Топ Ган: Мэверик/Top Gun: Maverick (США, 2022)
xraptor — 25.09.2022Приобщился к военно-воздушному апофеозу ностальгического эскапизма.
Герой Тома Круз уже заслуженный
мастер пилотажа, ставит рекорды скорости на секретных вундервафлях
где-то в Невадах-Аризонах, следуя карьере славного Чака Йегеря.
Правда до сих пор сидит в полковниках, чем, впрочем, доволен. Но
тут спускают приказ тренировать молодь для опасной миссии в
неназываемой ">
Сюжет прямой как взлётная полоса, куски из версии 86-го цитируются
с упоительной настойчивостью, общая конструкция точно такая же.
Бравые лётчики, проникающиеся духом командным, строгое насупленное
руководство, старые-добрые-красивые самолёты - F/A-18, а не
новоприбывшие кургузые F-35, убеждённо постулируемый приоритет
профессионализма живого пилота над бездушными дронами. Тренировки с
перегрузками над бескрайними полигонами, нехитрые выяснения
отношений, опять тренировки с перегрузками, поездки на мотоцикле
под закатные лучи Солнца-золотого, игра в мяч на пляжике,
тренировки с перегрузками и бомбометанием, и в конце миссия
неизбывной абсурдности супротив условного противника. Противник
причём подчёркнуто условный, обезличенный, намекающий и ясно на
кого, и на всех понемножку. У него и сверхсовременные Су-57,
тактично обзываемые просто "истребителями пятого поколения" и
старые "Томкэты", при этом древнее неуклюжее ПВО, а опознавательные
знаки - красные круги и стилизованные орлы на восточный манер.
Дырочка, в которую героям надлежит попасть ракетой, находится в
центре Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, ландшафт
вокруг - смесь Швейцарии, Бутана и хребтов Мории. К счастью, авторы
избегают политики, кино абсолютно беззлобное и ближе к спортивной
драме про утряску коллектива, чем к суровому военному боевику.
Фильм собрал приличную кассу, временно потеснив половину
супергеройских парней в колготках и бронелифчиках. Видимо, точно
попал в чаяния уставшего от нескончаемых позорищ современности
умеренного консерватора. Не какого-нибудь отсталого сухопарого
реднека, сидящего на кресле-качалке с дробовиком на коленях,
пожёвывающего табачок и высматривающего
зомби/инопланетян/коммунистов в кукурузном поле под пластинку Хэнка
Уильямса, а такого дородного позитивного бородатого дядьки из
окрестностей Майами, владельца относительно пристойной
недвижимости, витиеватого кастомного "чоппера", объёмного семейного
джипа с прожекторами на крыше, абонемента в клуб авиалюбителей, где
пытается совладать с «Цессной-172», искренне скучающего по временам
травы зелёной, неконфликтного, но пребывающего в подавленном
отчаянии от ипотечных сумм и закидонов дочки, навострившейся в
Сиэттл менять пол вместе с золотистым ретривером и морской
свинкой.
Вот для него это фэнтези и отрабатывает, отрабатывает качественно,
с настолько непробиваемой кондовостью, что любое хулиганское
желание приткнуть популярный в сетях мем-метасюжет от Тарантино
наткнётся на сияющий подбородок 2-х метрового рядового на КПП, и
обречённо побредёт обратно в пивную.
Том Круз такой же как везде, сам себе памятник. Майлз Тейлер в роли
"Рустера" (сына "Гуся", убившегося в старом фильме об фонарь)
понравился больше, он живей и реактивней.
Дженнифер Коннелли играет барменшу при авиабазе и мать-одиночку.
Натужно строит глазки Маверику-Крузу, но ощущается, будто сам
персонаж ей не слишком нравится. Коннелли, похоже, и взяли с
расчётом, что дядька из целевой аудитории будет вспоминать тот
нежный цветок у мотоцикла из клипа Роя Орбисона, коняшку из
супермаркета, подружку "Ракетчика", и ещё глубже падать в омут
ностальгии, заваливаемый полузабытыми образами "американской
мечты". «Цессну-172» он может и осилит, но годы не развернуть.
Чтобы преисполниться всем естеством, всё же нужно быть истовым
фанатом оригинала.
Мне в старом фильме нравились полёты на самолётах, однако был
абсолютно равнодушен к остальной патриотической мелодраме. И тут
всё то же самое, а учитывая что авторы наворачивают именно на
ностальгические самоповторы, проскакивало душноватое чувство, будто
имитация прямодушных милитаристских опусов 80-х совсем уж нарочита,
всё враньё и патока, на голове VR-шлем, а вокруг тлен и разруха. А
героине Коннелли отчаянно не идёт имя Пенни!
Зато полёты на самолётах - радость непомерная. Душевный "Реталятор"
на максималках.
Из соображений наглядности воздушные бои насильственным образом
приведены к тактике если не Второй мировой, то войны в Корее, но
всё равно - авторы, технично тасуя кадры с CGI, "реальные" съёмки,
и главное - виды внутри кабины, добились экстатического единения
возбуждённого зрителя с воображаемым креслом пилота. В хорошем
кинотеатре с хорошим звуком, наверное, ещё больше заводит.
При благонелепостях вроде медленных тра-та-та-пулемётов вместо
скорострельной вжух-вжух пушки, игнорировании дальнобойных ракет
воздух-воздух, или упомянутой абстрактно-игровой финальной миссии с
неоднократным спасением "в последний момент", получилось порадовать
выразительными деталями - турбулентные завихрения, эффекты
образования конденсата, всё щёлкает, бумкает, ревёт и грохочет,
пилоты крутят "бочку" при каждом удобном случае. F-18 показаны во
всей красе, более того, выигрышно показаны наши прекрасные Су-57
(только пилоты растяпы и "слоупоки"), а также есть вымышленный (но
не зело фантастичный) гиперзвуковой X-Plane, классно клацнувший
заслонкой переключения на прямоточник и чуть окончательно не
запустивший Круза в стратосферу.
Отсюда надоевший всем вопрос, а почему наша пропаганда так не
умеет, а всё с переменным успехом копирует приёмы из "Перл-Харбора"
Майкла Бэя 20-летней давности. Максимум, можем локально
удовлетворить пару "заклёпочников". Полное неумение примечать и
эксплуатировать интересные детали .."отсутствие художественной
смекалки", "отсутствие операторского чутья", даже не знаю как
обозвать.. И конечно, чтобы иметь успех в таком жанре нужно
искренне и самоотверженно любить авиацию в самых неожиданных её
проявлениях, не только стремиться сделать богато, "как у них", а
именно любить.
Если не умничать и не придираться по гайкам - незатейливый, но
увлекательный боевичок "про самолёты".
Нетолерантных к традиционной американской браваде всё равно будет
раздражать, но любителям всего летающего - смотреть
обязательно.
По сути, мумифицированная версия первого фильма, интересная не
судьбиной ветерана Круза, а букетом эмоций от пилотажного
аттракциона.