тоже скрепы
mmekourdukova — 14.01.2017 (начала собирать этот постинг ещё на тех каникулах, а он раздувался и раздувался, и не могла остановиться, и пусть уж будет как есть, а то придется уже делить частей на несколько).В нормандских и бретонских музеях поразило меня невероятное количество картин последней трети 19-го - начала 20-го в. на религиозные сюжеты. Отчасти икон (нарративных и даже "портретных"!), а отчасти жанровой живописи, сценок религиозного быта людей всякого сословия.
В Бельгии тоже такого немало, но там просто гнездо, большое такое гнездо.
Тут я собрала в кучку несколько самых хрестоматийных религиозных жанристов, вот как у нас Репин или Крамской ("хрестоматийных как Репин", а не "религиозных как Репин", хотела я сказать). По творчметоду, т.е. по совокупности тематики и стиля, эти авторы суть близнецы-братья наших передвижников. Только, в отличие от наших передвижников, эти французы спокойно выставлялись в Салоне, т.е. не были вынуждены грудью прокладывать себе дорогу. Многие из этих картин были высоко оценены современниками, имели широкое хождение в репродукциях и даже сейчас широко известны, иные даже являются культурными мемами.
Картинки частично, где можно было, сняты мной самой, а частично попались в Сети.
Люсьен Леви-Дюрмер 1865-1953
Богоматерь Пенмаркская
Жан-Эжен Бюлан (или Бюланд) 1852-1926
Наутро после свадьбы(что здесь происходит в точности, не знаю. Понятно, что молодая жена принесла благодарственный букетик, но почему молодой муж и его родители букетика не принесли и вообще сидят в позах посторонних свидетелей, непонятно, данных про это мне пока не встретилось).
Но картинка изумительно атмосферная в самом лучшем смысле слова и этнографически достоверная. Точнее всякой фотографии. Кто
Семейная молитва (это гравюра с картины его, но пускай тоже будет)
Милостыня нищего
(Нищий вовсе не этой деве подает, а на храм. Дева посажена затем, что деве (т.е. как бы ей) подавать приятнее, чем просто в кружку. Дев выбирали самых красивых, и это была большая честь и признание выдающейся красы избранной девы).
Паломничество к Богоматери Бенодетской 1898
- очень (и заслуженно) знаменитая картинка, знаменитые типы народа-богоносца (впрочем, как рассказывают документы, писались они вовсе не с живых крестьян от сохи, а с представителей мелкой буржуазии и мещанства).
Анри Руайе (1869 - 1938)
Молодая женщина с острова Сен 1906Вот, тут хорошо видно, что у них ещё сто лет назад крестьянки носили крестики наружу в любую погоду.
Семейная молитва в капелле
Вотивное приношение 1898
(Это морячок тонул, но не утонул.
В благодарность склеил сам, или заказал склеить модель кораблика, и вот торжественно приносит его Богородице. А на предыдущей картинке такой корабль тоже виден).
Эмиль Фриан
День Всех Святых (1888)
Альфред Гийу 1844 - 1926
В день первого причастия
Прибытие процессии Прощеного дня св. Анны Фунантской в Конкарно
(Прощение, или Прощеный день, не знаю, как правильно переводить - это тамошний обычай, крестный ход обыденный или многодневный, пешим порядком или по воде. Все чтимые богородичные статуи и статуи святых имели свой день Прощения).
Жюль Адольф Эме Луи Бретон 1827 - 1906
Возвращение процессии
Женщина со свечой
(вообще таких женщин со свечой кто только не писал тогда,
канонический сюжет, как и "Первое причастие", или "Семейная
молитва", или "Возвращение процессии")
Первое причастие
Воздвижение Голгофы 1858
(в Бретани любили ставить на распутьях не просто кресты, а
целые голгофские композиции, с разбойниками и предстоящими,
кажется, даже и сейчас ставят).
- многометровое полотно во всю стену, шире "Крестного хода в Курской губернии". И тоже можно бесконечно разглядывать. И любоваться, по тогдашнему выражению, народными типами.
И это ещё не всё - даже из того, что я на скорую руку своими глазами увидела и
Сколько ни стараюсь вспомнить не то что десяток, а хотя бы парочку картин русских кистей той же эпохи, такого же калибра (размера и художественного качества), такой же известности -
Одни "Чаепития в Мытищах", "Протодьякон Репина" да Перов со своими пьяными в дрова батьками вылезают.
А впрочем, и наши передвижники, и эти им современные французы были вполне искренни в выборе и трактовке своих сюжетов.
И это хорошо.
|
</> |