Тиль Уленшпигель и Неле. Бельгийский скульптор Чарльз Самуэль. Памятник Шарлю
n_dank — 07.09.2022 «Уленшпигель и Неле», бельгийский скульптор Чарльз Самуэл(ь).© yvesrouyet/wordpress
Памятник Шарлю де Костеру неподалёку от площади Flagey в центре Брюсселя.(1894)
Скульптор Charles Samuel (1862–1939) и архитектор Franz De Vestel (1814–1888).
Имя бельгийского писателя Шарля де Костера (1827-1879) прославила «Легенда об Уленшпигеле» — произведение, над которым он работал более 10 лет и которое стало главным делом его жизни. При жизни Костера «Уленшпигель» почти не получил признания. Первое издание, вышедшее в 1867 году, осталось недоступным для широкого читателя. Книга вышла дорогим изданием «ин кварто» с 32 офортами лучших художников Бельгии. Пресса фактически оставила её без внимания. Костер так и умер 6eззвестным писателем, в нищете и одиночестве. Только в 1893 году, через четыре года после его смерти, вышло наконец первое общедоступное издание «Уленшпигеля». И с этого времени начинает непрерывно расти его популярность. Уленшпигель — национальный герой, «дух Фландрии» — В течение одного десятилетия совершил триумфальное шествие по всему миру. Он обрел родину во всех странах. Он нигде не выглядел чужим или иностранцем. Напротив, всюду он был, как у себя дома, нигде его фламандские песенки, чудачества и остроты, его причудливый наряд, его самоуверенность и вольность в обращении не заслоняли его подлинно интернациональной и глубоко народной сущности.© по материалам советской прессы.
ж-л Studio. 4. 1894 рассказывает о новом монументе в Бельгии.
Оставлю такой слегка кривоватый перевод текста 1894 года:
Работа, выполненная из камня и бронзы молодым, но быстро набирающим популярность скульптором, Чарльзом Самуэлем призвана увековечить память самого оригинального франкоязычного писателя, когда-либо созданного Бельгией, а именно, Шарля де Костера, чей исторический роман «Уленшпигель», едва ли известный за пределами Бельгии, за исключением нескольких ученых, может быть уподоблен таким классическим произведениям, как «Дон Кихот» Сервантеса или «Жиль Блас» Лесажа.
Памятник, воздвигнутый в память о Шарле де Костере, был представлен как покаяние, своего рода национальная репарация за долгое национальное пренебрежение. Растущая рядом с монументом и затеняющая его своими ветвями плакучая ива — это то самое дерево, под которым Шарль де Костер играл в детстве.
Следует заметить, что скульптор Чарльз Самуэль, который не только выполнил работу, но и придумал всю композицию, отказался от банального изображения самого де Костера (барельеф писателя представлен на памятнике в маленьком мраморном медальоне) и попытался представить персонажей и атрибуты его литературного шедевра: прялка, собака и кошка, сова и зеркало, лица Ламме Гудзака и старой Катлины, а на переднем плане две бронзовые фигуры — фламандского героя Уленшпигеля, чьи приключения легли в основу великой книги де Костера, и деревенской девушки Неле, которая страдает, смеется и плачет вместе с Тилем на протяжении четырехсот страниц «Бельгийской национальной библии» (the Belgian national Bible).
Скульптор Шарль Самуэль впервые выставил свои работы четыре года назад в брюссельском Салоне, где они привлекли такое внимание, что общественное мнение немедленно призвало правительство и муниципальные власти Икселя* приобрести работу и воздвигнуть монумент на какой-нибудь городской площади в память о многострадальном Шарле де Костере. Мистер Самюэль, которому всего тридцать один год, только что стал рыцарем Ордена Леопольда. Он является автором многих других изящных скульптур...© Studio. 4. 1894
Друг Уленшпигеля — добродушный толстяк Ламме Гудзак играет роль своеобразного Санчо Пансы, а в аллегорическом смысле выступает «солью фламандской земли». Доведенная пытками до безумия «ведьма» Катлина — мать Неле.
На антаблементе в обрамлении портретов Ламме Гудзака и Катлины имеется надпись «EST-CE QU'ON ENTERRE ULENSPIEGEL, L'ESPRIT / NELE, LE CŒUR DE LA MÈRE FLANDRE» Это отсылка к заключительной фразе из знаменитого романа Шарля де Костера: «Никому не удастся похоронить Уленшпигеля, дух нашей матери Фландрии, и Неле, сердце ее!».
*Исксель — одна из девятнадцати коммун, образующих вместе Брюссельский столичный регион.
Чарльз Самуэль начал свою карьеру в 1889 году в своем доме и мастерской в Икселе.
«Mit berückender Liebenswürdigkeit spricht Charles Samuel's «Eulenspiegel und Nele», ein Denkmal für Ch. de Coster, zu uns; der etwas linkische, prächtige Bursch und das zärtlich holde vlämische Mädchen sind gleich herzgewinnend». © Die Kunst für alle 16 / 1900-1901
Быстро ставшую популярной благодаря выражению трогательной наивности скульптуру расхваливают наперебой: замечательный угловатый паренёк и прелестная нежная фламандская девочка одинаково трогательны/симпатичны.
Шарль Самуэль работал с разными материалами: с мрамором, с бронзой, с деревом и со слоновой костью.
© Rijksmuseum Amsterdam and archive Delta 98 Den Haag
Скультрура была выставлена на аукцион осенью 1996-го. Эта Неле в стиле модерн была сделана между 1894 и 1898 годами из слоновой кости и фруктового дерева.