![](/media/images/top/preview/i299-photobucket-com-albums-mm316-mihalych_2008-4-14.jpg)
Тезисы о репрессиях
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Тезисы о репрессиях](http://i299.photobucket.com/albums/mm316/mihalych_2008/4-14.jpg)
В силу недавних споров на эту тему в комментариях, тезисно обозначу свою позицию на тему отношений к репрессиям.
1. Репрессии несомненно имели место быть. Отрицать их факт, столь же глупо, как вещать про десятки миллионов расстрелянных. И идеологические предпочтения не могут быть каким-либо оправданием для глупости.
2. Репрессировали как виновных, так и невиновных. Современная историография не дает каких-либо внятных ответов на вопрос о процентном соотношении виновных и невиновных. Позиции из разряда - все репрессированные были виновны или наоборот, все репрессированные были невиновны, на мой взгляд так же глупа и анти-исторична. Наличие виновных легко устанавливается при разборе скажем дел связанных с коллаборационизмом, а наличие невиновных, которые пострадали, было признано еще при Сталине.
3. Так как установить достоверно соотношение виновных и невиновных мы не можем, то речь идет скорее об общем отношении к самому факту репрессий (за исключением личной предубежденности) по линии оправдано/неоправданно.
С одной стороны, некоторые считают, что несмотря на все очевидные перегибы, репрессии сыграли свою положительную роль для укрепления государства и победы в войне. С другой стороны, есть точка зрения, что никакие общегосударственные блага, не могут служить оправданием для процессов, где пострадали невиновные. Это два полюса. Общее и частное. Здесь заведомо нет точек соприкосновения, потому что полюса этих позиций демонстрируют два разных типа мировоззрения и никакие споры на тему государственной пользы и слезинок ребенка тут ничего не изменят.
Ну и где-то между ними расположились смешанные точки зрения вроде "я признаю значительную несправедливость и ошибочность репрессий, но все равно считаю что польза от них хотя бы частично их оправдала" или же "я считаю, что перегибы репрессий не дали государству использовать их в полной мере для своего блага и вся кровь была впустую" или же "я признаю, что репрессии принесли определенную пользу, но количество невиновных пострадавших в ходе репрессий для меня исключает возможность их позитивной оценки". Вот где-то в подобных категориях и происходят изменения позиций между двумя полюсами.
4. В идеале, вопрос об оправданности, могло бы разрешить фундаментальное историческое исследование, когда к примеру за несколько лет будут изучены дела всех расстрелянных и установлен хотя бы приблизительно процент виновных/невиновных, с поправкой как на факты огульных репрессий, так и на факты огульных реабилитаций. Это бы позволило создать более целостную научно-обоснованную картину и придало бы спорами на тему репрессий некую общую научную базу. Но так как в этом мало кто заинтересован, шанс на появление такого труда минимален, и значит отношение к репрессиям будет как и прежде формироваться политико-идеологическими предпочтениями, базирующихся на в лучшем случае фрагментарных данных, а в худшем - на тенденциозных выборках или же заведомых фальсификациях.
5. Мое же личное отношение к репрессиям и оценке их результатов определяется моим мировоззрением, где общее благо должно превалировать над частным. Поэтому персонально для меня, в историческом контексте, имевшаяся для государства польза от репрессий перевешивает их очевидные недостатки, связанные как с кампанейщиной, так и поломанными судьбами многих людей, которые пострадали без вины. Точно по таким же причинам я скажем позитивно оцениваю реформы Петра Великого, которые так же поломали жизнь очень многим людям, но в силу давности сих реформ, острота проблемы сейчас не очень велика. Но подход тут идентичен.
6. При этом, я вполне нормально отношусь к тем, кто имея научно-обоснованную позицию, без завываний и истерик, расценивает репрессии скорее негативно или полностью негативно, так как я вполне признаю наличие точки зрения о том, что выгоды от репрессий не оправдывались результатом или же что никакие выгоды для государства и общества, не оправдают ущемление свободы и осуждения невиновных. Это тоже выбор и я не вижу смысла тут о чем то спорить, потому что наши расхождения носят мировоззренческий характер. К крайним же позициям, которые щеголяют обычной человеческой глупостью, относился и отношусь отрицательно.
7. На мой взгляд, в будущем, вполне возможно формирование превалирующей устойчивой историографической позиции, когда репрессии в своих масштабных последствиях, будут оцениваться не через черную или розовую призму, а восприниматься сложным явлением, где будет видна и выгода для государства общества и трагедия невиновных, которая так же больно ударила по обществу. То есть, произойдет переход к историческому осмыслению репрессий, от попыток представить этот период и этот процесс черной ямой отечественной истории или же представить его как победное триумфальное шествие без ошибок, перегибов и трагедий.
Собственно этим и определяется мое отношение к дискуссиям на тему репрессий и массовых расстрелов.
|
</> |