Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

топ 100 блогов mymaster19.08.2012 Вот Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городовzyalt писал о том, что не хорошо если на вопрос: "А куда вы ходите отдыхать?" люди отвечают: "А вот у нас в городе есть Торговый центр..." Это как бы говорит о том, что в городе нет хороших общественных мест. И это очень интересная история, потому что она показывает, что проектировщики и создатели торговых центров гораздо лучше, чем Администрация города, чувствуют что надо сделать, чтобы быть приятными людям. Поэтому не грех взять, и подглядеть - чего же такого делают владельцы торговых центров (а точнее, даже, люди которые их консультируют), чему они научились, для того, чтобы быть удобными и притягательными для людей.

И начнем мы, с того, как можно до торгового центра добраться. Самый большой кайф для торгового центра - сесть на существующую транспортную сеть, где-нибудь в ключевом транспортном узле. Пример - пересечение двух крупных автомобильных дорог (например МКАД и шоссе), или станция метрополитена. Что из этого удобней, зависит от характера торговли, которая планируется в данном центре - но даже если центр ориентирован на подвоз индивидуальным транспортом, как правило создаются подвозочные маршруты общественного транспорта. Для МЕГИ - это автобусы, на юге Москвы есть идея запустить монорельс, в Воронеже "Град" проявлял интерес к строительству линии легкого рельсового транспорта в аэропорт, через их территорию. И так далее..

При этом, если торговый центр располагается в городе, то акцент делается на общественный транспорт, если за городом - на индивидуальный. В городской застройке нормальным является включение в проект центра многоуровневой парковки, причем платной. В некоторых случаях она делается бесплатной для людей, совершивших покупку - по чеку торговой точки. Если торговый центр находится за городом - то парковка плоскостная, и по затрачиваемой на нее площади четко видно, почему ничего подобного невозможно построить в условиях города. То есть разница в подходе торговых центров к формам мобильности покупателей, самый наглядный пример соотношения числа пассажиров общественного транспорта и автомобилепользователей в условиях города/пригорода.

Кстати, обратите внимание еще на то, что общественный транспорт у МЕГИ, идет по выделенным для него полосам. Он там не изолирован полностью от потока, но все же отнесен в сторону и пользуется приоритетом при пропуске его регулировщиком.

Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

Чем нас учат проектировщики торговых центров?
1. Мобильность будет и на ОТ и на ИТ, но в городе и за городом эта мобильность будет иметь принципиально разные пропорции.
2. В городе слишком дорого строить "парковочные поля", и не выгодно держать бесплатную парковку. Поэтому парковка в городе - многоуровневая и платная.
3. Даже за городом надо организовывать подвоз автобусом, причем автобусу на территории торгового центра дают свой коридор движения, с приоритетом проезда, максимум близко ко входам.

Вот мы приехали, к торговому центру - оставили свой автомобиль на парковке, и отправились дальше. Обратите внимание - под ногами пешеходов не асфальт, а тротуарная плитка. По сути пешеходная зона отделена от автомобильных пространств именно этим - там где ходят люди, им должно быть приятно и удобно - там лежит тротуарная плитка. Там где автомобили - асфальт.

Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

Причем, чем на больший класс претендует торговый центр, тем лучше плитка около него. Даже в Москве в таких местах начинает появляться камень. Около торговых центров обнаруживается и другой не характерный для наших городов атрибут - велосипедные парковки. При этом, как правило, все пешеходные пространства у торговых центров отделены столбиками-ограничителями - обнаружить муниципальные столбики-ограничители очень сложно в городе.

Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

То есть мы еще и в торговый центр то не зашли, а уже видим очередные отличия подхода к благоустройству:
1. Там где ходят пешком - лежит тротуарная плитка (причем на ней, как правило не забывают сделать скаты для колясок, канавки для водостока и пр.).
2. Автомобили принципиально не пускают в пешую зону. Там где территория подконтрольна торговому центру ставят столбики-ограничители, и машины гоняют парковщики.
3. Появляются такие чуждые нашему взгляду объекты, как велосипедные парковки.

Стоит обратить внимание и на урны. Мне не встречалось у торговых центров зеленых урн на двух ножках... Как правило это вместительные баки, их много, у них есть пепельница сверху. Может быть мне, конечно, повезло так... Но я бы сказал, что концентрация урн вокруг торговых центров принципиально выше, чем в среднем по городу, урны эти значительно лучше, а мусора на улице практически не валяется.

Чем-то шестым догадываюсь, что наличие урны в прямой видимости в любой точке вокруг торгового центра, как-то способствует тому, что под ногами нет гор мусора.

Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

1. Оказывается там, где вместительные урны с пепельницами стоят часто, а дворники подметают, люди не кидают мусор под ноги. Все с радостью выкидывают мусор в урны не потому, что кругом охранники (на улице их практически нет) - а потому что урны есть в прямой видимости, и они не переполнены.

