Топливные элементы, говорите? Новое слово? Да на них еще мой дедушка ездил!
strangernn — 24.01.2015
Ну, мой-то вряд ли, но по возрасту
да, то поколение.

электротрактор Allis Chalmers на ТЭ (
кликабельно)
А вы знаете, господа-товарищи, что машины на
топливный элементах - вовсе не новейшее изобретение? Нет? Ну
смотрите: вот трактор D-12 на топливных элементах, построенный
компанией Allis Chalmers в 1959 году. Уже тогда "это работало" и не
могу сказать, что с тех пор что-то радикально изменилось, кроме
технологических тонкостей. Взяв за основу легкий сельхозтрактор -
конструкторы оснастили его набором из 1008 ТЭ. Каждый из которых бы
диаметром в дюйм и эффективную поверхность в 12 квадратных дюймов
(77,42 кв. см.). И что с этого органа удалось снять?

в поле, капот закрыт (
кликабельно)
А удалось снять немало, целых 15 киловатт. На
самом деле, с учетом поведения электромоторов на низких оборотах
(максимальный крутящий момент) - машинка получилась заметно мощнее,
чем взятый за основу трактор мощностю 20л.с. Нет, на тот момент
Allis Chalmers не планировали запускать такие тракторы в серию, они
просто по контракту с NASA исследовали топливные элементы на
предмет пригодности к использованию в лунной миссии. И, кстати,
довели-таки их до ума: лунные Аполлоны были оснащены топливными
элементами, которые на протяжении всего полета давали не только
электричество, - но и свежую воду и тепло для космических
кораблей.

в музейной экспозиции (
кликабельно)
Однако, именно с этим экспериментальным
трактором дело пошло не очень. Дело, собственно, оказалось в
водороде, точнее в его отсутствии. Нет, ТЭ работали на водороде, -
но этот газ весьма сложен в получении и хранении, так что если для
космической программы это не вопрос, то для опытного трактора,
сделанного, буквально, "на раз поиграться" - это слишком большая
роскошь. Что делать? Ну, вот, в данном случае взяли другой газ, в
котором много водорода с одной стороны, а с другой - его
относительно просто хранить в жидкой форме. Пропан
(С3Н8).

еще раз в поле, видна приборная панель с восемью группами
по два прибора (
кликабельно)
И это стало
маленьким шагом для
человека, но огромным скачком для человечества ахиллесовой
пятой трактора. Углерод, содержащийся в пропане постепенно, но
неотвратимо отравлял топливные ячейки, вступая в реакцию с щелочным
электролитом KOH. Ячейки постепенно теряли мощность, разогревались,
- и через довольно непродолжительное время приходилось
останавливаться для замены электролита (а это, как вы понимаете, та
еще процедурка - KOH не то соединение, которое прощает небрежность
в обращении).
Но, для экспериментов и пропана хватило.
+
еще кадр в поле. Цветной.
+
в музее, вид сбоку.
+
автор и его ячейки