Тетрис / Tetris (2023) - КГБ против Нинтендо! (Часть 2)
ru_klukva_ru — 04.04.2023 Таваристч! Мы продолжаем потрясающе правдивый рассказ о невероятной схватке за права на Тетрис, разрозившейся в Москве в 1988-ом году между западными капиталистами и советскими коррупционерами! Первую часть этой великой истории последней битвы Холодной войны можно прочитать по этой ссылке. Ну а мы продолжаем!Итак: избитый Беликов приходит на квартиру к Пажитнову и толкает телегу стандартного киношного диссидента, работающего вопреки системе: "Всю свою жизнь я посвятил своей стране. Я не могу этого больше делать. Такой страны больше нет. Мы превращаемся в страну воров. Тетрис должен достаться "Миррорсофт", или я покину свой пост в "Элорг" сразу после подписания сделки. Но вы можете ещё всё исправить"(с)
После этого Беликов протягивает Алексею контракт для Хэнка и уходит. Алексей думает: как отправить его Хэнку? И тут его осенило: в вычислительном центре, где он работает, есть факс! Но его стережёт злая тётенька-гэбэшник. Как же её обойти?
Ну и Пажитнов решается на самый грандиозный план, который только смогу прийти в голову гениального программиста: он поджигает у себя в кабинете ведро с мусором. И пока все в здании бегают да суетятся, пытаясь потушить пожар, он спокойно заходит в опустевший кабинет с факсом и спокойно отправляет копию контракта Хэнку.
Но вы думаете, что кровавая гэбня просто так спустит это Пажитнову с рук? Как бы не так! Дома Алексей обнаруживает, что какие-то грузчики выносят из его квартиры все его вещи.
В основном это мебель, иконы и самовары.
У входа в квартиру Алексея встречает Саша, которая информирует его о том, что он нарушил закон и теперь его выселяют из дома в центре Москвы и ссылают... вы не поверите!... в неблагополучный район на окраине Москвы!
Мда, Перестройка, гласность... мельчаем... Раньше бы Пажитнова на урановые рудники Камчатки сослали, не ближе!
Ну хотя бы КГБ всё такое же коварное! Пажитнов обнаруживает, что в коридоре по соседству дядя Валентин Трифонов с ехидством Джокера рассказывает его сыновьям об ускорении свободного падения.
Он показывает им две монетки разных размеров и спрашивает: "Какая из них упадёт быстрее?" "Никакая!" - отвечает один их мальчиков.
И правильно: Трифонов выкидывает обе монеты из окна одновременно и звон от из приземления раздаётся одновременно!
- А теперь что упадёт быстрее? Ну же?
- Стул?
- Ха-ха! Вот где гравитация оказывается занимательной! По идее стул должен упасть быстрее, он же тяжелее? А вот и нет! Гравитации плевать, лёгкий ты как монетка или тяжёлый как мальчик, всё падает с одинаковой скоростью!
И после урока физики от КГБ с намёками толщиной с газопровод "Дружба" Пажитнова с семьёй действительно ссылают на окраину Москвы, в самое настоящее гетто, почти что московский Бронкс, где на каждом углу стоят (или лежат) бомжи, бухающие водку и прилюдно справляющие малую нужду, а у подъездов стоят разбитые Москвичи.
В это же время Кевин прибывает в Лондон и жалуется отцу, что не смог достать права: русские стали слишком хитрыми и теперь не верят в аванс! Да и у Штейна, оказывается, всех прав нет! В этот момент в офис "Миррорсофта" врывается сам Штейн и начинает драться с пареньком.
Охрана их разнимает и Максвелл решает, что раз уж Штейн и его сын настолько бездарны, он полетит в Москву лично, на аудиенцию к самому Горбачёву! Прибыв в Москву, Максвелл в сопровождении Трифонова сразу же едет в Кремль.
Там его встречает почётный караул и окна, занавешенные советскими флагами.
В помпезном зале, который снимали, очевидно, в какой-то библиотеке, Максвелл встречает Горбачёва.
Который прихорашивается на пьедестальчике перед зеркалом, опять таки в сопровождении караула.
Ин Совьет Раша караул эвривэва: в "Элорге", в Кремле, в библиотеке, даже в туалете!
Горбачёв, на удивление похожий на оригинал, приветствует Максвелла и... просит привезти ему новый британский костюмчик! А то похудел, понимаешь, старый костюмчик уже плохо сидит! А в Британии такие хорошие костюмчики шьют, понимаешь!
