The Beatles «Eleanor Rigby». Про что песня
antimantikora — 12.10.2024«GOT BACK TOUR» – 2024
Сэр Пол Маккартни удивляет не только искусством, но и трудолюбием. В свои мафусаиловы годы (82) он затеял огромное турне. Причём, не побоявшись джет-лага и прочих сложностей, начал с Латинской Америки: Монтевидео (1 октября), Буэнос-Айрес (5-6 октября), Сантьяго (11 октября). Завершается турне 19 декабря в Лондоне.
https://www.paulmccartney.com/live/got-back-tour-2024
В самом названии этого марафона «Got Back Tour» слышится «труд», а в Южном полушарии сейчас «май» – начало тёплого сезона. Легко догадаться, чего здесь не хватает. Но всегда нелегко догадаться, что зашифровал Маккартни в своих песнях, чем вдохновлялся этот искусный сочинитель. На первом концерте в Монтевидео он исполнил 30 композиций, и ещё 7 «анкор» – это большущий труд. Вот и надо брать с него пример. Закрывала выступление «Carry That Weight». Вот и надо следовать этому принципу. Обязуюсь всё изучить, а пока завершу одно давнее расследование. Оно объёмное, ведь The Beatles – великий проект. Раз в 60 лет — можно.
«ELEANOR RIGBY»
В 1986 году одноклассник раздобыл «Revolver», и включил мне. Я не разделял восторг, но заценил виолончель. Там вся песня звучала виолончелью: и хор, и вокал, и саунд. Но про что? Мы ничего не понимали.
Даже если знать всё: лирикс, перевод и материалы, пафос «Eleanor Rigby» не очень-то понятен. Зачем битлам (страдающим от избытка внимания) понадобились одинокие люди, да ещё и «все»? Каждый одинок по-своему. И почему такая тревожная мелодия? Ведь это вымышленные, ни к кому не привязанные персонажи. Чтобы прояснить это, надо погрузиться в контекст эпохи.
ФАКТЫ
The Beatles – «Eleanor Rigby»
Мелодию и основной текст сочинил и спел Пол Маккартни.
Записано: 28—29 апреля, 6 июня, 22 июня (стереомиксы) 1966, «Студия Эбби Роуд»
Сингл: A: «Eleanor Rigby» / A: «Yellow Submarine» (двойная сторона A)
Релиз: 5 августа 1966 (Британия), 8 августа 1966 (США)
Альбом: «Revolver», выпущен 5 августа 1966 (Британия), 8 августа 1966 (США).
11 августа началось турне в США, длившееся до 29 августа.
Почему-то и сингл, и альбом выпущены в один день, причём в обоих крупнейших странах англоязычного мира. И почему-то сингл сделан с двумя сторонами А (точнее, без нумерации).
ТЕКСТ
[Intro: Paul McCartney, John Lennon & George Harrison]
Ah, look at all the lonely people!
Ah, look at all the lonely people!
[Verse 1: Paul McCartney]
Eleanor Rigby
Picks up the rice in the church where a wedding has been,
Lives in a dream,
Waits at the window,
Wearing the face that she keeps in a jar by the door.
Who is it for?
[Chorus: Paul McCartney]
All the lonely people,
Where do they all come from?
All the lonely people,
Where do they all belong?
[Verse 2: Paul McCartney]
Father McKenzie
Writing the words of a sermon that no one will hear,
No one comes near.
Look at him working,
Darning his socks in the night when there's nobody there.
What does he care?
[Chorus: Paul McCartney]
All the lonely people,
Where do they all come from?
All the lonely people,
Where do they all belong?
[Bridge: Paul McCartney, John Lennon & George Harrison]
Ah, look at all the lonely people!
Ah, look at all the lonely people!
[Verse 3: Paul McCartney]
Eleanor Rigby
Died in the church and was buried along with her name.
Nobody came.
Father McKenzie
Wiping the dirt from his hands as he walks from the grave.
No one was saved.
[Outro: Paul McCartney, John Lennon & George Harrison]
All the lonely people (Ah, look at all the lonely people)
Where do they all come from?
All the lonely people (Ah, look at all the lonely people)
Where do they all belong?
