Тихий дон - 2

Книга страшная и хорошая. Есть ли она в школьной программе? Думаю, нет. Во-первых книга промаркирована 18+, кто-же осмелится в официальном порядке давать её школьникам? Вот меня завтра спросит школьник: "Дядя, дай книжку". Если я ему дам, то нарушу закон со всеми вытекающими.
В этом томе описывается начало гражданской войны - как она зарождается и начинается будто бы сама собой. Ещё никто никому не враг, ещё никто даже толком ничего не понимает, но тут Бунчук слышит в пол уха от председателя Совета: "Кто там состав не пропускает с (с чем-то там). Начальник станции? Расстрелять!". "Правильный! Настоящий марксист!" - думает Бунчук: "Ни себя, ни товарища не жалеет ради дела, ни, тем более, какого-то вредителя." И вот уже красногвардейцы берут в плен офицерский взвод и вместо того, чтобы доставить в расположение, рубят за углом в капусту. И снова Бунчук, не то, чтобы оправдывает, а как будто на стяг берёт! И вот, не успевает оглянуться, как назначают его на "одну грязную работёнку". Какую-же? Убывать людей - расстреливать их по ночам не краю ими же выкопанной канавы. (Цитаты у меня не точные, между прочим, не придирайтесь...) Это ещё никакой войны нет, а уже такое! И как реакция (именно так это и звучит в романе), вновь возрождается казачье самоуправление, но самоуправление есть, а закона нет, так что казачки вершат закон как понимают. "Было у них два наказания - расстрел и плети". Книга заканчивается душераздерающей сценой массовой казни, которую учинили теперь уже казаки. Только вчера пленённые красноармейцы (тоже казаки, но нанятые большевиками) обнимались при встрече с победителями. Кто-то кому-то оказался кум, кто-то сослуживец, а уже поутру всех пленённых пустили в расход. Всё, насколько они могли соблюсти, по закону - с протоколом и голосованием...
Почему-то, особенно в середине тома, красной нитью, хотя и не прямым текстом, поднимается национальный вопрос. Всё время подчёркивается, что этот казак, а этот хохол, а этот еврей (евреи не называются евреями, за единственным исключением - Анной пулемётчицей), а этот мужик (русский). И лишь на фоне трагической развязки этот мотив... заглушается что-ли. И казак умирает так-же, как русский да и как Анна тоже.
Пока что мне кажется, что книга посильнее "Войны и мира". Именно "Тихий Дон", а не "Война и мир", на мой взгляд, про русских, про наш национальный характер. С Достоевским же и сравнения нет. (Вот кто ни слова не написал про "русскую душу", так это Достоевский - он про рефлексирующих интеллигентов). Если поставить вопрос ребром, какую книгу в школе преподать? Я отвечу, что "Дон", "Война и мир" - на втором месте, "Преступление и наказание" - как получится.
|
</> |