Но Максвеллу до костюмчиков сейчас нет дела. Он говорит Горбачёву, что в его стране разработана игра, которую их конкурент хочет купить за 5 миллионов баксов! А Максвелл, такой благородный, хочет права на игру в обмен на возможность издать в СССР Энциклопедию Кольера!
- Так Вы хотите спасти мою страну? - спрашивает Горбачёв.
- Если впустите капиталистов, то они никогда не уйдут! - отвечает Максвелл.
- Простите, а вы тогда кто? - задаёт резонный вопрос Горби. - Я ценю вашу щедрость, но моя страна разорена! Народ хочет свободы! Народ хочет свободные выборы! Коммунизм не должен был ограничивать свободу! Но, к сожалению, человеческая жадность встала на пути! Мир меняется и Советский Союз не отстаёт! (с)
Вот так, рыночек порешал! Горбачёв махнул рукой, мол, разбирайтесь без моего участия, и ушёл на трибуну Мавзолея. Ведь сегодня День Октябрьской революции! По Красной площади уже ползут Т-55 и РСЗО "Смерч".
Причём каждая единица техники - с красным флагом! Ин Совьет Раша красный флаг эвривэа!
Даже на кунгах грузовиков!
Больше умиляют только офицерские ремни у солдат.
Танкисты с перевёрнутыми бляхами ремней приветствуют товаристча генсека и членов политбюро!
В сопровождении генерала КГБ (у которого по старой-доброй клюквотрадиции прибор фуражки и шинели синий, как у лётчика, а не красный, как положено) генсек поднимается на трибуну и толкает речь: "Перестройка! Гласность! Разрядка! Понимаешь..." Ну, что-то вроде этого. Разобрать сложно, потому что на фоне играет марш "Прощание славянки" со словами! И речь генсека смешала со словами марша к чертям собачьим. До такого гениального звукомонтажа додуматься надо было!
Расстроенный Максвелл едет в "Элорг" и начинает вымаливать у Беликова права. Мол, да, мы банкроты, у нас денег, но как-нибудь сочтёмся! Чесна-чесна!
Но тут в комнату влетает Хэнк со своими "нинтендовцами" и бланком договора.
- Что это? - негодует Максвелл?
- Свобода выбора! - кричит Хэнк. - У них есть право подписать ваш мошеннический контракт или наш честный!
И Беликов с улыбкой ставит подпись на контракте Хэнка. Вот так! Свободные выбора! Шах и мат, коммуняки! После этого Хэнк и Ко пулей вылетают из здания, где их ловит Алексей на своей копейке.
Расстроенный Максвелл в холле "Элорга" сталкивается с Трифоновым и Сашей. Максвелл сообщает, что битва за права проиграна и Трифонов больше не в доле. "Я тебе принёс Тетрис на блюдечке, а ты меня кинул! Где мои деньги?" - кричит последний.
- Товарищ Трифонов, мы же работаем на благо государства? - возмущается Саша.
- Заткнись, шлюха! - огрызается в ответ Трифонов, после чего выскакивает из здания, прыгает в свою 21-ую Волгу. И при поддержке, второй, 31-ой Волги, устремляется в погоню за копейкой Пажитнова!
Да, таваристч! 21-ая чёрная Волга КГБ из "Мёртвого сезона" и 31-ая чёрная Волга КГБ из "ТАСС уполномочен заявить" снова в деле!
Ин Совьет Раша на стенах домов висят растянутые изображения почтовых марок!
Под песню "I need a Hero" завязывается залихватская автопогоня. Блин, а есть хотя бы один современный фильм про 80-ые, который обошёлся без этой песни? Такое впечатление, что современные режиссёры кроме Бони Тайлер, Europe и Queen из музыки 80-ых вообще ничего не слушали.
Судя по всему, эта погоня за Копейкой действительно влетела создателям в копеечку. Я уверен, что не так уж легко было в нынешней Британии собрать столько аутентичных единиц советского автотранспорта, вплоть до Уазиков, Чайки и даже Икаруса.
Саша тем временем вбегает к Горбачёву на Мавзолей. Вы же знаете: от "Элорга" до Кремля рукой подать, а Красная площадь во время парада - и вовсе проходной двор.
Через адьютанта с аксельбантом девушка докладывает Михаилу Сергеевичу о том, что Трифонов раскололся о своей попытке получить взятку от капиталистов.
Горби в этот момент прерывает свою речь перед народом и даёт приказ арестовать Трифонова!
А наши герои уходят от Трифонова по Моховой улице (судя по прифотошленной справа Билиотеке им. Ленина).
