рейтинг блогов

Тьма сгустилась перед рассветом

топ 100 блогов muennich30.07.2015 Ни одна из памятных нашему народу дат не проходит без того, чтобы невежды и провокаторы не извергли свою блевотину на интернетовские страницы. Но вот День Крещения Руси, кажется, минула чаша сия. По крайней мере, в ЖЖ ни один топовый провокатор не поспешил поделиться своими особо ценными соображениями по поводу этого праздника.

Оно и к лучшему – сколь ни ничтожны топовые провокационные выбросы с интеллектуальной и эстетической точки зрения, праздник они все-таки, хоть не много, а портят. Когда отмечали Великую Победу, провокаторы из кожи вон лезли, чтобы успеть накидать в Сеть как можно больше мерзостей. Зная их нрав, можно было бы ожидать, что и Крещение Руси, и день памяти Владимира Святого они постараются замарать своими бандарлоговыми испражнениями.

Но этого не произошло – и слава Богу. Видимо, не хватило у либеральных русофобов интеллектуальных ресурсов для работы с таким материалом, как Древняя Русь, князь Владимир и Крещение. С Великой Победой им было проще – там у них еще с перестроечных времен сохранились замшелые транспаранты с «Пили бы баварское пиво», «Закидали трупами», «Сталин не лучше Гитлера» и прочими прописями для олигофренов. По вопросу Крещения Руси они, похоже, методичками пока что не запаслись.


Ну что же, нам, вменяемым людям, независимо от нашего отношения к религии, к тем или иным моментам нашего прошлого, равно как и от наших политических предпочтений и даже национальности (ведь этот день празднуют и России), - нам ничего не остается, как вспомнить все-таки о том, какое событие произошло на Руси более тысячи лет назад. Не стоит нам забывать и о том человеке, который совершил это великое дело. Тем более тут как раз тот случай, когда роль личности в истории была совсем не маленькой.
Тьма сгустилась перед рассветом

Год Крещения – 988 – во многом условный, установить точную хронология на основе византийских хроник и русских летописей, многие из которых изначально создавались без каких-либо хронологических привязок и даты в которых выставлялись много позднее, задним числом, - невозможно. Вообще в исторических известиях о принятии Русью христианства мало целиком достоверных известий, а ряд сведений имеет явно легендарный характер. Тем не менее, совокупность всех известий, за вычетом заведомо недостоверных, создает поистине драматическую картину.

Тогда, на исходе X века, угасшее было расширение христианства на Север обретало второе дыхание. Еще Карамзин обратил внимание, что Русь приняла крещения почти одновременно с Польшей, Венгрией, Данией, Швецией и Норвегией. Дух мирового зла напрасно думал отсидеться в холодных лесах, куда не доходили апостольские проповеди. День его изгнания приближался. Но сдаваться просто так, без последнего боя, темные силы не собирались.

Тьма сгустилась перед рассветом
Перов. Первые христиане в Киеве.


Перед рассветом начинала сгущаться тьма.

Древнерусскому язычеству предстоял последний час его непрочного торжества. В наше время находится немало людей, склонных славянское язычество идеализировать. Точнее – придумывать, потому что достоверных сведений о дохристианских славянских культах мало, что дает полный простор воображению родоверов и прочих ролевиков. Дохристианские наполовину выдуманные культы очень удобно наделять разными привлекательными для современного человека чертами и тем самым противопоставлять христианству, якобы чуждому и враждебному русскому народу.

Но сколь ни скудны известия о русском язычестве, некоторыми сведениями о нем история располагает. И в свете этих известий язычество выглядит вовсе не таким уж привлекательным, а, скорее, жутким.

В 980 году Владимир Святославович, князь Новгородский, предательски, во время переговоров, убил своего брата Ярополка и овладел Киевом. Вокняжение Владимира ознаменовалось централизацией и укреплением культа: на холме за теремным двором был воздвигнут языческий пантеон. Летописец, перечислив установленных идолов – Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Мокошь – задал задачу квадратуры круга многим поколениями историков любителей старины, тщившихся установить функцию этих богов и их взаимные отношения.
Тьма сгустилась перед рассветом
Рерих. Идолы

Более или менее ясно только с Перуном. Понятно, что он занимал главенствующие положение – ведь только его идол удостоился серебряной головы с золотыми усами. Он был громовержцем. Он покровительствовал князьям и их дружинникам. И еще он был очень жадным богом, причем его аппетиты со временем росли и изменялись, причем не в лучшую сторону: если в VI веке, по свидетельству Прокопия Кесарийского, ему приносили в жертву быков, то на исходе X столетия ему захотелось отведать человечины. Судя по тексту «Повести временных лет», товарищи Перуна по пантеону тоже были не против кровавых жертвоприношений.

«И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью Русская земля и холм тот».

