Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.

топ 100 блогов golema18.04.2011
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
О Тифлисе я не писал, кажется, целую вечность, хотя уже давно есть желание и даже подготовленный для этого материал. Сегодня я хочу рассказать о месте, без которого нельзя себе представить Тбилиси - о горе Мтацминда и фуникулере на ней. Это место, которое обязательно для посещения, на мой взгляд. Не знаю, возможно я говорю это из-за того, что я вырос в одноименном районе, расположенном под горой.
Гора Мтацминда ("Святая гора", от грузинского "мта" - гора и "цминда" - святая") является одним из отрогов Триалетского хребта и огораживает город с запада. Ее высота 770 метров.
По преданию располагалась келья одного из 13 Сирийских Отцов (святых сирийских (каппадокийских) подвижников, основателей грузинского монашества в середине VI века) Св. Давида Гареджийского. В IX веке здесь была построена церковь, на месте которой в 1542 году братья Николай и Давит Габашвили построили монастырь Св. Давида. В начале 19 века (1809 год) разрушающуюся церковь реконструировали и началось формирование нынешнего облика горы. Именно здесь, в гроте возле церкви в 1829 году с почестями будет похоронен посол России в Персии Александр Грибоедов.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Так выглядела Мтацминда вплоть до 1871 года.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
С 1861 по 1871 годы на месте старой церкви был возведен новый храм Св. Давида, именуемый так же "Мамадавити", что в переводе означает "Отец Давид".
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Так выглядит храм с разных точек:
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Дорога к храму была проложена в 1817 году по распоряжению генерала Ермолова.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.

Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.

Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Вид на Мтацминду от памятника графу Воронцову. Как-нибудь я напишу отдельно об этом памятнике.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
На фото видна часовня, построенная рядом с церковью.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Могила Александра Сергеевича - первое захоронение на горе. 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Могила Грибоедова и его супруги, Нино Чавчавадзе.
Я заранее прошу прощения авторов фото. Современные фотографии взяты в интернете, но я потерял ссылки от них, поэтому они не указаны. Моих фотографий, к сожалению, в посте нет.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
В 1915 году возникла идея об устройстве на горе пантеона, что и было в последствии реализовано. Пантеон грузинских писателей и общественных деятелей был официально открыт в 1929 году, к 100-летней годовщине гибели Грибоедова.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Внешний вид горы кардинально меняется в начале ХХ века. В 1900 году Тифлисская городская управа подписала договор с Бельгийским анонимным трамвайным обществом о строительстве на горе фуникулера. По условиям договора, бельгийская компания получала право владения фуникулером в течение 45 лет, после чего он переходил в собственность городу.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Строительство рельсовой канатной дороги велось два года, с 1903 по 1905 года.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Длинна маршрута составила 500 метров.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.

Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Угол наклона составляет 28-33 градуса. Толщина каната 33 мм. Колея 1000 мм. 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Вид горы от Мухранского моста (стоял на месте нынешнего моста Бараташвили).
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Архитектор фуникулера Александр Поликарпович Шимкевич. Инженер - Л. Блаш.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Видимо, инженер Блаш сменил в процессе проектирования инженера Альфонса Роби, назначенного изначально. 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Нижняя станция фуникулера. Высота нижней станции над уровнем моря 460 метров. Происхождение шестиконечных звезд мне. к сожалению, не известно. Возможно, в строительстве участвовали предприниматели еврейского происхождения.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Следует отметить, что нижняя и верхняя станции спроектированы в совершенно разных стилях. Нижняя, в частности, построена в псевдомавританском стиле. Ступенчатый карниз отсылает к готическому стилю, однако я не уверен, что это сравнение уместно в данном случае.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Интерьер нижней станции.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.

Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Путь для вагончика один. В середине маршрута расположен 70-метровый разъезд со станцией, выходящей к храму Св. Давида и пантеону.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Вид с промежуточной станции на нижнюю.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Вид на верхнюю станцию.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
В отличие от нижней "восточной" станции, верхняя представляет собой образец раннего модерна с искусно прорисованными деталями. характерными для "югендстиля". Высота верхней станции над уровнем моря 727 метров.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Вход на станцию акцентирован двумя башнями, имеющими в верхней части подковообразные окна (возможно, уместнее сравнение с "омегой", широко применяющаяся в модерне) и кровлю луковичной формы. Цоколь здания выложен "диким камнем". Станция имеет небольшой открытый балкон, откуда открывается вид на город.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
На плато Мтацминда был разбит парк.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
На аллеях парка были интересные скульптуры.
Еще до открытия пресса писала:
,,Русское слово,,. 30 декабря 1905г.
,,Тифлис. 29 декабря. Закончена постройка фуникулярной железной дороги на гору св.Давида. На днях на ней откроется движение. Это единственное в России сооружение построено по типу дороги на Везувий. Предполагают, что с открытием фуникуляра сильно возрастут цены земельных участков на горе св.Давида,,.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
К сожалению, каменные обезьянки не сохранились.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Интерьер верхней станции. Фуникулер был торжественно открыт 27 марта 1906 года. Газеты "Тифлисский листок"писали в день открытия:
На передней площадке вагона разместились настоятель Давидовской церкви с дьяконом и певчими, городской глава, строитель фуникулера инженер г-н Блаш, бельгийский консул г-н Айвазов и др.»
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
В годы советской власти комплекс претерпел сильные изменения. Началось с реконструкции(сноса?) модерновой верхней станции. На ее месте в 1938 году была сооружена новая станция в неоклассическом стиле по проекту З. и Н. Курдиани в соавторстве с А.В. Волобуевым, а на плато был открыт Парк культуры и отдыха, названный в последствии именем Иосифа Сталина. В последствие в парке был построен комплекс аттракционов, в том числе колесо обозрения, расположенное близко к обрыву и оставляющее неповторимые ощущения от поездки на такой высоте.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Верхняя станция стала одной из главных достопримечательностей города, а ресторан, расположенный на открытых верандах станции с видом на город - любимым местом горожан и гостей Тбилиси.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
 