И попадают в проулок, посреди которого бомжи копаются в полиэтиленовых пакетах с мусором.
И всё бы ничего, но на пути у них встаёт серьёзное препятствие: голландский грузовик DAF, который при помощи белой радиаторный решётки задекорировали под Камаз.
Супер-водитель Пажитнов умудряется объехать его по тротуару.
А вот Трифонову не так повезло: его Волга теряет бампер.
А вторая Волга получает поцелуй с псевдо-Камазом.
Герои оказываются у аэропорта Шеремтьево.
Интерьер которого украшен красными флагами во все стены.
Добро пожаловать на контроль! Сюда, к будке с серпом-молотом!
Вежливая женщина-пограничник с картонными погонами и подложкой из фольги под петлицами ставит отметку в паспортах Хэнка и "нинтендовцев".
Пажитнов хочет улететь вместе с Хэнком, но тот говорит ему: "Я знаю, ты ненавидишь эту систему. Но ты должен идти. Знай: мы не прощаемся".
Алексей уходит, а Хэнк и Ко садятся в самолёт. А Волга Трифонова проезжает через пейзажи Глазго, в которые на задний план нафотошопили московских многоэтажек.
И останавливается возле аэропорта. А её бампер, надо думать, сам собой починился в пути.
Трифонов врывается в самолёт до Токио и... оказывается, что это не тот самолёт, на котором улетел Хэнк.
И пока Трифонов бежал к нужному самолёту, его окружает расчёт из сорокалетних сержантов КГБ.
Они пришли во главе с Сашей. Наверное, она их с собой прямо с Красной площади привела.
Как минимум, судя по тому, что они одеты в форму почётного караула с поста №1 у Мавзолея. Ну, или в какое-то её подобие. Где создатели фильма вообще эту форму нашли?
Смешнее только то, что у одного из сорокалетних сержантов-караульных орденские планки ветерана ВОВ.
Саша наставляет на Трифонова ствол и говорит: "Вы арестованы по приказу Генерального секретаря за злоупотребление полномочиями и получение взятки в особо крупном размере".
И пока караульные выкручивают Трифонову руки, он кричит: "Это за то, что я тебя шлюхой назвал? Это стране конец! Сраный пиздец! Всё это рухнет!"
А так оно и случилось. Спустя какое-то время Пажитнов увидел по телевизору снос Берлинской стены и уход Горбачёва.
- Это хорошие новости или плохие? - спросила у него жена.
- Думаю, и то, и другое, - напряжённо ответил ей Алексей.
И следующим кадром семья Пажитновых уже прилетела в Америку.
Там Алексея обнял Хэнк и шепнул ему: "Добро пожаловать в новый дом!"
А в титрах мы узнали, что Хэнк и Пажитнов стали миллионерами, Штайн
продолжил спекулировать правами на игры, Максвелл передал
управление компанией Кевину, которого в итоге затаскали по судами
за мошенничество. А ещё говорится, что отдельные события в фильме
вымышлены.
Ну, по факту в фильме вымышлено всё, кроме того, что действительно
имел место быть поединок за авторские права на Тетрис между Хэнком,
семейкой Максвеллов и Штайном. И Роберт Штайн, и Роберт Максвелл в
реальности были такими, какими они и показаны в фильме: жуликами и
проходимцами. Штайн действительно получил формально соглашение на
распространение игры на ПК, а потом наплёл всем на Западе, что
обладает всеми правами на неё. И продал их тому самому
"Миррорсофту" и "Атари", а последние продали их "Сеге". Но когда в
СССР об этом узнали, разразился международный скандал. Пажитнов же
к тому времени перешёл на работу из Вычислительного центра АН СССР
в "Элорг", поэтому-то и права на Тетрис оказались в "Элорге". В
кошмарном и несправедливом СССР права на интеллектуальную
собственность были за тобой, но принадлежали не тебе единолично, а
коллективу предприятия, на котором ты работаешь. Кошмар, правда? Но
так как Пажитнов тогда не имел опыта в коммерческих переговорах, то
разгребать авгиевы конюшни штайновского жульничества стал
уполномоченный от предприятия - Николай Беликов.