Да, одного-единственного внимательного взгляда достаточно, чтобы от благостного фольклорного романтизма язычества не осталось бы из следа. Не только современные ролевики из «неоязыческих» клубов, но даже и многие из моих собратьев – атеистов склонны порой превозносить «народную», «исконную», «близкую к природе» веру перед верой христианской – «еврейской», «греческой», «враждебной миру» и т.п. Казалось бы, для атеиста все религии должны были бы быть равны – как разновидности человеческого заблуждения; однако же, до сих пор немалая часть атеистов из при малейшей возможности хвалят любую другую веру, лишь бы лишний раз пнуть христианство.

Да и равны ли всякие религии между собой, даже если все они неправильные? Разве только убежденным христианам пристало считать Крещение Руси добрым, светлым, прогрессивным делом? Разве простое человеколюбие не побуждает приветствовать торжество христианства над таким культом, где практиковали человеческие жертвоприношения? С точки зрения марксиста, феодализм был строем более прогрессивным по сравнению с первобытнообщинным – почему же тогда не приветствовать Крещения Руси, способствующее укреплению раннефеодальной монархии? Разве принятие православной христианской веры не способствовало развитию культуры, распространению пусть и церковного, но все-таки просвещения, смягчению нравов? Если да, то стоит ли отказывать христианству в прогрессивности любому настоящему атеисту, превыше всего ставящего просвещение и гуманизм?

Во времена Владимирова деда, князя Игоря, арабский путешественник Ибн-Фадлан наблюдал обряд погребения знатного руса. Вместе с ним в загробный мир отправляли одну из его рабынь. Когда ее ввели на ладью, предназначенной стать огненной могилой, рабыня, ранее вызвавшаяся на жертву добровольно, испугалась и начала упираться. Старуха, исполняющая на обряде роль «ангела смерти», схватила ее за голову и втащила внутрь комнаты, где лежал труп ее господина. Если вспомнить, что труп до перенесения в ладью уже пролежал в земле не день и не два и что в той же ладье убили и расчленили собаку, двух коней, двух коров, петуха и курицу – картина получается настолько фееричная, что начинаешь сомневаться, есть ли принципиальная разница между русским язычеством и сатанизмом. Пока «добровольную» жертву затаскивали внутрь, мужчины стучали палицами о щиты, чтобы ее отчаянные вопли не напугали других рабынь, - ведь им в будущем могла быть уготована та же участь. Потом, уже после того, как с жертвой совокупились шестеро мужчин, ее насильно уложили рядом с трупом, накинули на шею петлю и удавили; одновременно старуха наносила ей удары ножом под ребра.
Тьма сгустилась перед рассветом
Семирадский. Похороны знатного руса.

Вот так оно выглядела – «народная», «родная», «исконная» вера, не испорченная «чуждой иудео-эллинской религией». Вот от чего избавил Русскую землю князь Владимир.

Нет, никакой атеизм не заставит меня лично сказать плохо о великом выборе Владимира. Особенно когда я читаю следующее место из летописи:

«Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола».

Итак, после удачного похода наши предки приносили человеческие жертвы идолам. Примечательно, что организацией жеребьевки и последующих церемоний выступают «старцы и бояре», т.е. верхушка тогдашней власти. У восточных славян не получила развитие особая жреческая каста, и государственный аппарат по совместительству выполнял и священнические функции. Впоследствии это немало облегчило внедрение новой веры – отправляясь, по приказу Владимира, на массовое крещение в Днепр, киевляне говорили друг другу: не будь это дело хорошим, не приняли бы этого наши князья и бояре. Но это будет потом, а пока что посланные отправились к дому варяга-христианина Федора с требование отдать своего сына Иоанна на смерть.
Тьма сгустилась перед рассветом
Сергей Ефошкин. Первые русские мученники
Феодор и Иоанн перед гибелью.

«И посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи».

Тьма сгустилась перед рассветом
Гибель Феодора Варяга и Иоанна.
Рисунок из Радзивиловской летописи.

Так было сказано на Руси слово свободы, гуманизма и просвещения. Не случайно Федор упомянул о том, что Бог создал человека жить на земле. Жить, а не служить горючим материалом для костров у самодельных божеств. И еще Бог дал человеку разум, чтобы распознать лживость рукотворных богов и нелепость поклонения им. Невежественный дикарь поклоняется камню и деревянному изваянию и готов принести им свою жизнь, он – раб мертвых вещей. Разумный же человек становится свободным.

Федор и Иоанн были убиты невежественной озверелой толпой. Это должно было стать уроком для остальных. Казалось, язычество, несмотря на давнее существование на Руси христианских общин, близко к полному и окончательному торжеству, а главное – к государственной институционализации. Христианству же, несмотря на то что оно уже давно укоренилось на Руси, грозила гибель.