ПЕРЕВОДЫ
Переводы местами вводят в заблуждение. Элеонора едва ли кого-то ждёт у дверей, и вовсе не «надевает торжество на лицо». «Wearing the face that she keeps in a jar by the door» – это под зеркалом у двери есть банка с кремом для лица (face cream jar). Но мазаться не для кого: церковь темна, миссия пуста.
https://www.amalgama-lab.com/songs/b/beatles/eleanor_rigby.html
ОБЪЯСНЕНИЯ АВТОРОВ
Объяснения происхождения и смысла песни опубликованы. Есть огромный портал, где можно найти документальные сведения про тот день, когда песню «Eleanor Rigby» сочиняли и записывали (28 апреля). Есть фотографии надгробий, черновиков, сессионных документов, воспоминания. Судя по воспоминаниям Эшера и Шоттона, Маккартни сочинял песню в апреле 1966 г., но точных дат не указано.
https://beatles-chronology.ru/1966/04/28/zapis-pesni-eleanor-rigby/
Там сообщаются всякие случайные совпадения, Элинор Брон, винный магазин, Вултонское кладбище, Том Маккензи, старик-бомж, мисс Дейзи Хокинз. Это мало что даёт для понимания. Битлы всегда давали легкомысленные объяснения – которые совершенно не соответствуют уровню шедевров. Подсознание – гигантская сфера, где хранится всё увиденное и прочитанное. Маккартни раскрывает только часть работы подсознания: «Совпадение – это просто слово, которое означает, что совпали два события. Мы полагаемся на это, как на единственное объяснение. Но это только слово, и ничего более. Но почему эти имена оказались рядом? За этим кроются, вероятно, гораздо более глубокие причины, нежели те, которые наши ограниченные умственные способности в состоянии понять».
НЕЛЮДИМАЯ СТАРУШКА
Массы недопоняли даже внешний план. Пишут, что композиция рассказывает историю одинокой девушки и священника. Герои песни — глубоко одинокие люди, судьбы которых переплетаются, только когда девушка умирает в церкви, где проповедует священник.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Eleanor_Rigby
Однако всё, о чём сказано в песне, не свойственно для девушки. Нет там и слова «girl». В 1960-е девушка не была одинока: всегда найдутся друзья, кавалеры. Обычно так живёт (и умирает) пожилая женщина, нелюдимая старушка. Она убирает в церкви, и за это получает пайку. Если священник хоронил её своими руками, если никто не приходит на его проповедь, значит, они живут в захиревшем приходе. И сам Маккартни говорил, что сочинял о пожилых людях.
https://beatles-chronology.ru/1966/04/28/zapis-pesni-eleanor-rigby/
ОТДАЛЁННАЯ МИССИЯ
Первый упоминаемый объект – рис. Возможно, это символ Азии, и подразумевается отдалённая христианская миссия. Там тройное одиночество: вокруг чужая раса, культура и природа. Во второй половине ХХ века такие миссии страдали от того, что колонии отделились. Британцев эвакуировали, но не всегда. Кому-то деваться было некуда.
КОРАБЛЬ ЭЛЕОНОРА
Мелодия тревожная, траурная. Поищем, была ли в рисовой Азии какая-нибудь Элеонора, которую можно оплакивать. Выясняется вот что.
В 1773 г. судно «Eleanor» с грузом из 114 сундуков чая Британской Ост-Индской компании под командованием Роу стало зачинателем «Бостонского чаепития» — предтечи Американской революции. Значит, название вошло в учебники.
https://www.bostonteapartyship.com/eleanor
Другой корабль «Eleanor» был спущен на воду в Калькутте в 1821 г. Торговал между Индией и Юго-Восточной Азией, а с 1829 г. торговал между Англией и Индией. В 1831 г. «Элинор» перевёз каторжников в Австралию, Новый Южный Уэльс, причём никто не умер в пути. Корабль был очень известный. Но 29 сентября 1842 г. у берегов Аппалужи на борту воспламенился груз хлопка, и пожар уничтожил судно. Что это за место?
https://en.wikipedia.org/wiki/Eleanor_(1821_ship)
АППАЛУЖА
Аппалужа (Аллеппи) находится на юго-западе Индии. Это Куттанад, который называют «рисовая чаша штата Керала». Действительно, там много риса. И там был плацдарм христианства. А в песне – сплошь церковные атрибуты. Потомки каторжников в Австралии нам тоже пригодятся.
Пишут, что христианство имело плацдарм в районе Аппалужи, даже с 1 века новой эры. Церковь, расположенная в Коккамангаламе, была одной из семи церквей, основанных святым Фомой, одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Принято считать, что он высадился в Малианкаре в порту Музирис, ныне известном как Кранганор или Кодунгаллур, в 52 г. н. э. и проповедовал христианство в Южной Индии.
https://en.wikipedia.org/wiki/Alappuzha#Geography
Это интересно, а может, и важно. Ведь в песне преобладают христологические детали. Но интереснее другое.
