Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

И начнем мы, с того, как можно до торгового центра добраться. Самый большой кайф для торгового центра - сесть на существующую транспортную сеть, где-нибудь в ключевом транспортном узле. Пример - пересечение двух крупных автомобильных дорог (например МКАД и шоссе), или станция метрополитена. Что из этого удобней, зависит от характера торговли, которая планируется в данном центре - но даже если центр ориентирован на подвоз индивидуальным транспортом, как правило создаются подвозочные маршруты общественного транспорта. Для МЕГИ - это автобусы, на юге Москвы есть идея запустить монорельс, в Воронеже "Град" проявлял интерес к строительству линии легкого рельсового транспорта в аэропорт, через их территорию. И так далее..
При этом, если торговый центр располагается в городе, то акцент делается на общественный транспорт, если за городом - на индивидуальный. В городской застройке нормальным является включение в проект центра многоуровневой парковки, причем платной. В некоторых случаях она делается бесплатной для людей, совершивших покупку - по чеку торговой точки. Если торговый центр находится за городом - то парковка плоскостная, и по затрачиваемой на нее площади четко видно, почему ничего подобного невозможно построить в условиях города. То есть разница в подходе торговых центров к формам мобильности покупателей, самый наглядный пример соотношения числа пассажиров общественного транспорта и автомобилепользователей в условиях города/пригорода.
Кстати, обратите внимание еще на то, что общественный транспорт у МЕГИ, идет по выделенным для него полосам. Он там не изолирован полностью от потока, но все же отнесен в сторону и пользуется приоритетом при пропуске его регулировщиком.

Чем нас учат проектировщики торговых центров?
1. Мобильность будет и на ОТ и на ИТ, но в городе и за городом эта мобильность будет иметь принципиально разные пропорции.
2. В городе слишком дорого строить "парковочные поля", и не выгодно держать бесплатную парковку. Поэтому парковка в городе - многоуровневая и платная.
3. Даже за городом надо организовывать подвоз автобусом, причем автобусу на территории торгового центра дают свой коридор движения, с приоритетом проезда, максимум близко ко входам.
Вот мы приехали, к торговому центру - оставили свой автомобиль на парковке, и отправились дальше. Обратите внимание - под ногами пешеходов не асфальт, а тротуарная плитка. По сути пешеходная зона отделена от автомобильных пространств именно этим - там где ходят люди, им должно быть приятно и удобно - там лежит тротуарная плитка. Там где автомобили - асфальт.

Причем, чем на больший класс претендует торговый центр, тем лучше плитка около него. Даже в Москве в таких местах начинает появляться камень. Около торговых центров обнаруживается и другой не характерный для наших городов атрибут - велосипедные парковки. При этом, как правило, все пешеходные пространства у торговых центров отделены столбиками-ограничителями - обнаружить муниципальные столбики-ограничители очень сложно в городе.

То есть мы еще и в торговый центр то не зашли, а уже видим очередные отличия подхода к благоустройству:
1. Там где ходят пешком - лежит тротуарная плитка (причем на ней, как правило не забывают сделать скаты для колясок, канавки для водостока и пр.).
2. Автомобили принципиально не пускают в пешую зону. Там где территория подконтрольна торговому центру ставят столбики-ограничители, и машины гоняют парковщики.
3. Появляются такие чуждые нашему взгляду объекты, как велосипедные парковки.
Стоит обратить внимание и на урны. Мне не встречалось у торговых центров зеленых урн на двух ножках... Как правило это вместительные баки, их много, у них есть пепельница сверху. Может быть мне, конечно, повезло так... Но я бы сказал, что концентрация урн вокруг торговых центров принципиально выше, чем в среднем по городу, урны эти значительно лучше, а мусора на улице практически не валяется.
Чем-то шестым догадываюсь, что наличие урны в прямой видимости в любой точке вокруг торгового центра, как-то способствует тому, что под ногами нет гор мусора.
1. Оказывается там, где вместительные урны с пепельницами стоят часто, а дворники подметают, люди не кидают мусор под ноги. Все с радостью выкидывают мусор в урны не потому, что кругом охранники (на улице их практически нет) - а потому что урны есть в прямой видимости, и они не переполнены.
Но мы все же зайдем в торговый центр. В нем, ясное дело, есть магазины. Но в нем же есть и общественная зона. И ведь именно в нее ходят отдыхать граждане, которых муниципалитет обделил приличными местами отдыха. На что мы там обратим свое внимание?

Мы видим, что пол имеет определенный орнамент. Не однотонную плитку, кирпич к кирпичу, господин Собянин, а орнамент - рисунок, который приятно видеть глазу.

Мы видим деревья в кадках. Мы видим скамейки. Порой мне кажется, что в среднем торговом центре скамеек больше, чем в целом районе среднего российского города. В крупнейших торговых центрах есть фонтаны или абстрактные скульптуры, или иные формы современного искусства. Магазины, магазинами - но в торговых центрах есть общественное пространство не для покупателей. Просто они приходя туда, ради этого пространства, зачастую становятся покупателями.
1. Ходить пешком должно быть интересно - поэтому в пешеходных зонах не может быть унылого однотонного мощения тротуара. В нем должны быть кадки с цветами, разная укладка плитки, деревья...
2. Ходить должно быть легко - должны быть места, где отдохнуть. Поэтому надо ставить скамейки.
А обратите внимание на то, как размещается фудкорт! Люди садятся поесть на открытые столики, но именно в этом месте стараются создать сцену для каких-то представлений, или украсить эту зону чем-то еще интересным - панорамными окнами на город, фонтаном, большим открытым пространством или чем-то еще. Часто там есть бесплатный вай-фай.
Там есть где сесть, в том числе большой компанией, там есть где покушать - причем в том числе дешево. Там ни один идиот не запретит вам сдвинуть столики, чтобы сесть ввосьмером.
Владельцы торговых центров с удовольствием предоставляют свою эстраду для начинающих групп, или презентаций и мероприятий - такие вещи притягивают большое число посетителей.
1. В общественном месте должно быть где посидеть, поесть, посидеть в интернете... То есть выгонять точки общепита совсем идея плохая - их надо просто организовывать.

А еще в торговых центрах висит ясная и понятная навигация, по которой, в частности, можно найти туалет - он не обязательно будет бесплатным, но он точно будет в доступности.
1. Общественной зоны без общественного туалета не бывает. Это ужасная общественная зона, и там никто не захочет находиться долго.
И никто ничего не разбивает, не разносит, не мусорит под ноги. Отнюдь не потому, что там присутствует охрана (ее не так много, в масштабах торгового центра). Просто вокруг толпы людей, число и нет никакой надобности нарушать этот порядок. И есть четкое понимание, что если что - то охрана все же появится. Это понимание, в частности, придают камеры видеонаблюдения.
На самом деле причина всего этого очень проста - торговый центр это дальнейшее развитие идеи "торгового квартала города", которые существовали уже очень давно. Поэтому он имеет внутри все элементы городской среды, городского квартала. Просто в какой-то момент торговцы решили, что им удобней решать свои задачи, обособившись от всей остальной городской среды.
Те идеи, которые были воплощены в торговых центрах - они совершенно не чужды городской среде вообще. Просто городская среда, имея принципиально иное количество денег на квадратный метр очень сильно отстала в своем развитии от торговых кварталов. Однако в ней действуют ровно те же законы и принципы. Поэтому, если какой-то чиновник Администрации города, вдруг захочет заняться хорошим благоустройством, которое и правда будет приятно людям - то черпать идеи он может идти в торговый центр.