Уже со времен похода Аскольда и Дира на Константинополь (860 год, 864 по русской летописи) часть их сподвижников приняло христианство. Возможно, что крещены были и сами князья. Примечательно, что византийцы именно этот эпизод считали Крещением Руси, потому в их источниках событиям конца 980-х годов уделено очень мало внимания. Захват Киева Олегом в 882 г. и гибель киевских князей должны были нанести христианству удар, но полностью остановить его распространение уже было невозможно. При заключении мирных договоров с Византией часть русского войска клялась Перуном и Велесом, часть – в киевской церкви Св. Ильи. Наличие соборной церкви (значит, были и другие, не соборные), христианское исповедание значительной частью княжеской дружины – все это показывало растущее влияние новой веры в Русской земле. Крещение в Константинополе приняла и княгиня Ольга, бабка князя Владимира; однако ее попытки обратить в «греческую веру» своего сына Святослава были тщетными.

Более того, разгоревшаяся война Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием ухудшила положение христианской общины, члены которой рассматривались теперь как потеницальные агенты вражеского влияния. По сообщению Иоакимовской летописи (к известиям которой, правда, историки чаще всего относятся скептически), Святослав во время возвращения из Болгарии обвинил русских христиан в неудачном исходе войны. Во время голодной зимовки на острове Березань состоялась страшная резня, в ходе которой были убиты дружинники-христиане, еще недавно стоявшие насмерть под Доростолом вместе со своими языческими товарищами по оружию. Святослав не пощадил даже родного брата Улеба (Глеба), который предводительствовал христианской частью его войска. Согласно той же Иоакимовской летописи, Святослав грозился по возвращении перебить всех живущих в Киеве христиан.
Тьма сгустилась перед рассветом
Чориков. Кончина Святослава.

Как известно, до Киева Святослав не добрался. Весной 972 года у днепровских порогов он попал в печенежскую засаду и был убит. Летопись сообщает, что о маршруте и сроках возвращения Святослава печенегов информировали жители Переяславля. Возможно, это были христиане, устрашенные появлением древнерусского Деоклетиана.

Период терпимости и мирного сосуществования христианства и язычества на Руси подходил к концу. Что общего могло быть у света с тьмою? Первые годы правления Владимира знаменовались торжеством ревнителей Перуна и Велеса. Многие из христиан, как сказано в одном из житий Владимира (Карамзин, т.1., пр. 448) в это время или снова обратились в язычество, или покинули Русь, или же продолжали исповедовать свою веру тайно. Из летописного сообщения о том, что Ярополк, несчастный предшественник Владимира на великокняжеском престоле, взял в жены насильно расстриженную греческую монахиню, можно заключить, во-первых, о наличии на Руси монастырей, во-вторых – что языческие князья не сильно церемонились с его обитателями. О монастырях на Руси, существовавших до Крещения, внятных сведений не сохранилось; в XI веке история русского иночества пишется как будто с чистого листа. Возможно, все более древние монастыри были разорены во время кратковременного торжества язычества в начале 80-х годов X века.


Сходным образом – с приливами и отливами христианизации, с начальными успехами миссионеров и последующими рецидивами идолопоклонства, с периодами взаимной терпимости, рано или поздно завершающимися ожесточенной открытой борьбой – шел процесс внедрения новой веры не только на Руси, но и в других землях – Швеции, Норвегии, Дании, Польше. Но ход истории был неумолим и не оставлял идолопоклонству в Европе ни малейшего шанса. Торжество язычества в первые годы княжения Владимира было недолгим и было последним.

То, что Пушкин называл «силой вещей», в чем христиане видели Божий промысел, марксисты – закономерность социально-экономического развития и что великий Гегель именовал Мировым Духом – неумолимо приближало торжество новой веры. Никакие возведения кумиров, никакие жертвоприношения, никакие гонения уже не могли ничего изменить. «Мировой Дух скомандовал времени вперед..., - писал Гегель – можно достать до ремней на башмаках этого коллоса, немного замарать их дегтем или грязью, но не развязать их, тем более стащить...».

Тот же самый человек, который был последним гонителем христиан на Руси, должен был сделаться апостолом Русской земли.

Тьма сгустилась перед рассветом.
Но свет во тьме светил, и тьма не объяла его.

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сорри, если скучаете по какому угодно контенту кроме нейронок. Для меня это искреннее, как искренним было желание в 90х и нулевых узнавать новые программы и технологии. Сейчас наверно вообще эпоха 8битных компьютеров и мейнфреймов - то есть выбор программ и сервисов крайне ограничен. ...
В прошедшие выходные. В Ярославской губернии, и в Тверской. На местах грибной охоты -  ...
Коллеги! Я конечно понимаю что все мы должны быть всепонимающими и всё такое, но ...
«Один за всех и все за одного!» — скандирует журналистка «Новой Газеты» Елена Костюченко вместе с двумя подругами. У каждой на груди по ЛГБТ-значку. Год назад на первый митинг ходил. А щас чувствовал, что как-то вот оно не ...
В праздники пришло sms: «Мы живем последний месяц, больше не можем себе позволить снимать квартиру, к сожалению». Пожав плечами, я разместила объявление о сдаче квартиры в одной из групп на Fb. Цену с прошлого года я не поднимала: 32000р. за однушку в Новогиреево. И что тут началось! Д ...