Пишут, что в 1946 г. округ Аппалужа сыграл особую роль в освободительной борьбе Индии. Борьба в Пуннапре и Ваяларе сплотила народ против сэра Ч. Рамасвами Айера. Это привело к его уходу с политической сцены Траванкора. Народное министерство было сформировано в Траванкоре в 1948 г. после обретения Индией независимости.
https://en.wikipedia.org/wiki/Alappuzha
В 1956 г. были приняты конституционные законы, устанавливающие границы штатов и территорий независимой Индии (The States Reorganisation Act, 1956; Constitution (Seventh Amendment) Act, 1956).
https://en.wikipedia.org/wiki/States_Reorganisation_Act,_1956
Следовательно, в 1966 г., когда Маккартни сочинял свою песню, в британской прессе обсуждали десятилетие полной утраты индийских колоний, а также события в Аппалуже 20-летней давности. Абсурдно предполагать, что Маккартни не читал лондонских газет, не имел британских амбиций, и понятия не имел об Индии. Скорее наоборот, ибо в тот период он ощущал себя человеком мира.
БИТЛЫ В ИНДИИ
Песня создавалась в первой половине 1966 г., а увлечение Индией у битлов началось годом позже. В августе 1967 г. они посетили семинар Махариш Махеш Йоги. В феврале 1968 г. они прибыли в Дели, затем в Ришикеш. Нестыковка? Нет. Ведь ещё в 1965 г. Харрисон увлёкся музыкой Рави Шанкара, купил ситар и сыграл на нём для «Norwegian Wood» и других песен «Revolver». А в сентябре 1966 г. Джордж (вместе с супругой) отправился в Индию, учиться бегло играть на ситаре. И, конечно, битлы сызмальства знали про Индию – что-то своё, романтичное, и как британцы, и просто как пацаны.
ВЕЛИКАЯ БЫЛА БРИТАНИЯ
Британцы вложили бездну усилий в организацию колоний, развивали там экономику. Труд был буквально героическим: постоянная соревновательность, гонки, регаты, дерби, регби, пари. На колонии тратились гигантские налоги. Аристократов «ссылали» управлять колониями. Роберт Фицрой героическими усилиями обследовал берега Огненной земли в кругосветном плавании на «Бигле» (которое воспел Ч. Дарвин), а в 1843 г. был отправлен губернатором в Новую Зеландию. Там его встретила сложнейшая политическая ситуация. Пытаясь разрулить конфликт маори и колонистов, Фицрой погубил репутацию и едва не погиб. Помимо прочего, Фицрой привёз миссионера Ричарда Метьюза в совершенно дикое место Вуллия, чтобы тот основал миссию для огнеземельцев. Судьба миссии была незавидна. В книге «Фицрой – капитан Бигля» (Mellersh H.L., 1968) описываются малые и отдалённые приходы. Кажется, что вот-вот появится и старая креолка Ригби, похожая на виолончель. Но это уже лишнее.
МАККЕНЗИ
Маккартни говорил, что подобрал фамилию «Маккензи» по телефонной книге, чтобы заменить «father McCartney». Энтузиасты нашли на Вултонском кладбище могилы Джона Маккензи, Джона Ригби, Элинор Ригби. Маккартни утверждал, что там они постоянно встречались с Джоном. И потому в подсознании могли всплыть эти фамилии.
https://beatles-chronology.ru/1966/04/28/zapis-pesni-eleanor-rigby/
Странное место встреч и странные аргументы! Проще предположить, что Пол почерпнул некоторые знания в школе, в газетах, на экране. В Канаде есть огромная река Маккензи, названная в честь Александра Маккензи, обследовавшего в 1780-90-х Канаду для Северо-Западной компании. Другой шотландец по имени Дональд Маккензи в 1800 г. переехал в Канаду, стал выдающимся исследователем земель и торговцем пушниной, а в 1821 г. был назначен губернатором колонии Ред-Ривер. На портрете он похож на пастора. Всё это изучалось в школе, героизировалось, и оставалось в голове среднего британца.
https://en.wikipedia.org/wiki/Donald_McKenzie_(explorer)
ОДИНОКИЕ КОЛОНИИ
Крепкая Британская империя ассоциировалась с женщиной, с королевой Викторией. Однако Елизавета II царствовала так своеобразно, что империя лишилась 90% территорий, не считая социальных утрат. Достижения прошлого обесценились. Миссионерская работа – цивилизовать народы и континенты – провалилась. К середине ХХ века выяснилось, что от Великой Британии осталась Великобритания. Население бедствовало. Но и отколовшиеся колонии ощущали некоторое одиночество, скучали по старым временам.
