Тимофей или Филипп?


MYSIA, Kyzikos. Early-mid 4th century BC. EL Stater (16mm, 16.05 g). Von Fritze I 199 var. (laureate); SNG France -; Hurter & Liewald I 23a = Prinkipo 84 (same dies). Good VF, a few light deposits. Very rare and historically interesting.
Джей Пи Сикс предположил, что это портрет афинского полководца Тимофея (ум. в 354 г. до н.э.), который снял осаду Кизика в 363 г. до н.э., отметив сходство между этой монетой и мраморным портретом в Капитолийском музее.
В своем специализированном исследовании, посвященном чеканке монет Кайзер-Райсс предположил, что это портрет Филиппа II Македонского, связав портрет с конкретными скульптурами, которые, как полагают, изображают македонского царя. Самая очевидная проблема с ее интерпретацией заключается в том, что на портрете на этой монете изображен явно лысый мужчина, которым Филипп II не был. В то время как на монетах, кажется, изображен человек с густой шевелюрой, волосы на макушке, по-видимому, являются более поздним дополнением к штемпелю. Один из примеров такого статера демонстрирует облысение довольно отчетливо. Вторая проблема заключается в том, что у Кизика не было причин изображать Филиппа II в этом выпуске, когда македонский царь все еще находился на предварительных стадиях планирования своего вторжения в Персию в 336 году до нашей эры.
В течение почти шестидесятилетнего периода Кизик был в союзе с Афинами как член Делосской лиги. Однако Кизику не было запрещено продолжать чеканить монеты из электра (согласно правилам Лиги), поскольку Афины рассматривали чеканку монет как ценное платежное средство и отвечающее их наилучшим интересам. Это особое соглашение между Афинами и Кизиком, по-видимому, хорошо соблюдалось даже после того, как Кизик вернулся под контроль персов, поскольку он продолжал использовать монеты в афинском стиле. Таким образом, когда афинские войска под командованием Тимофея успешно сняли персидскую осаду Кизика в 363 году до н. э., граждане поместили портрет победоносного полководца с лавровым венком на этом выпуске статеров, чтобы выразить свою признательность за его заслуги и почтить его в уже принятом афинском контексте.
Тимофей был сыном Конона и неизвестной матери-фракийки. В период с 378 по 356 год до н. э. он часто исполнял обязанности стратега, и в этом качестве ему удалось заручиться союзом Афин с Кефаленией и дружбой с акарнанцами и молоссами. В 373 году до н.э. он был назначен командующим флотом, который должен был освободить Коркиру от спартанского контроля. Из-за нехватки финансирования экспедиция была отложена, что вынудило Тимофея предстать перед судом. Благодаря вмешательству его союзников, включая Ясона, правителя Фер, и тагоса (ταγί) Фессалийской лиги, Тимофей был оправдан. После своего оправдания и при содействии царя Македонии Аминты III Тимофей захватил Коркиру. За это в Афинах в его честь была воздвигнута статуя. В 363 году до н.э. Тимофей снял осаду Кизика. В 366 году до н.э. Тимофей был послан на помощь Ариобарзану, сатрапу Фригии, но когда он узнал, что сатрап поднял мятеж против Великого царя, Тимофей обратил свое внимание на северное Эгейское море. Там он захватил Самос после 10-месячной осады, за которой последовали аналогичные завоевания вдоль фракийско-македонского побережья. Судебный иск, поданный против него Аполлодором (речь которого приписывается Демосфену), примечателен тем, что иллюстрирует поворот судьбы некогда великого и заслуженного полководца. Тимофей вновь стал главнокомандующим во время Союзнической войны (357-355 гг. до н.э.), но соперничающие личности среди руководства снова привлекли Тимофея к суду. Признанный виновным и неспособный выплатить наложенный на него крупный штраф, Тимофей отступил в Халкиду на Эвбее, где и умер. Раскаиваясь в своем обращении с некогда пользующимся благосклонностью полководцем, афиняне простили большую часть долга, который перешел к его сыну Конону. Они также привезли его прах обратно в Афины, похоронили его в Керамикосе и воздвигли ему статуи на Агоре и Акрополе.
Тимофей был соратником как философа Платона, так и афинского оратора Исократа.
В литературе приводятся несколько знаменитых афоризмов, приписываемых Тимофею:
1. Тимофею один из товарищей сказал перед боем: «А отблагодарит ли нас родина?..» Тимофей ответил: «Нет, это мы ее отблагодарим».
2. Тимофей был не только войном — он учился у философа Платона и на его бедных обедах слушал его умные беседы. Он говорил Платону: «Твоя еда хороша не когда ее ешь, а когда о ней вспоминаешь».
3. Тимофей среди полководцев считался удачливым человеком, и завистники написали картину, как он спит, а Удача сама ему ловит сетью города. Тимофей сказал: «Если столько городов я беру во сне, то сколько же, по-вашему, возьму, когда проснусь?»
4. Соперник афинского полководца Тимофея хвастался ранами, полученными в первых рядах схватки. Тимофей сказал: «Разве там место полководцу? Мне в бою бывает стыдно, даже если до меня долетит стрела».
|
</> |