Топ-5 миссионерских провалов или пять причин, почему православная миссия не

топ 100 блогов k-istine-icxc22.09.2025 Топ-5 миссионерских провалов или пять причин, почему православная миссия не эффективна
Бесполезность миссионерской концепции, отсутствие "нормы воцерковлённости", проблема кризиса православной культуры, отсутствие полноценной катехизации, антимиссионерский этос духовенства...

Топ-5 миссионерских провалов или пять причин, почему православная миссия не pseudoconfession-115.jpg

Очень актуальный сейчас плакат. Клубы, телевизор, интернет, компьютерные игры и т.п. вполне эффективно решают проблему досуга людей, чем "убить" время после работы. Но дискотеки и интернет не решает проблему смерти. Что после неё? Неужели небытие, абсолютная смерть? И это шестая причины миссионерского провала смерть перестала быть частым событием у людей

Очень актуальный сейчас плакат. Клубы, телевизор, интернет, компьютерные игры и т.п. вполне эффективно решают проблему досуга людей, чем "убить" время после работы. Но дискотеки и интернет не решает проблему смерти. Что после неё? Неужели небытие, абсолютная смерть? И это шестая причины миссионерского провала - смерть перестала быть частым событием у людей
***
1. У нас есть концепции миссионерской деятельности и работы епархиальных миссионерских отделов, ну и всё...

Я 15 лет нахожусь в теме миссии, и я никак не пойму того, как можно на практике применить эти концепции. Концепции не учитывают проблемы отсутствия мотивации к миссии у приходского духовенства. А раз они этого не учитывают, то и не показывают путей решения проблем. Миссия требует затрат огромного количества времени (ну и деньги ей тоже не помешают). А теперь представьте себе, что кто-то в Патриархии придумал создать отдел мытья полов в храме. Раньше этим стихийно занимались все, кто хотел. Так... Теперь у нас специалисты появились по мытью полов. Им должны платить за это деньги. Поэтому волонтёры разбежались. Правильно: пусть специалисты моют. Храмов много, а специалистов мало... Умные старперы из Москвы сказали: "Ерунда!

Пусть специалисты себе помощников ищут из числа прихожан." Хочется этим умникам в Москве сказать: вы сами-то себе много помощников нашли? Можно подумать к специалистам очередь из волонтёров стоит!!! Ага. Никто не стоит. А концепции так красиво написаны, будто это планы потемкинских деревень. Для людей знакомых с теорией управления во всей этой истории с мытьем полов очевидна как минимум одна системная ошибка: ребят, мыть полы в храме и заниматься сбором волонтёров (то бишь вопросами менеджмента) это две совершенно разные вещи!

Так же и в миссии: обращать конкретного человека ко Христу и собирать в храме группы активистов, это разные вещи. Большинство талантливых миссионеров, которых я знаю, не умеют собирать активистов. А те, кто умеет это делать, увы, ничего не понимают в миссии. Поэтому миссия на приходах у нас, как правило, носит стихийных характер. А вот организованный характеру носит у нас тусня всякая, от которой нет для Церкви иной пользы кроме глянцевых отчётов и блестящей пыли в глаза архиерею. И мы в тупике, ведь этому учат концепции. А концепции плохому не научат.

2. Отсутствие "нормы воцерковлённости", то есть ощутимого идеала миссионерской работы. Из книг мы знаем то, каким должен быть монах. Чуть меньше информации о том, каким должен быть священник. А мирянин каким должен быть? Непонятно. Некоторые миряне копируют монахов, живут как монахи, жен имеют только как сестёр... Монастырь ведь не в бревнах, а в ребрах, хоть и называются они мирянами. А так это по сути монахи в миру. А миряне какие должны быть?

Есть подсказка: идеал верующего мирянина, это человек способный быть восприемником для младенца на крещении. А кто у нас восприемники? - да кто угодно. Сейчас хоть мусульман перестали в крестные брать, а вот атеистов и агностиков по прежнему берут. Осталось последнее условие: восприёмник должен быть крещен. Это и есть наша "норма воцерковлённости". Все крещенные - наши. В разведку мы с ними не пойдём, но детей своих отдаём им в качестве крестников. Парадокс.

3. Проблема кризиса православной культуры. Традиционная религия, а Православие относится к числу традиционных религий, связана с культурой. Русские адвентисты умеют разрастаться вне традиционной культуры. Православные христиане так не умеют.

Здесь есть два интересных нюанса:

Первый нюанс ухода православной культуры из жизни людей в ролевую игру мизерной группы реконструкторов. Православную культуру мы изучаем по книжкам, сжигаем чучело масленицы, потом можем батюшку в школу на открытый урок пригласить... Но к реальной жизни народа это не имеет никакого отношения. Народ слушает "Европу-плюс", зависает на Ю-тубе и в Инстаграмме, где православный сегмент составляет 0,5 %.

Мы строим храмы со специфической архитектурой, мы пишем иконы похожие чем-то на шедевры Рублева и Ушакова. Но это наше творчество не учит, не воспитывает, не меняет человека в эпоху постмодерна. Мы наивно полагаем, что чем больше крестов мы поставим на перекрёстках дорог, тем больше у нас тут Святая Русь. Ерунда.

Тимати тоже носит на себе крест, и это никак не делает его ближе к христианству. Изображение крестов и куполов пере-интерпретировано современной культурой потребления в своём магическом ключе. Но гораздо чаще кресты становятся просто элементом орнамента, материалом для создания брендов. Это же касается и полумесяцев и звёзд Давида. Человек может ходить в храм, восторгаться росписью и церковной музыкой, но по всем жизненно важным вопросам этот человек будет обращаться к своему семейному астрологу. А вот духовенство в целом у народа не в авторитете.

Это справедливо, ведь за последние 20 лет духовенство себя позиционировало как "специалисты по церковно-приходской магии": "Поставь свечку Матроне Московской, закажи панихиду, сорокоуст и все будет хорошо". На 10 приходов у нас возникала одна община, это значит только один священник становился настоящим пастырем, а остальные воспринимаются людьми как бородатые волшебники. Это народное восприятие священника сыграло с духовенством злую шутку. Ведь магия и волшебство воспринимается людьми как разновидность сервиса, а значит это сфера услуг. И тут мы оказываемся на одном "рынке" с экстрасенсами и магами. Усиливаясь в этой сфере, мы по законам конкуренции усиливаем и их тоже.

Читайте далее...
https://k-istine.ru/mission/mission_permiakov-05.htm

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фото В.Ф.Кудринского, 2000 ...
Я с детства любил картошку. Нет, это не было трепетной платонической любовью: я не ...
Я перестала спать по ночам. Темное время суток полюбилось мне своей тишиной и покоем. Я брожу по квартире, пью кофе, курю, думаю. Когда переполняюсь безмолвием и умиротворенностью, возвращаюсь в спальню и ложусь рядом с мужем. Обнимаю его и целую в спину. Он поворачивается, прижимает ...
г.Уосау,Висконсин. 05.2016. Фото были сделаны ещё в мае, когда цвели фруктовые деревья и весенние цветы на клумбах,но тогда нашлось что-то более интересное, о чём мне захотелось рассказать в первую очередь. Я решила вернуться к этим фото,поскольку два ...
Сын снова уехал испытывать здоровье на прочность. Вернее не уехал, а был увезен, вопреки моему несогласию. В прошлый раз его хватило всего на неделю, после чего была больница и ОРВИ, жуткая аллергия на малину, которой напичкали полугодовалого ...