Логично предположить, что амбициозный музыкант Маккартни пожелал сочинить про это песню, но совершенно завуалировано, посредством аллегорий и абстракций. Тогда Элеонора Ригби – аллегория Британской империи. (Eleonor Rigby is an allegory, – почти анаграммируется.) Это слабая версия в отношении лирикса, но она проясняет пафос мелодии и трагизм композиции.
В 1950-60-х Великобритания переживала кризис самооценки. Предположим, битлы приняли вызов – вернуть глобальную славу для United Kingdom, завоевать если не физические территории, то культурное пространство. Такая задача особенно близка человеку, названному в честь Св. Павла. Данная версия позволяет многое прояснить.
ПОЛ РИГБИ – АВСТРАЛИЙСКИЙ КАРИКАТУРИСТ
Теперь переместимся в другую колонию, Австралию. Rigby — обычная англо-саксонская фамилия, объясняется как «ферма на хребте» (ridge). В Австралии жил известный карикатурист Пол Ригби.
https://www.surnamedb.com/Surname/Rigby
https://en.wikipedia.org/wiki/Rigby
Пол Криспин Ригби (1924—2006) работал в газетах Австралии, Великобритании и США. [1] Обычно он подписывал работы «Rigby». Его работа в качестве политического карикатуриста началась в 1952 г. в газете Daily News (Перт), где он выиграл пять премий Уокли в период с 1960 по 1969 г. [2] В 1969 г. переехал в Лондон.
https://en.wikipedia.org/wiki/Paul_Rigby
Карикатуры Ригби в англоязычной прессе привлекали внимание. Он был очень известен в 1960-е. На одной из карикатур Ригби нарисован беременный чувак, похожий на Маккартни. Учтём также, что они тёзки. Всё это было бы маловажно, но битлы имели некоторое отношение именно к таким австралийским карикатуристам. Ибо те сделали мультсериал «The Beatles».
АВСТРАЛИЙСКИЙ МУЛЬТСЕРИАЛ «БИТЛЗ»
«The Beatles» – мультсериал о злоключениях британской рок-группы. Сериал дебютировал 25 сентября 1965 г. и закончился 7 сентября 1969 г. Всего было выпущено 39 эпизодов, по выходным. Каждый эпизод назван в честь песни The Beatles. Большинство эпизодов были сняты на студии «Astransa Park Studios» в Сиднее и компании Джорджа Даннинга «TVC Animation» в Лондоне. Сериал позаимствовал быстрый режиссёрский стиль Ричарда Лестера в фильме «A Hard Day's Night» и его продолжении «Help!». Сами «Битлз» не имели никакого отношения к производству сериала, кроме использования их музыкальных записей, и им сперва не нравилось качество.
https://beatles.fandom.com/wiki/The_Beatles_(animated_series)
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Beatles_(TV_series)
Верить последнему предложению негоже. Битлы слишком амбициозны, чтобы пустить на самотёк столь важный пиар-проект – мультсериал для всего британского мира. Они должны были предоставлять авторские права и одобрять сценарий. Дмитрий Эпштейн сообщает следующее: «Каждая из сторон получала половину прибыли, а таковая была: после демонстрации осенью 1965 г. сериал получил высший рейтинг среди субботних утренних программ. Нужно заметить, что, приступая к переговорам, Бродакс выразил желание снять полнометражную картину о Битлах. Эпстайн был не против, но лишь в случае успеха сериала.»
https://beatles-chronology.ru/1966/10/16/multfilm-zhyoltaya-podvodnaya-lodka/
Серия «Taxman / Eleanor Rigby» (№37) косвенно подтверждает те догадки, которые я высказал выше. Вот её краткое содержание:
«The Beatles приносят кучу денег, чтобы заплатить подоходный налог. Когда их сбивают с ног летающие мешки с деньгами, им снится, что они вернулись во времена Робин Гуда, но Пол продолжает настаивать: «Его никогда не было!» Группа детей утверждает, что пожилая женщина по имени Элеонора Ригби – ведьма. Великолепная четверка рассказывает им правду об Элеанор Ригби в песне и заставляет увидеть её по-новому.»
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Beatles_(TV_series)
Мультсериал сделан в стиле газетных карикатур и стрип-комиксов, и напоминает манеру некоторых рисунков Пола Ригби – который тоже был связан с австралийским телевидением, создавая для него динамичные карикатуры.
