Типаопупенский бубнёж


"Рубеж" не понравился. Не могу сказать, что он откровенно плох, но показался просто проходным. Прям боюсь вам тут писать про него подробнее, потому что вылезают сравнения с "Годзиллой"/"Трансформерами"/"Монстро", а их принято считать, мягко скажем, "нешедеврами" и почему-то запрещено сравнивать с "Рубежом", типа он совсем другой, если ты ожидал "Трансформеров" от Дель Торо, то ты, конечно, дурак. Я и не ожидал. Я не очень-то люблю Дель Торо, за исключением, может быть, первого Хэллбоя. Его фильмы в определенной европейской камерной сказочной эстетике, орудует он мощными архетипами, пусть примитивными, но зато делает с ними иногда что-то необычное. И я ценю это как могу, но по большей части, смотреть на это больше получаса почему-то тяжело - общий эффект изматывающей муторности. Хочется, чтобы его фильмы были изящными короткометражками, а не большими душными конструкциями, внутри которых долго находиться воздуха не хватает. Но многим нравится, они переносятся в его миры свободно и не ощущают того, о чем я говорю. Тем не менее эту ремарку тут оставлю, может, она больше объясняет, чем последующий текст.
Мда, хуже начала отзыва, чем сравнить гениального Дель Торо с тупыми блокбастерами не в пользу первого, и придумать сложно. Но не удержусь от сравнений все-таки, и не потому что те фильмы "объективно" сильно лучше, а просто так нагляднее указать на кое-какие проблемы, которые мешали лично мне. На объективность не претендую.
Спецэффекты достойные, вот только на меня они впечатления произвели мало по ряду причин. Во-первых, проблема многих современных спецэффектных фильмов, о чем я когда-то говорил - нет ощущения столкновения с чем-то Невероятным. Пару раз чисто механически фильму удается удивить разовыми приемами - это когда появляется зверюга большего размера или открывается новая способность у робота или чудища типа "а вот как оно еще умеет". Но удивления от столкновения с Невероятным нет. С другой стороны, это можно понять, все действие происходит уже в пост-невероятном времени.
Во-вторых, темнота. И 3D. Никогда не должны быть вместе. Тут можно даже ничего не пояснять. А тут не только темнота, но и "нулевая видимость" к концу.
Говоря о масштабе, я чувствовал бОльший эффективный масштаб в "Трансформерах"/"Годзилле"/"Монстро". Там действие разрасталось, набирало обороты, доходило до безумия, которое действительно удивляло. В "Рубеже" масштаб как будто все время уменьшался. Как уже говорил, мы проехали момент "невероятного", кроме того, войны с чудищами велись по всему миру, а теперь мы все сводим к одному городу, а затем и вовсе к трещине.
Еще момент - нет ощущения реальности всего
этого. Люди - отдельно, монстры с роботами - отдельно. То есть люди
почти никогда не находятся в одном кадре со спецэффектами. Вы
создали настолько реалистичные спецэффекты, что можете вписать их в
реальность, но не делаете этого - все, эффект потерян. Вы даже
в Кролика Роджера, при откровенной мультяшности, можете
поверить, если он постоянно взаимодействует с людьми. В
"Трансформерах"/"Годзилле"/"Монстро" обычные люди все время внутри
действия - когда видишь их вместе со спецэффектами - глазам
приходится верить больше, ты воспринимаешь угрозу реальнее, ты
переживаешь сильнее. Здесь, как будто фильм о подлодках -
попеременно кадры с экшеном, а затем кадры с людьми, чтобы
напомнить, что они тут есть - и кадры друг с другом связаны только
тряской и командами, смотреть такое на порядок скучнее. Хотя есть
пара неплохих моментов объединения, но я говорю про основную массу
действия.
Кроме того, опять же из-за темноты, специфического освещения и
отсутствия людей, все города для меня ощущались как бы
павильонами, то есть ситуация не лучше старых монстр-фильмов
еще до компьютерной графики.
Ну и главное. "Рубеж" в упрек другим возможным
сравнениям считается "фильмом с
душой", так скажем. Может он и более серьезно
относится к персонажам, но точно не
менее поверхностно. Даже о героях
"Трансформеров"/"Годзиллы"/"Кловерфилда" я знаю почему-то больше
простых человеческих вещей, которые составляют
их характер, чем о героях "Рубежа". А тут у
персонажей зато большие шаблонные проблемы типа "месть",
"травма в прошлом", "отец-сын", "брат-брат", "смертельная
болезнь" и "долг". Этого даже многовато ("Он мой сын. ОН МОЙ
СЫН!"). По большому счету, это и не особо здесь нужно, ведь
это могла бы быть даже история типа "300 спартанцев" о
доблестных вояках, жертвующих собой в последней схватке.
Тут подряд куча шаблонов один банальнее другого, которые еще и
задаются и раскрываются очень долго. При этом,
например, перерождение одного персонажа-эгоиста в героя,
жертвующего собой, не раскрыто вообще - оно просто происходит за
кадром, тем временем как смакуется героическое самопожертвование
человека и без этого смертельно больного.
Все это, к счастью, не относится к сюжетной линии с
ученым-биологом в исполнении Чарли Дэя из сериала "В
Филадельфии всегда солнечно". Он восторжен столкновениями с
"невероятным", он бегает в городе, он в одном кадре с монстрами, он
интересный персонаж с необычным столкновением характеров, в который
в итоге искренне веришь. Тут есть даже красивое второе
прочтение о творческом и логическом полушариях мозга, которые
наиболее эффективны, когда решают проблемы вместе. Это,
пожалуй, единственная часть фильма, которая
работает идеально - и развлекает, и есть что
обсудить.
Бонус: мой мэшап "Intergalactic
Rim".
|
</> |