Топиарное искусство
— 26.02.2010
Topiary – топиари, топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Английское слово “topiary” происходит от греческого topos (место), и, таким образом, имеет тот же корень, что и “топоним”, “топография”, “утопия”. Уменьшительной формой существительного topos было слово topia/topion, означавшее традиционную тему в риторике, общее место, речевое клише.
В латинском языке это уже слово – topiarius;-a; -um;- (прил) – принадлежащий к орнаментальному искусству.
Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.
После падения Римской империи,
начинается период, известный, как Смутное время. Это был долгий
период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была
за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в
монастырях искусство орнаментального садоводства не было
забыто.
Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства. Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании.
“Золотой век топиарного искусства”, бум
на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода
имеет тенденцию меняться, даже не мода, - всегда есть противники,
желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты
и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и
кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало
конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие
известные регулярные сады были уничтожены и превращены в
пейзажные.
Сегодня топиарное искусство переживает
очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от
жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних
цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет
подстраивать под себя искусство, которое требует
терпения.
С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.