Топорная работа
tito0107 — 04.01.2024 Читаю книгу И.А. Шубина "Волга и волжское судоходство" 1927 г.Начиная с Петра I (на самом деле ещё раньше, с постройки корабля "Орёл") российское правительство ведёт борьбу со "старым манером" в судостроении. Одно из важных новшеств, которые государи пытались внедрить была замена "топорных" досок пильными
Охрана леса - важный мотив, в 18 веке в густонаселённых центральных районах строевой и корабельный лес был уже в дефиците, особенно в окрестностях крупных городов и по берегам больших рек.
Екатерина II, в отличие от своих предшественников пыталась действовать скорее методом пряника, чем кнута (кнута в буквальном смысле) - экономическими мерами, для судов, построенных из пильных досок, вводились льготы. В 1762 г. вышел указ, разрешающий строить суда из топорного леса до 1766 г. (Ранее такое строительство запрещалось несколькими указами, но безуспешно). В 1764 г. на верфи в Рыбной слободе (Рыбинске) цена барки из топорных досок составляла от 35 до 50 рублей, а из пильных - от 50 до 65, но, видимо, даже эта небольшая разница в цене имела значение.
Но и "пряничные" меры не очень-то помогли, "топорные" суда продолжали строиться и ходить по рекам. В 1800 г. Павел издаёт указ, по которому размер пошлины определяется исключительно вместимостью судов, но не способом изготовления. Пильные доски по-прежнему были в дефиците, а лес в северных и северо-восточных землях - в изобилии, так что проще было изготавливать доски "топорной работой".
|
</> |