Топ-5 миссионерских провалов или пять причин, почему православная миссия не

Бесполезность миссионерской концепции, отсутствие "нормы воцерковлённости", проблема кризиса православной культуры, отсутствие полноценной катехизации, антимиссионерский этос духовенства...

Очень актуальный сейчас плакат. Клубы, телевизор, интернет, компьютерные игры и т.п. вполне эффективно решают проблему досуга людей, чем "убить" время после работы. Но дискотеки и интернет не решает проблему смерти. Что после неё? Неужели небытие, абсолютная смерть? И это шестая причины миссионерского провала смерть перестала быть частым событием у людей
Очень актуальный сейчас плакат. Клубы, телевизор, интернет, компьютерные игры и т.п. вполне эффективно решают проблему досуга людей, чем "убить" время после работы. Но дискотеки и интернет не решает проблему смерти. Что после неё? Неужели небытие, абсолютная смерть? И это шестая причины миссионерского провала - смерть перестала быть частым событием у людей
***
1. У нас есть концепции миссионерской деятельности и работы епархиальных миссионерских отделов, ну и всё...
Я 15 лет нахожусь в теме миссии, и я никак не пойму того, как можно на практике применить эти концепции. Концепции не учитывают проблемы отсутствия мотивации к миссии у приходского духовенства. А раз они этого не учитывают, то и не показывают путей решения проблем. Миссия требует затрат огромного количества времени (ну и деньги ей тоже не помешают). А теперь представьте себе, что кто-то в Патриархии придумал создать отдел мытья полов в храме. Раньше этим стихийно занимались все, кто хотел. Так... Теперь у нас специалисты появились по мытью полов. Им должны платить за это деньги. Поэтому волонтёры разбежались. Правильно: пусть специалисты моют. Храмов много, а специалистов мало... Умные старперы из Москвы сказали: "Ерунда!
Пусть специалисты себе помощников ищут из числа прихожан." Хочется этим умникам в Москве сказать: вы сами-то себе много помощников нашли? Можно подумать к специалистам очередь из волонтёров стоит!!! Ага. Никто не стоит. А концепции так красиво написаны, будто это планы потемкинских деревень. Для людей знакомых с теорией управления во всей этой истории с мытьем полов очевидна как минимум одна системная ошибка: ребят, мыть полы в храме и заниматься сбором волонтёров (то бишь вопросами менеджмента) это две совершенно разные вещи!
Так же и в миссии: обращать конкретного человека ко Христу и собирать в храме группы активистов, это разные вещи. Большинство талантливых миссионеров, которых я знаю, не умеют собирать активистов. А те, кто умеет это делать, увы, ничего не понимают в миссии. Поэтому миссия на приходах у нас, как правило, носит стихийных характер. А вот организованный характеру носит у нас тусня всякая, от которой нет для Церкви иной пользы кроме глянцевых отчётов и блестящей пыли в глаза архиерею. И мы в тупике, ведь этому учат концепции. А концепции плохому не научат.
2. Отсутствие "нормы воцерковлённости", то есть ощутимого идеала миссионерской работы. Из книг мы знаем то, каким должен быть монах. Чуть меньше информации о том, каким должен быть священник. А мирянин каким должен быть? Непонятно. Некоторые миряне копируют монахов, живут как монахи, жен имеют только как сестёр... Монастырь ведь не в бревнах, а в ребрах, хоть и называются они мирянами. А так это по сути монахи в миру. А миряне какие должны быть?
Есть подсказка: идеал верующего мирянина, это человек способный быть восприемником для младенца на крещении. А кто у нас восприемники? - да кто угодно. Сейчас хоть мусульман перестали в крестные брать, а вот атеистов и агностиков по прежнему берут. Осталось последнее условие: восприёмник должен быть крещен. Это и есть наша "норма воцерковлённости". Все крещенные - наши. В разведку мы с ними не пойдём, но детей своих отдаём им в качестве крестников. Парадокс.
3. Проблема кризиса православной культуры. Традиционная религия, а Православие относится к числу традиционных религий, связана с культурой. Русские адвентисты умеют разрастаться вне традиционной культуры. Православные христиане так не умеют.
Здесь есть два интересных нюанса:
Первый нюанс ухода православной культуры из жизни людей в ролевую игру мизерной группы реконструкторов. Православную культуру мы изучаем по книжкам, сжигаем чучело масленицы, потом можем батюшку в школу на открытый урок пригласить... Но к реальной жизни народа это не имеет никакого отношения. Народ слушает "Европу-плюс", зависает на Ю-тубе и в Инстаграмме, где православный сегмент составляет 0,5 %.
Мы строим храмы со специфической архитектурой, мы пишем иконы похожие чем-то на шедевры Рублева и Ушакова. Но это наше творчество не учит, не воспитывает, не меняет человека в эпоху постмодерна. Мы наивно полагаем, что чем больше крестов мы поставим на перекрёстках дорог, тем больше у нас тут Святая Русь. Ерунда.
Тимати тоже носит на себе крест, и это никак не делает его ближе к христианству. Изображение крестов и куполов пере-интерпретировано современной культурой потребления в своём магическом ключе. Но гораздо чаще кресты становятся просто элементом орнамента, материалом для создания брендов. Это же касается и полумесяцев и звёзд Давида. Человек может ходить в храм, восторгаться росписью и церковной музыкой, но по всем жизненно важным вопросам этот человек будет обращаться к своему семейному астрологу. А вот духовенство в целом у народа не в авторитете.
Это справедливо, ведь за последние 20 лет духовенство себя позиционировало как "специалисты по церковно-приходской магии": "Поставь свечку Матроне Московской, закажи панихиду, сорокоуст и все будет хорошо". На 10 приходов у нас возникала одна община, это значит только один священник становился настоящим пастырем, а остальные воспринимаются людьми как бородатые волшебники. Это народное восприятие священника сыграло с духовенством злую шутку. Ведь магия и волшебство воспринимается людьми как разновидность сервиса, а значит это сфера услуг. И тут мы оказываемся на одном "рынке" с экстрасенсами и магами. Усиливаясь в этой сфере, мы по законам конкуренции усиливаем и их тоже.
Читайте далее...
https://k-istine.ru/mission/mission_permiakov-05.htm
|
</> |