письменную работу, то мы потратили около треть всего времени на поиски темы. Были и фракталы, и очищение воды, и люминесценция, но каждый раз тема либо не нравилась кому-то из участников, либо яростно оспаривалась, либо её обсуждение и вовсе заканчивалось слезами. Наконец, мы остановились на хлебе, а точнее на межмолекулярных взаимодействиях между ингредиентами и, как следствие, роли каждого ингредиента в приготовлении хлеба. Выходило вроде бы просто, но захватывающе.:)


Этап 2. Поиск информации и подготовка к сдаче.
TPE: что это такое и с чем его едят
Представьте себе, что два часа в неделю вы сидите в классе/библиотеке, гудящем от нескольких десятков голосов, обсуждающих разные темы. Заодно вообразите, что в помещении так же царит легкий и ненавязчивый дух конкуренции, так как темы некоторых групп схожи, а учителя тем временем не спускают с вас глаз. Представили? Поздравляю, сейчас вы в процессе работы над своим TPE!
Для хорошей научной работы необходимо два важных фактора: продуманные эксперименты и грамотно подобранная литература, из которой впоследствии можно будет брать примеры или факты. На самом деле, курирующие ребят учителя иногда делают очень много полезного: помогают подобрать литературу, сделать эксперименты, прийти к какому-либо выводу. В моем случае, к сожалению, учителя либо вовсе не приходили на сеансы TPE, либо отвечали, что некомпетентны в этой области (или начинали рассказывать про то, как пекли хлеб со своими детьми…:)).

Любопытно, что нужно не только придумать эксперимент, но еще и осуществить его. Для начала необходимо согласовать эксперимент с курирующими вас учителями. Затем заполнить специальную анкету с подробным описанием эксперимента и необходимого оборудования, отнести её учителям, занимающимся рассмотрением заявок, затем неделю ждать ответа и, наконец, узнать, попал ли ты в список групп, выполняющих эксперименты. Если всё хорошо, то в течение двух следующих недель группе назначат время и место для выполнения эксперимента. В противном случае нужно начинать всё сначала. Таким образом, учеников заранее приучают к тому, что нельзя просто так прийти в лабораторию, не пройдя перед этим кучу инстанций не подумав о других и не распределив своё время.
Кроме того, каждый ученик должен написать свой собственный отчет о проделанной им работе, преодоленных трудностях, вопросах, с которыми ему приходилось сталкиваться, не забывая при этом указать свое личное мнение о функционировании группы и о теме работы. В общем, выходит познавательно.

В течение трех из пяти с половиной месяцев мы искали информацию, находили и решали вопросы и даже сделали эксперименты. Внезапно, как гром среди ясного неба, нам объявляют дату сдачи письменной работы – 26 января. С ужасом осознав, что вся необходимая информация у нас-то уже есть, но вся она в бортовом журнале, мы горячо обещаем друг другу, что с завтрашнего же дня начнем всё сводить и подготавливаться к сдаче. Несмотря на мою нелюбовь к оттягиванию важных дел до последнего, результат был довольно-таки типичен – за последние четыре дня перед дедлайном мы, не отрываясь от мониторов, искали красивые картинки хлеба/муки/соли и боролись с оформлением.



Этап 3. Сдача письменной работы и защита
TPE: что это такое и с чем его едят
Сдача работы должна была проходить с 13 до 15 часов. Еще с самого утра в библиотеке, обыкновенно пустынной (как на этой фотографии), бардак – десятки учеников толпятся около одного работающего принтера и в панике пытаются всё распечатать, некоторые и вовсе не пошли в школу – доделывают TPE до часа Х. К 13 часам атмосфера накаляется до предела, появляются даже плачущие индивидуумы, у которых работа из-за допотопности компьютера в библиотеке полетела к чертям, и теперь картинки загораживают текст, а всё выходит неравномерно и некрасиво. Те, что решили подавать работу оригинально, либо доклеивают последние детали к макетам, либо дорисовывают что-то на ватманах. Как сказали бы французы - bordel!

Наконец, в библиотеку заходят учителя и говорят, что все 40 с хвостиком групп научного профиля распределены на 4 учителей, которые будут принимать работы в таком-то кабинете. Кроме того, говорят, что все сдавшие свои работы будут освобождены от сеанса с 13 до 15. «Как же всё организовано и понятно!» - подумала я и восхитилась.
Через несколько минут все 40 групп толпятся в одном узком коридоре, стоит полная неразбериха, все стремятся пролезть без очереди (особенно занимающиеся регби), а учителя пытаются докричаться до кого-то в толпе. Через 30 минут толкучки нашей группе удалось прорваться к кабинету, где нас уже ждали учителя.
По списку учителя проверяют наличие каждого документа, а именно: правильно оформленная письменная работа в специальной папке, три письменных отчета и бортовой журнал (всё подписано, завернуто и скреплено). Для каждой группы составляют опись, где перечисляют все переданные комиссии вещи, и группа заверяет её своей подписью. Если чего-то не хватает, то комиссия предлагает либо принести всё переделанное через несколько минут, либо сдать в первозданном виде. У нас всё было в порядке, правда наша первоначальная идея – принести работу про хлеб в высушенном и полом куске багета – провалилась, а точнее раскрошилась на пути в библиотеку.:)
Сдав работу, группа может уйти и спокойно поесть картошки фри в маленьком кафе рядом с лицеем.:)


