Топорик дяди Сэма
vikond65 — 15.10.202082 года назад, 15 октября 1938 года впервые поднялся в воздух Кертисс-Райт ХР-40 - первый прототип истребителя Р-40 "Уорхок" (экспортное название "Томахок" или, согласно более распространенной у нас транскрипции, - "Томагавк"). Этот изящный остроносый истребитель был первым американским боевым самолетом, преодолевшим скоростной рубеж в 550 км/ч. Кроме того, он обладал весьма мощным для тех времен вооружением - 6 пулеметов, из них два крупнокалиберных.
Р-40 выпускался серийно с 1939-го по ноябрь 1944 года во множестве модификаций и был растиражирован в количестве 13800 экземпляров, став одним из наиболее массовых истребителей Второй мировой войны. Самолет состоял на вооружении в 26 странах, в том числе 2430 экземпляров были поставлены по ленд-лизу в СССР, причем первые 195 из них поступили уже в октябре 1941 года и оказались очень кстати на фоне высоких потерь советской авиации в первые месяцы войны.
Наиболее результативным советским пилотом Р-40 был Степан Новичков, одержавший на этой машине 19 воздушных побед. На втором месте - Николай Кузнецов - 18 побед, на третьем - Петр Покрышев - 14. Лучший ас союзников, воевавший на Р-40, австралиец Клайв Колдуэлл сбил на нем 22 немецких и итальянских самолета, в том числе - графа фон Кагенека, ранее воевавшего на восточном фронте и сбившего в 1941 году 48 советских самолетов. А также - лейтенанта Ханса-Арнольда Штальшмидта, который до своей гибели в сентябре 1942 года успел сбить 59 англичан.
В большинстве стран "Уорхоки" были списаны вскоре после войны, но кое-где они прослужили гораздо дольше, например, в Бразилии - до 1958 года. На заставке - пилот Р-40 пытается взлететь под огнем во время атаки японцев на Перл-Харбор.Эти истребители были первыми самолетами американских ВВС, вступившими в бой во Второй мировой войне.
ХР-40 на испытаниях в аэродинамической трубе.
ХР-40 на летных испытаниях в начале 1939 года. Вооружение еще не установлено, пулеметные порты закрыты заглушками.
Первые серийные Р-40 американских ВВС летали не окрашенными, в натуральном цвете дюраля, который полировали до зеркального блеска. Одна из сохранившихся машин и сейчас летает в таком виде.
В 1941 году "Уорхоки" получили защитную окраску - оливково-зеленую сверху и серую снизу.
"Томахок" авиагруппы американских добровольцев в Китае "Летающие тигры". На крыльях - китайские опознавательные знаки, на борту, под фонарем кабины - отметки десяти воздушных побед.
Британский "Томахок" сбивает над Северной Африкой итальянский истребитель "Фиат" CR-42.
Окраски "Томахоков" - американского, двух советских в зимнем камуфляже 1941 года (на нижнем он частично стерся) и английского в западноевропейском камуфляже образца 1942 года.
Ну и в качестве дополнения: одновременно с Р-40 осенью 1938-го в СССР проходил заводские испытания прототип истребителя И-153 "Чайка", который также был принят на вооружение в 1939 году.
|
</> |