to whom it concerns (II)

топ 100 блогов demyan26.01.2025 Так-то я вот что хотел написать. В прошлый раз благодаря помощи to whom it concerns (II) john_jack удалось весьма продвинуться в понимании работы машины, но, всё-таки, не в полной мере. Пока я сегодня катался в метро и на электричках, читал книжку про динамику паровых машин (просто потому, что разбираюсь с винтами самолёта). И пришла, в результате чтения, в голову мысль, которой я потом нашел подтверждение на английском форуме моделистов-строителей паровых машин.


to whom it concerns (II) 1223213.png

Прошлая проблема была следующей - г-н Стокс, знаток викторианской машинерии, разглядел на чертеже явные признаки того, что машина имела упрощающий клапан и могла быть форсирована отнюдь не придавливанием предохранительного клапана котла тяжелым кирпичом, а более интеллигентным способом подачи пара высокого давления в цилиндр низкого. Пять месяцев назад ничего явного в этом духе разглядеть не удалось. Как проницательно указал Джон-Джек, опубликованный чертеж обрезан по самым интересным местам. А Стоксу это казалось очевидным. Потому, что знаток.

Машина, на самом деле, крайне консервативного вида, нет в ней ничего особого принципиально, кроме изворотливости в облегчении. Шейки шатунов развернуты на 90 град, для такой машины в штатном режиме нужен ресивер между цилиндрами. Джон-Джек считает, что для ресивера достаточно просто трубы. На чертеже слева, где труба, есть фара. В ней, возможно, клапан. Такова предыдущая гипотеза.

Упрощающий клапан делает сразу две вещи - во-первых, подаёт пар высокого давления в цилиндр низкого и, во-вторых, обеспечивает выпуск в конденсатор мятого пара из цилиндра высокого давления, минуя цилиндр низкого. Он может быть как в этой "фаре", так и за ней, если "фара" всё-таки простой ресивер. При открытии упрощающего клапана происходит следующее - машина получит дисбаланс по моментам на коленвале и заработает на этом повышенные вибрации. Как можно снизить вибрации? Ну, во всяком случае, попытаться удлинить направляющие крейцкопфных ползунов. Когда мне пришла в голову эта мысль, то я полез на форумы к англичанам и обнаружил там схожее утверждение: "the concept of imbalance occurs - hence the really long crosshead guides to keep things from 'rocking'." Мне кажется, что Стокс увидел именно эти длинные направляющие и "фару"... Как это выглядело реально на обрезанной части чертежа сказать теперь уже невозможно, но, я думаю, можно быть уверенным, что такой клапан был. По описанным выше причинам.

До кучи. Я когда-то обнаружил известную схему питания котла Херресгоффа (Гересгофа, Херрешоффа, как только не называют). У Можайского был котел "по мотивам" герресгоффского. Схемка вот такая

схемка.jpg

В ней три насоса, а воды в котле, фактически, нет. Два насоса на малой машине, про один прямо написано в Инжиниринг, он на коленвале, второй крейцкопфный. Большая машина вполне могла приводить третий насос. Из ведомости частей самолета, составленной в 1890 г. сыновьями, известно, что у него ещё была и помпа. Может, эта помпа один из трех насосов. Конечно же, в точности восстановить систему паро- и трубопроводов у Можайского невозможно, но общее представление схемка даёт. И следует из неё вот что.

А. Когда англичане испытывали купленую у Герресгоффа миноноску с вот такой системой питания, как на схемке, то они как-то раз заработали случай, когда механик воду упустил, спиральная трубка пережглась, котел на фиг треснул. Лодка эта маленькая была, сам котел экипажу особо и не видно на ходу, так что узнали об этом прямо в море, когда лодка встала, с бортов облупилась краска, а их металл раскалился докрасна. Но, поскольку котлы этой системы поднимали пар за минимальное время, то англичане всё-таки попытались их воткнуть на серийные миноноски Торникрофта. Оказалось, что экипажи обычных моряков (там шесть матросов и офицер было) с эксплуатацией не справлялись, котлы с миноносок поснимали и заменили обычными локомотивными, а Торникрофт разработал затем известный котел своей схемы, более робастный.

Б. Никакой простой механик с такой машинерией не справится, тут нужен высококвалифицированный человек. Такой человек в Красном Селе на фабрике был бы знаменитостью, о которой старики помнили бы в конце 1940-х не только в связи с самолётом. А они что-то, кроме самолёта и не вспомнили ничего ни полсловом... Упустить тот мизер воды в котле (это и не котлом называют и уже тогда называли, а парогенератором) и пережечь спираль проще простого (что, кстати, у Можайского и было в итоге, он новую заказывал на заводе у своего соплавателя, а другой котёл с повышенной паропроизводительностью на три машины он спроектировал без спиральных трубок, его испытали уже сыновья).

В. Котёл Дю Тампля не особо-то и проще этого. А потому крайне сомнительна история, мол-де Дю Тампль посадил в свой самолёт матроса итд итп. Там не матрос был нужен, а тоже толковый спец. Сама история с матросом появилась после ВМВ, я прочёл всё из XIX века, связанное с авиаработами братьев Дю Тампль, и много начала ХХ века. Там ничего подобного не пишут. Лет 30 назад Д.А. Соболев делал во Францию официальный запрос и получил ответ, что никаких документов и упоминаний "матроса" в прессе у них нет. За истекший с тех пор срок ничего нового не появилось. Историю с матросом распространили где-то на рубеже 1960-х авторитетные француз Шарль Дольфус и его друг британец Чарльз Гиббс-Смит.

П.С. Уважаемый to whom it concerns (II) john_jack, если, даст Бог, я напишу что-то официальное на эту тему куда-нибудь, не могли бы Вы сообщить мне в личке, как у Вас ФИО? Я не могу использовать чужие находки не указав источника...


__________________
Руки прочь от коммунизма в России!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На латыни Servus, 1) раб, невольник (servi publici государственные рабы); это шаблонное толкование было навязано Ватиканом и поныне является основным. и неправдой. на самом деле же все вот так. По значению ремесла военного название Серб имеет глаголы в русском языке сербити, сербитисе, и ...
Неделя была - одни слезы. Во иначе не описать. И состояние, соответственно, такое же - как у человека, который 5 дней отчаянно пытался работать, хотя хотелось только плакать, и таки довелось 20 раз поплакать, и от этого состояние - разбитое, несчастное, усталое. Все последние дни я могла б ...
UPD.25/02/2024(1) драфт/черновик lore — (терм. bp GameDev) лор, библия вымышленного мира, в котором разворачивается повествование проект худ.рук...(в поиске продюсера) зав.лит...(Матильда Ксюшинская) реж........(Бохуслав) Пуаре (фр. de poire, груша) та самая грушовая ...
Интересный пост в топе     Как американцы видели нашу московскую пляжную убогость и что на самом деле это действительно сидят на песочке у реки новые москвичи - вчерашние селяне. Пост очень хороший, правильный и могу подтвердить это по собственным воспоминаниям (именно так ...
1. Видите справа вертолет? Благодаря ему можно примерно представить масштаб открывающего пейзажа. Разглядеть летающий аппарат непросто. Для тех, кто ещё не сдался, вот картинка в большом разрешении (осторожно, 6 мегабайт веса) . С места, где сделано фото, до речки Колорадо - больш ...