ЭЛ БРОДАКС
А кто замутил этот «австралийский» мультсериал? Тот самый Эл Бродакс! Это важный момент. Пишут, что Бродакс, увидев выступление The Beatles на шоу Эда Салливана в 1964 г., обратился к руководству The Beatles с идеей создания анимационного сериала с участием Великолепной четверки. Премьера сериала «The Beatles», состоящего из 39 серий, состоялась 25 сентября 1965 г. на канале ABC. Позже он участвовал в производстве анимационного фильма The Beatles «Желтая подводная лодка» для United Artists в качестве продюсера и соавтора сценария.
Albert Philip Brodax (14 февраля 1926 — 24 ноября 2016)
https://en.wikipedia.org/wiki/Al_Brodax
Бродакс вспоминал об этом более подробно и бизнесово:
«В то время я работал в «Кинг Фьючерз» в новом отделе анимации. Как-то раз в компанию зашел человек, чтобы увидеться с редактором комиксов Сильваном Биком. У него были с собой несколько нарисованных набросков «Битлз», и он спросил, возможно ли использовать «Битлз» в качестве комикса. Редактору эта идея не показалась замечательной, и он отправил человека восвояси. Надо отметить, что это было в начале 1964 года, и хотя группа была весьма популярна, никто тогда не знал, как долго она продержится. Перед тем, как уйти, этот человек зашел в туалет. Я увидел рисунки Битлов и вышел вслед за ним. Догнав его, я спросил, есть ли у него права использовать образы Битлов в анимированном виде. Человек ответил утвердительно. После чего я заключил с ним соглашение, и приступил к процессу оформления всех остальных необходимых прав у соответствующих людей. Достаточно быстро я нашел спонсора в лице Энсона Айсэксона, президента компании «Эй-Си Джилберт». В ноябре 1964 г. «Кинг Фьючерз» достигла договоренности с Брайеном Эпстайном на создание мультипликационного сериала о группе. Я сам выбрал сценарий, на основе которого Питер Сэндлер должен был сделать раскадровку».
https://beatles-chronology.ru/1964/11/11/king-fyucherz-poluchaet-razreshenie-n/
ЭЛ — ПРОДЮСЕР «ЖЁЛТОЙ СУБМАРИНЫ»
Эти встречи вовсе не случайны. Битлз имели контрактное обязательство перед United Artists производить по фильму в год. Эл Бродакс – деловой человек, он ухватился за славу битлов, а битлы – за его мастерство продюсера. В 1960-62 годах Бродакс руководил в США производством более 200 новых короткометражных фильмов, в которых одновременно участвовали пять разных анимационных студий. Он был продюсером анимационного возрождения культовых комиксов: «Popeye», «Krazy Kat», «Cool McCool», «Beetle Bailey», «Snuffy Smith», «Casper the Friendly Ghost». А как мы убедились ранее, битлы ценили комиксы, и даже пародировали «Beetle Bailey».
Эпштейн и Бродакс пришли к согласию создавать мультфильм «Yellow Submarine» 16 октября 1966 г. Из всех битлов в обсуждении сценария участвовал только Пол Маккартни.
https://beatles-chronology.ru/1966/10/16/multfilm-zhyoltaya-podvodnaya-lodka
Релиз фильма «Yellow Submarine»: 17 июля 1968 (Великобритания), 13 ноября 1968 (Соединенные Штаты).
https://en.wikipedia.org/wiki/Yellow_Submarine_(film)
ДВЕ СТОРОНЫ
В августе 1966 г. был выпущен сингл «Eleanor Rigby / Yellow Submarine». Обе песни застревают в голове, и удалить earworm от первой песни можно лишь второй. Но какая из них вторая? На диске указаны две стороны «А», что неудобно для джукбокса. Резон такого решения пока неясен. Возможно, это был символ того, что песни равнозначно посвящены большой империи, тем частям англоязычного мира, которые остались за морями-океанами (Индия, Австралия, Америка).
Можно предполагать, что подтекст «Eleanor Rigby» посвящёна рассыпавшимся восточным колониям, отпавшей Индии и отдалившейся Австралии, и является шаманским приворотом таки поехать туда, и подзаработать.
С другой стороны – песня «Yellow Submarine», подтекст которой посвящён западным бывшим колониям. Допустим, «We all live in a yellow submarine» символизирует остров Великобритания (так она выглядит на карте), «sea of green» – это долларовое море в США, а сама песня – приворот на американские деньги.
Всё это расследование кажется избыточным, но полученная интерпретация отчасти проясняет и смысл простецкой песенки «Yellow Submarine», и смысл сложной песни «Eleanor Rigby», и концепцию психоделического мультфильма. И когда изучаешь «Eleanor Rigby» спустя более полувека, удивляет её магическая актуальность, применимая и к сегодняшним дням.
|
</> |