Тормоз Airbus-320

топ 100 блогов lx_photos22.09.2014 И снова в эфире матчасть.
Сегодня мы смотрим самолётный тормоз.

Тормоза разных самолётов очень похожи друг на друга и в части конструкции отличаются не сильно - в основном, способом присоединения к оси.
Мы изучим тормоз от Airbus-320.

Тормоз может поставляться в разной транспортировочной упаковке; например, вот в такой:
Тормоз Airbus-320

Весит такая штука порядка 100 кг, из которых примерно 70 кг - сам тормоз.

Вот он во всей своей красе:
Тормоз Airbus-320
Как видно, тормоз - дисковый.
Конкретно эта модель содержит четыре подвижных и пять неподвижных дисков.
Тормоз Airbus-320
Диски - карбоновые и имеют облицованные металлом прорези для соединения со шлицами колеса.
Тормоз Airbus-320
Перед установкой колесА диски выравниваются, и колесо своими шлицами надевается в эти пазы.
Тормоз Airbus-320
На колесе со внутренней стороны виден блестящий теплозащитный экран.
При торможении самолёта тормоза могут нагреваться до 300 градусов и более, и экран помогает снизить нагрев диска колеса и шины.

Охлаждаются тормоза через отверстия в колёсных дисках либо естественным путём:
Тормоз Airbus-320
, либо на колесо может устанавливаться крышка с вентилятором для принудительного охлаждения:
Тормоз Airbus-320
Осевой вентилятор с приводом от электромотора внутри оси засасывает воздух снаружи
Тормоз Airbus-320
и прогоняет его через отверстия в колёсном диске далее, через тормозные диски, в сторону амортстойки.
Тормоз Airbus-320

Гидравлическая часть тормоза представлена корпусом гидроцилиндров.
Тормоз Airbus-320
Гидроцилиндров тут 14 - по семь на основную и альтернативную системы торможения, расположенных через один.
Вот тут хорошо видно, что системы работают не одновременно:
Тормоз Airbus-320
(один поршень не задействован, другой прижимает диски)

Верхние гидроцилиндры имеют штуцеры для стравливания воздушных пробок после установки тормоза:
Тормоз Airbus-320

Гидрожидкость к коллекторам основной и альтернативной систем подводится через быстроразъёмные соединения:
Тормоз Airbus-320
Это, без преувеличения, великое, изобретение позволяет отсоединить гидравлические шланги за пару секунд.
Тормоз Airbus-320
Оно не контрится, а просто надо повернуть разъём шланга, вывести из зацепления с пином на тормозе, и отсоединить.

Тормоз имеет два индикатора износа дисков - спереди и сзади.
Тормоз Airbus-320
Эти штыри (пины) присоединены торчат из прорези в корпусе.
Когда тормоз износится до необходимости замены, выступание штырей за плоскость корпуса будет нулевым:
Тормоз Airbus-320
Естественно, проверять износ надо со сжатыми дисками. Обычно это делается со включенным стояночным тормозом.
Пины тут разные, потому что сфотканы тормоза разных производителей.

После снятия тормоза по износу он направляется на переборку. Там его чистят, контролируют, и устанавливают новые диски.

Внизу тормоз имеет датчик температуры:
Тормоз Airbus-320

Крепятся тормоза на разных самолётах по-разному.
На 737 Classic тормоз прикручивался болтами. Кажется, 12-ю. Каждый болт нужно было затягивать в два приёма - сначала тянуть один моментом за болты (не гайки) накрест, а потом - бОльшим моментом по кругу. То ещё удовольствие :)
На 737 NG тормоз вообще роскошный. Он не прикручивается ничем :) - держится только за счёт прижатия колесом, а момент воспринимает здоровенный прямоугольный брус, торчащий из амортстойки. Тормоз при замене просто надевается на него.
Тормоз на A320 находится на промежуточной стадии эволюции :) - он прикручивается всего тремя гайками.
Тормоз Airbus-320
А момент от торможения передаётся на стойку через эти три болта, плюс девять штырей, на которые тормоз просто надевается при установке.
Вот на фотке как раз видны две нижние гайки и между ними один из этих девяти штырей.