 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Ресторан.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
 
 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Вагончики фуникулера образца 1975 года.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
В 1958 году помимо фуникулера была построена и открыта канатная дорога на гору, поднимающая пассажиров на плато от площади Руставели.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Канатная дорога прекратила работу 1 июня 1990 года после трагического случая. В результате обрыва главного троса две кабины рухнули на землю с 20-метровой высоты, в результате чего погибло 15 человек. 45 получили тяжелый увечья. После этого канатка не восстанавливалась.
21 июня 2000 году произошел обрыв троса и на самом фуникулере, после чего он был остановлен. В результате обрыва незначительно пострадали 20 иностранных туристов. К счастью, обошлось без жертв. 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
В 1968-69 гг. была перестроена и нижняя станция. В отличие от первоначального облика, новое здание являет собой пример модернизма. Фасад станции отделан цветными витражами.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Неотъемлемой частью панорамы Мтацминды является телевизионная вышка. На уникальной фотографии мы видим процесс замены старой вышки на новую.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Такой Мтацминду помню я. В советские годы скалистые склоны горы были обильно засажены разнообразной растительностью. Гора неповторима в любой сезон, несмотря на обилие вечнозеленых деревьев и меняет свой окрас в соответствие с временем года. Помню, как зимой мы с санками поднимались по ступеням вдоль путей фуникулера, чтобы скатиться по серпантину от пантеона, а летом поднимались на плато, чтобы погонять в футбол на небольшом поле на верхнем плато. Окна моего дома выходили на гору. Я не мог видеть всей панорамы из-за растущей напротив окон ели, но любил наблюдать за движением вагончиков в театральный бинокль. Во второй половине 1990-х ель срубили и несколько лет мы могли наслаждаться всей ширью горы. В праздники с плато пускали салюты и весь двор собирался у нас на веранде, чтобы посмотреть на это действо. К сожалению, через несколько лет, на месте старой ели выросло 5(?)-этажное здание, загородившее весь вид:( Простите за лишние подробности, просто захотелось добавит немного личного в пост.
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
Известный грузинский художник-примитивист Нико Пиросманишвили написал большое полотно с видом горы к открытию фуникулера в 1906 году. 
Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер.
На сегодняшний день фуникулер, как и его верхняя станция не функционируют. Последняя находится в аварийном состоянии и требует срочной реставрации, однако, насколько мне известно из интернета, работы по ее восстановлению все не начинаются. Тбилиси рискует, на мой взгляд, лишиться одной из своих главных достопримечательностей. По крайней мере, фотографии поврежденных конструкций станции, встреченные мной в интернете, вызывают большие опасения за ее сохранность. Тем временем, на плато Мтацминда восстановлен парк аттракционов. Там устроено подобие грузинского "Диснейленда". Поскольку своими глазами я его не видел, воздержусь от как-либо комментариев, хотя фотографии аттракционов, увиденные в интернете, оставляют желать лучшего... Я имею в виду не техническую сторону, а отсутствие вкуса в оснащении парка. Во всю идет строительство (или уже построен) большого комплекса "американских горок". А фуникулер, которому меньше месяца назад исполнилось 105 лет, ждет своего часа... 
В подготовке материала использованы данные из открытых источников, в том числе пост Аиды Тифлис. Гора Мтацминда и первый в Российской империи фуникулер. [info]aidatiflis7  о строительстве фуникулера: http://aidatiflis7.livejournal.com/14812.htmlХочу еще раз поблагодарить Аиду за ее блог и всем его порекомендовать. В нем вы найдете огромное количество материалов по истории, в том числе и архитектуре, старого Тифлиса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Выкатывается и укатывается по желанию. Стоит столько, что желание спиздить не возникает. Охуенно. ...
*** Это кадры, где спецназовец на руках выносит шестимесячную Алену Цкаеву из захваченной террористками школы. Малышку на руках из школы вынес спецназовец Эльбрус Гогичаев. Эти кадры, где он держит ребенка, облетели весь мир и стали одним из символов произошедшей трагедии. 18 лет ...
Более 100 лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, произошла одна из крупнейших в истории человечества морских трагедий. После столкновения с огромным айсбергом, на дно Атлантического океана погрузился пассажирский лайнер «Титаник», который считался чудом мирового ...
Так уж повелось, что чаще всего выпускники десятого Б агаповской средней школы №123 встречались в гаражном кооперативе, где у многих стояла какая-никакая техника, а сторожем работал Генка по прозвищу Диоген. Вот и сейчас собрались за бутылочкой "Рояля" в сторожке, чтобы отпраздновать ...
Хехе, а оказалось все просто и без всякой магии))) У меня в кармане лежит вот такое чудо Осталось с одной из предыдущих работ. Ушки и хвостик мягкие. И вот когда он попадает в руку и начинаешь его мять, то становится совершенно все равно, когда и какой приедет автобус, как светят ...