Этап 4. Устная «защита».
TPE: что это такое и с чем его едят
В один прекрасный день каждому ученику приносят convocation, или, если по-русски, направление на экзамен, где указано время начала устной презентации вашей работы. Устное TPE проходит за один день для всех классов (26 февраля в этом году), поэтому тайминг очень напряженный: к примеру, моя группа проходила в 8 утра, а в 8:30 уже должна была прийти следующая.
Презентация должна длиться в идеале 15 минут, где все должны выступать одинаковое время. Именно поэтому группа из 3 человек является самым оптимальным вариантом: каждому дается по 5 минут. Чтобы уложиться в общие 15 минут и личные 5 минут, нужно очень много тренироваться и работать над планом, так как рассказать письменную часть целиком и наизусть невозможно - нужно оставлять самое важное, да еще и так, чтобы ответ выглядел связанным, логичным и не пересказывал вашу писанину, которая комиссия перед выступлением уже прочла. Мы, например, ставили таймер и начинали рассказывать. В конце мы смотрели, сколько времени проговорил каждый и группа целом, после чего  анализировали ситуацию вместе: кто-то должен был впредь говорить быстрее, а кто-то выкидывал что-то ненужное из своей части. Потом тренировка возобновлялась.
Комиссия состоит из двух неизвестных вам учителей, каждый из которых отвечает за одну дисциплину профиля. Во время этой «защиты» каждый ученик должен показать свою заинтересованность темой, ответить на проблематику работы и прояснить им все нюансы или непонятные места работы (для этого еще стоит несколько раз прочесть свою письменную часть и их найти), дабы опять-таки показать свою осведомленность. После презентации у комиссии есть 15 минут, во время которой учителя задают группе и/или каждому участнику вопросы по содержанию работы, углубляются в детали или оспаривают что-либо. В нашем случае всё прошло хорошо: после трех вопросов комиссия нас отпустила, предварительно похвалив.
Оценку мы узнаем только в июне, вместе с остальными оценками за экзамены.


На мой взгляд, TPE - прекрасная вещь, так как ученик может сделать исследование на интересную ему тему с кем-то также в ней (в идеале) заинтересованным, научиться работать с документами и оформлять свою, не побоюсь этого слова, первую научную работу, которую впоследствии нужно будет еще и представить, и защитить. Затруднения вызывают лишь несколько факторов. Во-первых, всё это должно придерживаться довольно-таки строгих рамок, которые вначале очень сложно даже понять, не говоря уже о том, чтобы их соблюсти. Во-вторых, тема не должна быть слишком сложной, потому что считается, что ученики еще недостаточно компетентны для более-менее серьезных работ. В-третьих, желание увидеть всех работающими в команде, но и каждого, работающего по отдельности, лично у меня вызывало ступор, потому что работать в команде и одновременно быть индивидуалистом довольно-таки сложно, а без надлежащего опыта и вовсе невозможно. И, наконец, сам факт, что экзамен проходит в течение учебного года, тоже вызывает осложнения: вроде бы ты ходишь два часа в неделю готовиться к работе, вроде бы даже что-то делаешь на выходных, но из-за наличия других предетов и других контрольных, которые кажутся и всегда будут казаться более важными, чем какой-то отдаленный экзамен, до которого еще учиться и учиться, TPE незаметно отходит на второй план ровно до того момента, как его приходится сдавать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как известно, все современные  карты и атласы  созданы с ориентацией  от общего "нулевого меридиана".  Долгое время страны использовали  свои собственные "нулевые меридианы", например, Парижский, Пулковский, Гринвичский и пр.  В античную же эпоху ...
putnik1 резюмирует  ОБЩЕЕ МНЕНИЕ С ОТТЕНКОМ ИНСАЙДА Все кликабельно. А размещаю я подборку мнений отнюдь не самых последних экспертов по вопросам внутренней украинской политики потому, что пусть даже кому-то и покажется, - плевать! - что на "одесской теме" я, ...
Пользуясь случаям, выползли всем семейством (змей, змея и змейство) в родовое гнездо. Куры и зайцы в предчувствии скорых холодов усиленно питаются, уничтожая один мешок зерна за другим. Так незаметно для самих себя, выели все запасы и ...
2 y_a_s_y_a 164 burachevskaya 308 mar_rus_ka 184 f_ort 267 yuvikom 37 pochitajka Друзья, мы честно считали, что победителей должно быть четверо. Но слово не воробей :) Поздравляем ещё шестерых ...
Порошок с содой и стирка на 90 градусов в течении 2,5 часов не дали ничего, штаны не посветлели. Снова намочила, бутылку хлорина http://www.colgate.se/products/householdcare/bleach.shtml  развела в холодной воде 50 на 50, засунула джинсы и прижала, чтобы не всплывали. За 4 ...