Но мы все же зайдем в торговый центр. В нем, ясное дело, есть магазины. Но в нем же есть и общественная зона. И ведь именно в нее ходят отдыхать граждане, которых муниципалитет обделил приличными местами отдыха. На что мы там обратим свое внимание?

Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

Мы видим, что пол имеет определенный орнамент. Не однотонную плитку, кирпич к кирпичу, господин Собянин, а орнамент - рисунок, который приятно видеть глазу.

Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

Мы видим деревья в кадках. Мы видим скамейки. Порой мне кажется, что в среднем торговом центре скамеек больше, чем в целом районе среднего российского города. В крупнейших торговых центрах есть фонтаны или абстрактные скульптуры, или иные формы современного искусства. Магазины, магазинами - но в торговых центрах есть общественное пространство не для покупателей. Просто они приходя туда, ради этого пространства, зачастую становятся покупателями.

1. Ходить пешком должно быть интересно - поэтому в пешеходных зонах не может быть унылого однотонного мощения тротуара. В нем должны быть кадки с цветами, разная укладка плитки, деревья...
2. Ходить должно быть легко - должны быть места, где отдохнуть. Поэтому надо ставить скамейки.

А обратите внимание на то, как размещается фудкорт! Люди садятся поесть на открытые столики, но именно в этом месте стараются создать сцену для каких-то представлений, или украсить эту зону чем-то еще интересным - панорамными окнами на город, фонтаном, большим открытым пространством или чем-то еще. Часто там есть бесплатный вай-фай.

Там есть где сесть, в том числе большой компанией, там есть где покушать - причем в том числе дешево. Там ни один идиот не запретит вам сдвинуть столики, чтобы сесть ввосьмером.

Владельцы торговых центров с удовольствием предоставляют свою эстраду для начинающих групп, или презентаций и мероприятий - такие вещи притягивают большое число посетителей.

1. В общественном месте должно быть где посидеть, поесть, посидеть в интернете... То есть выгонять точки общепита совсем идея плохая - их надо просто организовывать.

Торговые центры, как ориентир в благоустройстве городов

А еще в торговых центрах висит ясная и понятная навигация, по которой, в частности, можно найти туалет - он не обязательно будет бесплатным, но он точно будет в доступности.

1. Общественной зоны без общественного туалета не бывает. Это ужасная общественная зона, и там никто не захочет находиться долго.

И никто ничего не разбивает, не разносит, не мусорит под ноги. Отнюдь не потому, что там присутствует охрана (ее не так много, в масштабах торгового центра). Просто вокруг толпы людей, число и нет никакой надобности нарушать этот порядок. И есть четкое понимание, что если что - то охрана все же появится. Это понимание, в частности, придают камеры видеонаблюдения.

На самом деле причина всего этого очень проста - торговый центр это дальнейшее развитие идеи "торгового квартала города", которые существовали уже очень давно. Поэтому он имеет внутри все элементы городской среды, городского квартала. Просто в какой-то момент торговцы решили, что им удобней решать свои задачи, обособившись от всей остальной городской среды.

Те идеи, которые были воплощены в торговых центрах - они совершенно не чужды городской среде вообще. Просто городская среда, имея принципиально иное количество денег на квадратный метр очень сильно отстала в своем развитии от торговых кварталов. Однако в ней действуют ровно те же законы и принципы. Поэтому, если какой-то чиновник Администрации города, вдруг захочет заняться хорошим благоустройством, которое и правда будет приятно людям - то черпать идеи он может идти в торговый центр.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У каждого человека есть самый любимый Новый год. Новый год, навсегда поселившийся в сердце. Новый год, запах которого до сих пор чувствуешь всеми клеточками... Новый год, который запомнился лютой стужей или холодным дождём.... Новый год, ...
...
Несчастные фанаты даже не поверили сначала, что на этих жутких фотографиях действительно запечатлен их еще совсем недавно такой стройный и сексуально привлекательный кумир. Что за баба Нюра? Как так?! Как в 32 года можно довести себя до такого позорища? Фотографии не менее несчастной ...
Вчера запустили охуительный проект " Йополис ". Этот сайт мне куда больше нравится чем "Демократия-2" (во многом из-за того, что сделан бизнесменами для людей, а не политиками для политиков). Кто не знает, "Йополис" - сайт где люди управляют своей ...
Прокуратура Швеции задержала судно, подозреваемое в диверсии — повреждении кабеля на дне Балтийского моря. Об этом пишет 27 января РИА Новости со ссылкой на ведомство . Что это за судно, не уточняется. «Шведские власти сейчас интенсивно и сообща работают над расследованием этого ...