Верхняя крепёжная гайка (показана стрелкой)
Тормоз Airbus-320
расположена неудобно, как раз напротив штока амортстойки.
Поэтому для замены тормоза нужно иметь динамометрический ключ с головкой и удлинителем, попадающие ровно в этот небольшой зазор между стойкой и корпусом тормоза :)

И под конец, как обычно, напугаю вас страшненьким :)
Вот так выглядит нижняя часть амортстойки сзади:
Тормоз Airbus-320
Наблюдаем на переднем плане два гидравлических шланга по бокам - к левому и правому тормозам;
между ними - кабель с проводами от системы измерения температуры тормозов, питания вентиляторов и датчиков тахометров колёс (тоже находятся внутри оси стойки).


Хочется сразу ответить и предупредить вопросы.
Почему всё такое грязное.
Дамы.
Извините, мля.
Такова жизнь.
Шасси ВСЕГДА очень грязные.
Эта мелкодисперсная пыль от износа карбоновых дисков вся летит сюда.
Самолёт тормозит свои 60 тонн от 230 км/ч до нуля за минуту - что вы хотите?
Налипает и просто пыль.
Плюс сюда выдувает смазку. И иногда немного гидрожидкости.
Единственное прикосновение к этой хери сразу пачкает твои руки на несколько дней. Их фиг отмоешь.
Так - на всех самолётах. Любых компаний.
Я понимаю, что разбиваю ваши мечты о белоснежных лайнерах, но если вы хотите знать, как устроена матчасть на самом деле - то вот так она и устроена.
Есть гламурный салон, который пидорит банда уборщиц после каждого прилёта, и есть шасси.
И ещё есть фюзеляж, иногда с потёками гидрожидкости и ляпами смазки.
Мир таков.


Те, кто не умер от правды жизни, заканчивают обучение.
Амортстойка снизу:
Тормоз Airbus-320
Посредине картины видна полусфера - это место установки подъёмника при замене колёс и тормозов.
Выше - штуцер заправки амортстойки азотом (это нижний, есть ещё выше на стойке).
Тормоз Airbus-320
Буквой 1 обозначен BTMU (Brake Temperature Monitoring Unit = Блок Отслеживания Температуры тормозов).
Он связан через разъёмы с датчиками температуры в тормозах,
Тормоз Airbus-320
и передаёт сигнал куда-то дальше, в недра.

В итоге темепратурка выплывает на нижнем, системном, дисплее ECAM.
Тормоз Airbus-320
Заметим, что температура тормозов отсчитывается относительно температуры окружающей среды.


Про торможение передних колёс.
Основные тормозятся при уборке своими тормозами подачей гидрожидкости.
Передние не тормозятся никак.
Раньше на старых Airbus устанавливались в передней нише шасси на потолке натянутые ленты, о которые тормозились колёса после уборки; сейчас такого нет.
На Boeing-737 на потолке передней ниши есть текстолитовые накладки для торможения колёс.



Пожалуй, на этом про тормоза я закончу.
Не рассмотрена тормозная система, но хотелось показать именно тормоз как агрегат.


View Poll: Не тормози, голоси



И полезные ссылки:

Кабина Airbus-320:
http://lx-photos.livejournal.com/89619.html

Колёса Airbus-320:
http://lx-photos.livejournal.com/103839.html

Замена тормоза на A320 (13 мин.):



Всем спасибо.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Советская коммунальная кухня, 1972 год Попался тут исторический снимок кухни из СССР. Захотелось сравнить её с современной. Дом, кстати, тоже старый — судя по окнам и толщине стен. И полы дощатые. Но интерьеры — небо и земля. ...
На тему потери ВКонтактика вот что хотел сказать, ИМХО это лежит на поверхности - а почему, собственно в случае потери ВК речь заходит непременно об Фейсбуке? Фейсбук - кривая и корявая дрянь, вообще-то, если сравнивать с четким, логичным и полным возможностей твоорением Павла Дурова. Ну ...
Многочисленные вопросы появляются у людей, когда одно из государств мира неожиданно решает изменить свое официальное название. Во-первых, долго приходится привыкать к новому имени. Во-вторых, в стране начинается масштабная работа по замене названия страны во всех официальных документах, ...
СПЧ, похоже, обречен превратиться в подобие программы «Время», но рассчитанное на одного единственного зрителя. Во всяком случае, новый глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев обнажился, заявив «о понимании реакции властей на протесты в Москве» …. О том, ...
На Евроньюс в сюжете, посвященном казни дяди дяди Ким Чен Ына, были показаны высказывания простых корейцев по этому поводу: возмущение мерзким дядей и чувство глубокого удовлетворения по поводу справедливого возмездия. А ведь был он вторым человеком в стране. Всеми любимым и уважаемым! ...