TPE: что это такое и с чем его едят


Этап 1. Выбор темы и группы.

Во-первых, исследование должно проводиться группой из 2-4 человек. Оказывается, что для TPE каждый должен работать индивидуально, но в то же время уметь работать в группе, распределять работу и т.д. Кроме того, каждая группа обязана ввести бортовой журнал с описаниями всех экспериментов, проблем (и их решений, если такие есть), поставленных задач, планов и проч.
Во-вторых, исследование каждой группы будет курироваться двумя учителями, которые будут следить за вами во время всего процесса и в конце поставят каждому оценку (из 8 баллов) за индивидуальную работу, совершенную при них в классе. Более того, оценка также ставится за финальную письменную работу (из 6 баллов) и её, скажем так, устную защиту (из 6 баллов). Потом эти три оценки складываются и выходит оценка из 20 баллов.
В-третьих, работа должна подходить под одну из трех тем, определенных государством для текущего учебного года. Например, для научного класса (S) в этом году были такие темы, как «Структура», «Измерения», «Вещество и форма», а для экономического класса (ES) - «Неравенство», «Кризис и прогресс», «Деньги». Темы специально сделаны нечеткими, чтобы не слишком сильно ограничивать учеников в выборе идеи исследования. Затем учеников предупреждают, что работа обязательно должна опираться на 2 основные дисциплины для каждого класса. Так, например, для научного класса есть три основные дисциплины: физика-химия, математика и SVT (наука о жизни и Земле), и моя работа впоследствии затрагивала физику-химию и биологию. Для научного класса также необходимо поставить несколько экспериментов, доказывающих или опровергающих вашу идею.
В конце концов вам говорят, что можно отправляться на поиски единомышленников, и все вскакивают с мест, и кинозал на несколько минут превращается в копию маленького Вавилона: те, что похитрее, стоят с маленькими табличками и спокойно ждут свою «добычу»; некоторые, определившиеся с темой и группой еще заранее, уже обсуждают некоторые детали своих проектов и планируют что-то наперед; самые растерянные и неподготовленные пытаются пообщаться с первым встречным и даже не знают, с чего начать.
Еще с самого начала учителя предупреждают всех и каждого, что TPE лучше всего не делать с группой друзей, так как нередко это заканчивается конфликтами, слезами, недовольством и проваленным экзаменом (так как группы впоследствии менять нельзя), но, разумеется, мало кто слушается этого совета. Точно такая же ситуация произошла и с нашей группой: в ней была моя русская одноклассница, мой французский одноклассник с прошлого года и я. Вначале мы все загорелись идеей сделать работу о молекулярной кухне, необычной и эффектной для финальной защиты работы. Каково же было наше удивление, когда учителя «по секрету» сказали нам, что почти половина групп из научного профиля решила взяться за точно такую же тему. Конечно, проблематика (=вопрос, раскрывающий определенные стороны заданной темы) у всех будет разной, но рисковать всё же не стоило. В результате мы перебрали около десяти тем и потратили на это около двух месяцев.
Если учесть, что TPE начинается в сентябре, а в конце января нужно уже сдать письменную работу, то мы потратили около треть всего времени на поиски темы. Были и фракталы, и очищение воды, и люминесценция, но каждый раз тема либо не нравилась кому-то из участников, либо яростно оспаривалась, либо её обсуждение и вовсе заканчивалось слезами. Наконец, мы остановились на хлебе, а точнее на межмолекулярных взаимодействиях между ингредиентами и, как следствие, роли каждого ингредиента в приготовлении хлеба. Выходило вроде бы просто, но захватывающе.:)

Для хорошей научной работы необходимо два важных фактора: продуманные эксперименты и грамотно подобранная литература, из которой впоследствии можно будет брать примеры или факты. На самом деле, курирующие ребят учителя иногда делают очень много полезного: помогают подобрать литературу, сделать эксперименты, прийти к какому-либо выводу. В моем случае, к сожалению, учителя либо вовсе не приходили на сеансы TPE, либо отвечали, что некомпетентны в этой области (или начинали рассказывать про то, как пекли хлеб со своими детьми…:)).
Любопытно, что нужно не только придумать эксперимент, но еще и осуществить его. Для начала необходимо согласовать эксперимент с курирующими вас учителями. Затем заполнить специальную анкету с подробным описанием эксперимента и необходимого оборудования, отнести её учителям, занимающимся рассмотрением заявок, затем неделю ждать ответа и, наконец, узнать, попал ли ты в список групп, выполняющих эксперименты. Если всё хорошо, то в течение двух следующих недель группе назначат время и место для выполнения эксперимента. В противном случае нужно начинать всё сначала. Таким образом, учеников заранее приучают к тому, что нельзя просто так прийти в лабораторию,
Кроме того, каждый ученик должен написать свой собственный отчет о проделанной им работе, преодоленных трудностях, вопросах, с которыми ему приходилось сталкиваться, не забывая при этом указать свое личное мнение о функционировании группы и о теме работы. В общем, выходит познавательно.
В течение трех из пяти с половиной месяцев мы искали информацию, находили и решали вопросы и даже сделали эксперименты. Внезапно, как гром среди ясного неба, нам объявляют дату сдачи письменной работы – 26 января. С ужасом осознав, что вся необходимая информация у нас-то уже есть, но вся она в бортовом журнале, мы горячо обещаем друг другу, что с завтрашнего же дня начнем всё сводить и подготавливаться к сдаче. Несмотря на мою нелюбовь к оттягиванию важных дел до последнего, результат был довольно-таки типичен – за последние четыре дня перед дедлайном мы, не отрываясь от мониторов, искали красивые картинки хлеба/муки/соли и боролись с оформлением.

Наконец, в библиотеку заходят учителя и говорят, что все 40 с хвостиком групп научного профиля распределены на 4 учителей, которые будут принимать работы в таком-то кабинете. Кроме того, говорят, что все сдавшие свои работы будут освобождены от сеанса с 13 до 15. «Как же всё организовано и понятно!» - подумала я и восхитилась.
Через несколько минут все 40 групп толпятся в одном узком коридоре, стоит полная неразбериха, все стремятся пролезть без очереди (особенно занимающиеся регби), а учителя пытаются докричаться до кого-то в толпе. Через 30 минут толкучки нашей группе удалось прорваться к кабинету, где нас уже ждали учителя.
По списку учителя проверяют наличие каждого документа, а именно: правильно оформленная письменная работа в специальной папке, три письменных отчета и бортовой журнал (всё подписано, завернуто и скреплено). Для каждой группы составляют опись, где перечисляют все переданные комиссии вещи, и группа заверяет её своей подписью. Если чего-то не хватает, то комиссия предлагает либо принести всё переделанное через несколько минут, либо сдать в первозданном виде. У нас всё было в порядке, правда наша первоначальная идея – принести работу про хлеб в высушенном и полом куске багета – провалилась, а точнее раскрошилась на пути в библиотеку.:)
Сдав работу, группа может уйти и спокойно поесть картошки фри в маленьком кафе рядом с лицеем.:)
Этап 4. Устная «защита».

|
</> |