Торчелло
mmekourdukova — 14.11.2010По случаю
воскресного дня расскажу о главной цели поездки – за этим мы
нарочно сделали крюк до Венеции, но не для Венеции самой, а для
того островка, который рядом. В прежние поездки не удавалось
доплыть – то погода не пускала, то время поджимало. На Торчелло
нужно положить почти целый день – дорога тремя вапореттами с
пересадками и ожиданиями, так что лучше выезжать с утра, а там как
получится. Мы возвращались уже в темноте, закат над лагуной,
изъеденные прибоем сваи буйков, марсианские сооружения Венеции при
ночном освещении...
На Торчелло
(вот камушки оттуда с бережка) паломничают к двум древним храмам –
ротонде св. Фоски и базилике Санта-Мария Ассунта. Построены обе
в XI веке, а в
базилике водятся уникальные для послераскольного
христианского мира мозаики XII
века. Такое качество на Западе можно встретить еще
только в Сан-Марко и на Сицилии, а больше нигде.
Св. Фоска –
непередаваемо милая, изящная, располагающая к себе с первого
взгляда. Внутри когда-то были фрески, но сейчас можно любоваться
только на кладку сводов и резные капители. Кресты из давешней
записи тоже отсюда, с фронтона и из портика. Храмик действующий,
алтарь прибран очень скромно. Ощущение, что этого пространства не
коснулся Великий Раскол.
А о базилике
нечего и говорить. Мозаику набирали греки, местные им только
помогали и учились, как могли. Вот эти архангелы по бокам Сошествия
во Ад – работы местных умельцев, а все остальное – греческой
руки, высшего класса, из Константинополя или Салоник мастеров
приглашали, не иначе.
Это Одигитрия в
рост в абсиде.
Прошу прощения за качество – дело в том, что снимать там было не
просто запрещено, а за этим еще и следила очень активная тетка.
Немногочисленный народ, конечно, все равно фотографировал из-под
полы, прячась за колоннами и по-пластунски переползая между скамей.
Мы дождались, пока хранительница святынь выйдет покурить, я стояла
на стреме, а Вильгельмович, сколько успел, настрелял...
Апостолы в нижнем ярусе абсиды.
Спаситель в
абсиде южного придела и Агнец в своде, поддерживаемый четырьмя
Ангелами – очень древний и широко распространенный мотив, его еще в
Равенне можно наблюдать в VI веке практически в том же виде, как
здесь.
И западная
стена – Воскресение и Страшный Суд, мозаика в шесть ярусов. Сюжеты
настолько всем знакомые, что сама комментировать не буду,
предоставляю это читателям. Кому что неясно, можно спрашивать.
Последний
фрагмент – Рай, как все уже поняли. Уезжать не хотелось, не
хотелось никак!
...Когда строились и украшались эти храмы, население Торчелло составляло где-то 40 000 человек и превосходило население самой Венеции.
Сейчас это
вымирающий остров. Живет там не более ста человек, рыбаки и
музейные сторожа. Тишина, камыши, чудесное ноябрьское солнце,
ящерицы на древних камнях. Красный кирпич и виноградники и
невероятное количество толстых котов и котят, воспитанных на свежей
рыбке. По берегу – объявления о продаже недвижимости.
Вот я и думаю – что, если... ? А?