Толерантность оскорбительна для тех, кого якобы защищает
new_rabochy — 15.04.2024...И тут есть место для конспирологии. Дело в том, что один из моих самых любимых писателей — Гилберт Честертон написал прекрасное, незаслуженно забытое сейчас произведение «Шар и крест».
Вот отрывок:
«Профессор погладил огромный, шар, словно гигантского зверя, и сказал:
— Вот это по мне!
— Что же именно? — спросил монах.
— Да вот это, — повторил профессор. — Люблю этот символ. Как он завершен, как довлеет себе! Я говорил вам, мой милый, что могу опровергнуть ваши бредни, отталкиваясь от чего угодно; Что же выразит лучше разницу наших мировоззрений? Шар сообразен разуму, крест — несообразен. Шар — логичен, крест — нелеп и произволен. Шар в ладу с самим собою, крест себя отрицает. Крест — это спор противных друг другу линий, и примирить их нельзя. Он противоречив по самой своей форме.
— Вы совершенно правы, — отвечал монах. — Мы не страшимся противоречий. Человек — это противоречие: он тем и выше собратьев своих, животных, что способен к падению. Вы говорите, крест — нелеп и произволен. Форма креста произвольна и нелепа, как человеческое тело».
Прочитайте. Получите невероятное, уже забытое современным человеком наслаждение от общения с тем, кто действительно верит в то, что вам говорит и как следует обдумал каждое слово.
В этом, как я полагаю, и проблема.
Удаление креста с символов без сомнения будет нам подаваться как акт некоей вежливости в отношении тех наших соотечественников и гостей, которые исповедуют иные религии.
Само предположение, что эти наши гости и соотечественники нуждаются в подобной «вежливости», говорит нам о том, что те, кто за нас этот акт вежливости совершает, подозревают этих гостей и соотечественников во взбалмошности, неумении уважать чужой труд, историю и убеждения.
Или, что ещё хуже, желают воспитать в гостях и соотечественниках эти качества. По крайней мере, в отношении нас.
Люди, подталкивающие нас к таким «вежливостям» по причине утраты привычки иметь убеждения, полагают, что разногласия и противоречия в убеждениях ведут к конфликтам.
Им неведомо то уважение, которое испытывают друг к другу люди, которые исповедуют разные убеждения в том случае, если эти убеждения подлинны и оплачены жертвами.
Попытка объяснить, что наши убеждения, наша история, наша культура — в наших глазах это не то, ради чего мы готовы на конфликт, — это проигрышная стратегия.
Готовность поступаться убеждениями, прятать их — у человека, имеющего убеждения, вызывает презрение. У хама — азарт. Мы теряем достойного союзника и приобретаем недостойного врага.
Но реальное содержание проблемы не в «вежливости» по отношению к иноверцам.
Реальное содержание деятельности ТАСС, Минкульта, дома национальностей, ректората СПБГУ в перемещении православия в прошлое.
Чиновники полагают эти убеждения — музейными экспонатами. Чем-то вроде сабель и мечей из Оружейной Палаты — красивыми пережитками, которым уже никогда не поучаствовать в реальной жизни и смерти.
Крест мешает им, а не неким вымышленным иноверцам. Иноверцы — это лишь повод, тактический союзник в борьбе за вытеснения «мракобесия» из сознания нации.
Для них традиция — это не о Вечности. Для них традиция — это то, что сковывает манёвр, делает народ слишком неподатливым и капризным материалом для внедрения новых идей и социальных форм.
В чем-то они правы — традиция часто используется противниками прогресса для саботажа необходимых нововведений — борьбы с семейным насилием, защиты детей, реформ образования, пенсионной реформы и так далее.
Но попытка выдавить традицию в маргинальность — не приведёт к решению задачи. Она приведёт к маргинализации решения.
Невозможно безнаказанно маргинализировать то, на что периодически приходится опираться для решения глобальных исторических задач.
...Если кто-то убирает с изображений кресты, потому что считает их оскорбительными, — следовательно, тот считает христианство неприличным, постыдным. Значит, он нарушает право православных христиан на православную символику и разжигает в отношении христиан межконфессиональную рознь. Если он полагает, что наши символы оскорбляют мусульман и иудеев, значит он полагает иудеев и мусульман людьми, лишёнными способности к уважению, хамами и шовинистами.
|
</> |