"...Только каждый десятый получил по винтовке..."
d_v_sokolov — 13.09.2011
Недалече
прочитал воспоминания В.Вахромеева "Выжить и вернуться. Одиссея советского военнопленного.
1941-1945". Несмотря на свой небольшой объем, книжица, как и
другие солдатские мемуары, написанные «в стол», содержит массу
примечательных фактов. Прежде всего, удивительна судьба самого
автора мемуаров. Подобно миллионам других военнослужащих РККА,
летом 1941 г. он оказался в германском плену. В отличие от Ю.Владимирова,
которого спасло относительно хорошее знание
немецкого языка и удачно сложившиеся обстоятельства, Вахромееву
довелось в полной мере испытать на себе «прелести» германского
плена. (В тексте подробно описаны и голод, и эпидемии, и массовая
смертность, и зверства охраны).Вначале Вахромеев содержался в лагере на оккупированной территории СССР, затем был этапирован в Германию. Оттуда ему вместе с двумя другими заключенными удалось совершить побег…и после долгих скитаний добраться до Франции, где им помогали местные жители (среди них – семья белоэмигрантов, встреча с которой и удивление автора от того, насколько эти люди отличались от того образа, который преподносила им пропаганда – описаны в отдельной главе), подкармливая и укрывая. Затем беглецам удалось перейти границу с нейтральной Швейцарией, где они были интернированы и содержались до 1944 г. Возвращаясь на Родину, проделал извилистый путь: через Италию, Египет, Палестину и Иран – и в конце концов был доставлен на пароходе в Баку. Там в числе других пленных был арестован НКВД, помещен в проверочно-фильтрационный лагерь, и после проверки долгое время работал на предприятиях угольной промышленности в Донбассе.
Воспоминания начал писать в 1970-е гг., в 90-е они систематизировались сыном автора мемуаров и были подготовлены к публикации.
Дав эту короткую вводную, обратимся непосредственно к фактам. В среде советопоклонников считается хорошим тоном острить на тему плохой оснащенности РККА в начале войны. Фраза «одна винтовка на троих» – в их представлении это выдумка «либерастов». А ведь смешного ничего в этом нет. Не говоря уже о том, что в самом начале войны бойцы шли в атаку, имея не то что одну винтовку на троих, а…на десятерых. Вот так: одному бойцу повезло, он с винтовкой. А остальные – кому лимонку вручили, а кому пустые бутылки (куда пообещали при случае нацедить зажигательной смеси) – и «вперрред, за Родину, за Сталина»…на вражеские танки.
Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях В.Вахромеев:
"Утром следующего дня нас наскоро экипировали и колонной направили в сторону быстро приближающегося фронта. Винтовок всем не хватило. Только каждый десятый получил по винтовке Мосина образца 1898 года и одну обойму патронов. Зато каждому были выданы громоздкие ранцы, противогазы, по две гранаты-лимонки и по две пустых бутылки для горючей смеси. Винтовки получили не лучшие из красноармейцев, а как раз наоборот — провинившиеся. Конечно, достался такой«подарок» и моему другу Володе Синицыну за его плохую физическую подготовку. Вручили ему эту боевую подругу в надежде, что с ней он быстрее станет настоящим бойцом.
Три или четыре дня мы в пешем строю продвигались в сторону линии фронта. Как я уже говорил раньше, июнь того года выдался жарким. В походе мы очень страдали от изнуряющего зноя еще и из-за того, что кормили нас преимущественно ржавой селедкой. Вода, запасенная в солдатские фляги, быстро кончалась, а ту воду, что предлагали украинские женщины в селах и хуторах, нам строго-настрого запрещали брать. Нам также не разрешали принимать и продукты у населения. Всеобщая шпиономания и подозрительность были тогда в моде. Проходили мы, запыленные и усталые, мимо заплаканных женщин, которые протягивали нам узелки с едой. Но стоило кому-нибудь из нас протянуть руку, как политрук или старшина с окриком подскакивали и выбивали скромное подаяние сельчан. И так на протяжении всего нашего пути.
Вахромеев В.Н. Выжить и вернуться. Одиссея советского военнопленного.1941-1945. - М.: Центрполиграф,2011. - с. 12-13
<...>
Нам нечем было встретить танки, и они свободно прошли нашу линию обороны, проутюжили несколько ячеек и повернули назад. Наш ротный, выхватив свой пистолет, поднял нас в контратаку. С криком «Ура!» мы побежали в сторону удалявшихся танков. Те, у кого были винтовки, держали их наперевес, а остальные бежали в атаку, держа в руке по гранате-лимонке. Но залегшие немцы встретили нас шквальным огнем, и нам пришлось сначала залечь, а потом ползком возвращаться на свои позиции".
Указ. соч. - с. 14
|
|
</> |
Жалюзийные двери или сплошные полотна: что выбрать для вашего интерьера
Меланхоличный октябрь
Без названия
Лёгкая размолвка.
Моей весны златые дни
Обеденное...
Видземское взморье
Мы жили-были в Денисовой пещере

