Только русский язык сохранит белорусскую идентичность, РИСИ, 2014 г.
tipa_bandera — 04.11.2021Статья из журнала государственного бюджетного учреждении «Российский институт стратегических исследований», который консультирует правительство. Называется «Наша русская вера». Сначала автор рассказывает очень простую концепцию: если в стране есть РПЦ — то это русская страна:
Отсюда и название нашей церкви – не просто православная, а Русская православная церковь, где понятие Русь является корневым, определяющим. В строго историческом, научном плане нет ни белорусской, ни украинской православной церкви, а есть лишь общая Русская церковь, где общерусскость является ментальной характеристикой белоруса, русского и украинца. Все дальнейшие процессы – национальные, религиозные, политические, культурные – на территории всей Русской земли уже определялись общерусским цивилизационным кодом, протекали в логике общерусской истории.
Поэтому следующий раздел так и называется: «Белоруссия – русская страна».
Там уже понятная и малоинтересная имперско-религиозная жвачка. Интерес представляют выпады против «беларусофикаторов». Так вот, оказывается никакой русификации в Беларуси вообще никогда не было:
Причём важно понять, что русский язык был родным языком для белорусов и в досоветский период. Поэтому ни о какой русификации белорусского народа не только в ХХ, но и даже в XIX в. не может быть речи.
А вот и типичные для 1930-х выпады о том, как плохие люди отдаляли украинский и беларуский язык от российского:
Напомним о деятельности в 20-е гг. XX в. такого "белорусизатора", как академик Белорусской академии наук Я. Лесик. Будучи автором учебников по белорусскому языку и активно участвуя в создании белорусского литературного языка, он предпринимал все меры, чтобы противопоставить белорусский язык русскому. Всякое заимствование из русского (в том числе даже научно-технической терминологии) Я. Лесик объявлял недопустимой русификацией. В своих публикациях он выступал против употребления белорусскими писателями и учёными даже извечно белорусского слова, если оно хотя бы внешне совпадало с русским.
Ничего нового, в УССР националистом называли только за то, что предложил писать «поперше», а не с дефисом, как в русском (читать подробнее). Или даже так: Газета «Правда» против украинского языка: там 30% слов — контрреволюция, 1937 г.
А вот главный вывод, такой наглой лжи даже я не ожидал:
Поэтому важно понимать, что русский язык – это не только родной язык для белорусов, но и язык, который выполняет функцию главного гаранта сохранения и укрепления белорусской идентичности. И всякое противопоставление белорусского и русского языков, попытка зачислить русский язык в категорию иностранного приведут к утрате этнического самосознания народа и ликвидации самого белорусского языка.
Источник: Журнал «Проблемы национальной стратегии», № 5 (26) 2014, стр. 104
В тему: Сенатор РФ И. Морозов: "Говорить на белорусском - национализм", 2020 г.
Употребление белорусского языка как аномальное явление, БССР.
|
</> |