Тезисно, пока без доказательств
kassidi — 05.11.2010 Не могу не озвучить свою позицию по поводу "борьбы с насилием над детьми" в том виде, в каком она проводится рядом организаций.Я не считаю, что что-то хорошее может стоять на лжи. Между тем, позиция "надо запретить все телесные наказания" стоит на лжи.
1) Утверждается регулярно, что научно доказан вред от телесных наказаний. Это неправда, таких доказательств нет. Анализ используемых для этого исследований показывает их методологическую сдвинутость и полное отсутствие надежности. А несдвинутые исследования не дают оснований для таких выводов.
2) Утверждается, что они запрещены Конвенцией о правах ребенка. Не рассуждая подробно на тему о том, хороша ли эта конвенция (у меня к ней есть ряд серьезных претензий), стоит только сказать, что это ложь - неправда, не запрещены.
3) Утверждается, что они запрещены иными нормами международного права. Не вдаваясь в рассуждение о том, насколько были бы правомерны эти самые нормы, если бы это было так - могу лишь заметить, что и это - ложь.
В общем, у сторонников "полного запрета телесных наказаний в семье" никаких серьезных оснований и аргументов, увы, нет. Кроме эмоций. И это не есть хорошо. Нельзя что-либо запрещать, основываясь на эмоциях, это неправильно.
Тем более нельзя кого-то преследовать за то, что запретили, основываясь на эмоциях или на вранье. Это дурно.
У меня уже давно висит вопрос - зачем же столько лжи используется для достижения, якобы, "благородной", "доброй, белой и пушистой" цели. У меня, наверное, есть и ответ (опять таки, сейчас излагать свои мысли по этому поводу не стану). В любом случае, "проталкиваемая" таким образом позиция, к сожалению, попросту нечестна.
Это, конечно, не значит, что среди сторонников этой позиции нет честны людей, просто неосведомленных, повторяющих привычные шаблоны рассуждений или же введенных в заблуждение мощной и хорошо оплачиваемой пропагандой на затронутую тему. Посему эти выводы прошу никого не принимать за личные обвинения на свой счет.
За призыв с моей стороны к тому или иному стилю воспитания также прошу мои слова не принимать. Я не вижу ни вреда, ни пользы в телесных наказаниях в воспитании детей самих по себе, как таковых. Все зависит от процесса воспитания в целом. А вот от культивируемой по этому поводу в массах "борцами с насилием" истерики вижу откровенный и недвусмысленный вред и для детей, и для всего общества в целом.
В остальном я свои позиции "по поводу" высказывал вот тут
Дискуссии в комментариях со своей стороны не обещаю.
UPD: Не вступая в дискуссии в комментариях, не могу не заметить, что как аргументы вида "наказывать нельзя, потому что это расправа над слабым", так и аргументы вида "бить детей нельзя, потому что бить взрослых нельзя" - это откровенная подмена понятий, то есть, к сожалению продолжение лжи. Если кто-то считает, что наказание - это расправа, это говорит, на мой взгляд, скорее о нем и о его подходах к жизни. Вероятно, конкретно ему нельзя доверять никого наказывать. Те, кто считают что телесное наказание и избиение - это одно и то же, проводят несколько более незаметную, но не менее грубую подмену понятий, увы.
Аргументы вида "а вот я тогда-то сорвался, побил, а потом мне было так плохо и стыдно, хотя ребенок не винит меня" - это тоже ошибка в суждении и очевидный психологизм. Человек искренне убежден, что делать чего-то нельзя и постыдно. И вдруг срывается и, в эмоциях, делает. Конечно, потом стыдно. Но дело тут не в том, что именно сделано, а в том, что это сделано в эмоциях, при потере самоконтроля и в том, что человек считал сделанное дурным. Тут конечно станет стыдно. Терять самоконтроль, и правда, стыдно. Но это ничего не говорит о том, правильно ли человек считал это дурным. Можно приводить аналогии, но я не буду.
Собственно, одна из вредных сторон массовой истерики вокруг темы в том, что она навязывает это убеждение взрослым, а детям навязывает виктимное сознание по этому поводу, которое в иной ситуации вовсе не является нормой. Конечно, если все вокруг говорят, что что-то - плохо и ужасно, а потом близкий человек, который этого с тобой никогда не делал, вдруг это делает - это потрясение. Чреватое травмой на всю жизнь. Увы, причина этой травмы не в телесном наказании, как таковом - а как раз в работе, проделанной сторонниками его тотального запрета. Знаете, если десять лет пропагандировать, что делать уколы в попу - ужасно, постыдно, влечет моральные травмы и т.п., а потом человеку, впитавшему в себя эту идею взять и вдруг сделать укол в попу - у него тоже будет большая и тяжелая моральная травма. Аналогии можно множить. Да, кстати, уколы - это тоже больно, а многие медицинские процедуры, к тому же, переживаются как унизительные. Но унизительность телесных наказаний, на самом деле, в значительной мере создана теми, кто ведет пропаганду об их унизительности. Именно они создают контекст, в котором это воспринимается потом как унижение не только сугубо индивидуально единичными людьми, но и социумом (в т.ч. детским) в целом. Иными словами, эта пропаганда, как я уже и говорил, собственно и порождает почву для возникновения тяжелых моральных травм.
Вообще, следует заметить, что любое наказание за что-либо - унизительно. В принципе любое, с момента, когда оно становится именно наказанием. А более или менее - зависит от культурного контекста, формируемого много чем. Сидеть на скамье подсудимых - также унизительно. И в тюрьме отсиживать - унижение. Быть арестованным за преступление, особенно, когда это видят - унижение. И скажите мне, пожалуйста, что арест и сидение в суде и в тюрьме - это не телесное наказание. Не телесное - это когда не воздействуют на тело, а тут даже очень воздействуют. В принципе, по эмоциональной логике, которой пользуются иные, из этого должна следовать необходимость отмены всей уголовной системы. Вообще, не надо никого арестовывать и сажать в тюрьму. Это - признак педагогической несостоятельности властей и унижает, прежде всего, сажающих. Бессмысленная и жестокая расправа государства над более слабым. Всегда ведь можно найти слова и объяснить взрослому, что воровать или убивать не надо.... Неужели ничего не напоминает? Или кто-то думает, что взрослые делают плохие вещи сознательно, а дети всегда нет? Это, кстати, еще одна очень опасная сторона в соответствующей пропаганде - делание из ребенка Абсолютно Особенного Существа, которое, вроде как, и не человек. Недаром в отдельной упаковке идут права человека, а Права Ребенка - в отдельной.
Ну и, наконец, я настоятельно прошу не спрашивать меня об очевидных вещах, вида "почему эмоции не аргумент". Эмоции не аргумент, если не имеют под собой какого-то неэмоционального основания. Во что превратится общество, если на эмоциях запрещать и наказывать - вполне очевидно. Вот это запретим, потому что кому-то это субъективно кажется унизительным и противным. А вот этого человека - давайте расстреляем, потому что он сам вызывает у нас эмоции. И это аргумент. Нет, господа, так нельзя. В основании права, запретов и предписаний, не могут быть эмоции, а могут быть лишь вещи объективные. Эмоции могут лежать в основании личных мнений - пожалуйста, можно делиться ими, склоняя других к их принятию. Но к праву это отношения иметь не может и не должно. Ну неправильно, господа, требовать, чтобы чьи-то сугубо личные и эмоциональные оценки вошли в закон.
UPD2: Предупреждаю, что с этого момента из комментов к посту исчезаю, за недостатком времени для дискуссий.
|
</> |