Реальный Николай Беликов не был ни диссидентом, работающим вопреки
системе, ни наивным дурачком, который не знает, чем компьютер
отличается от приставки. Зато он был опытным управленцем,
подкованным в юридических тонкостях. Ну и директором "Элорга" он не
был, а был лишь одним из его сотрудников. Но даже его полномочий
хватило, чтобы достать Штайна прямо к себе на ковёр и впаять ему
штрафные санкции. Роберт Максвелл понял, что Штайн его обманул и
тоже ввязался в войну за права, прислав в Москву своего сына
Кевина. Но Кевин был типичным мажорчиком, который смотрел на всех в
Москве с высока и откровенно хамил элорговским чиновникам. Беликов
не стал с ним церемониться и указал ему на дверь. Ну и
подключившийся где-то в тот же момент Хэнк Роджерс честно
сказал, что не знал о том, что Штейн надул его и его партнёров из
"Нинтендо". В итоге настоящим королёв торгов оказался не Хэнк, а
Беликов. Потому что Хэнк согласился выплатить СССР штраф за уже
выпущенные в Японии нинтендовские картриджи, которые были суть
нелегальные, а потом пригласил в Москву ниндетндоцев и подписал с
ними контракт, в котором были оговорены полмиллиона долларов за
права и выплаты по 50 центов за каждый проданный картридж, что для
СССР было весьма выгодно. Но оставались ещё "Атари", которые
решили, что они самые умные и будут торговать Тетрисом, а реальные
или не реальные права им продал Штайн, их не интересовало. СССР и
"Нинтендо" поняли, что теряют профит. Беликов и нинтендовцы
отправились в Америку, где подали на "Атари" в суд. И, что
характерно, суд они выиграли, а "Атари" получили буёв за шиворот. А
в 1996-ом году срок контракта между "Нинтендо" и "Элоргом" истёк,
после чего права на "Тетрис" были окончательно выкуплены Хэнком и
Пажитновым, чем они и живут до сих пор, продавая их как игровым
компаниям, так и киношникам, состряпавшим просмотренное нами
кинцо.
И ведь после просмотра думаешь: а ведь снимай они по реальным
событиям, вышел бы хороший разговорный детектив о корпоративных
интригах и махинациях. Но эй, разве можно сейчас показывать
хорошего советского парня, который в интересах своей страны дал по
рогам британским жуликам и аж самой "Атари"? Да как вообще такое
может быть? В современном кино, что в зарубежном, что в нашем,
хорошие советские парни - это обязательно диссиденты, работающие
вопреки системе, которая их постоянно кошмарит, социализм не может
быть хорошим по определению, капиталисты бывают плохими, а бывают
хорошими, а что-то хорошее случается только благодаря торжеству
либеральных идеалов. Поэтому в сериале "Чернобыль" такого
диссидента сделали из Легасова, а советская система ликвидировать
аварию не может и способствует этому лишь западная помощь. Поэтому
же тут Беликова и Пажитнова выставили диссидентами-страдальцами,
поэтому нужно было ввести выдуманных антагонистов Трифонова и Сашу,
которые оттеняли бы протагонистов и выставляли бы советскую систему
откровенно людоедской, а всё хорошо заканчивается только потому что
хороший Горбачёв ввёл свободу выбора, когда можно выбирать между
плохими и хорошими капиталистами, приказал арестовать Трифонова. И
создатели так увлеклись навязыванием своей политической точки
зрения, что сама тема Тетриса к середине фильма где-то потерялась.
А на переднем плане оказался калейдоскоп зверских антисоветских
штампов и традиционного американо-британского самолюбия: каждые
пять минут хотя бы один из героев возьмёт да и заведёт речь о том,
что британские костюмы самые лучшие в мире, и жить американцы с
британцами могут где угодно, хоть в Японии, и компьютеры у нас
цветные, а у вас костюмы отстой, ездить за границу вы не можете, и
компьютеры у вас отстойные и чёрно-белые.
Есть ли в этой куче дерьма хоть что-нибудь хорошее? Ну, актёры
играют сносно, Глазго местами вполне убедительно играет Москву, да
и финальная автопогоня хорошая, без компьютерных трюков, с
реальными заносами, столкновениями и отлетающими бамперами. Такого
в новых "Форсажах", где всё насквозь фальшиво-компьютерное, точно
не увидишь.
А вот фишка с переходами между сценами в духе пиксель-арта, которую многие хвалили, по факту очень бесючая. Если бы её заюзали пару раз за весь фильм, то это было бы ещё ничего. Но пиксельные переходы каждые пять минут в двухчасовом фильме раздражают нереально.
Стоит ли смотреть "Тетрис"? Если Вы хотите узнать безусловно
увлекательную историю войны за права на культовую видеоигру,
прочитайте статью Алексея Шухартского или
посмотрите документальный фильм "Тетрис: Из России с любовью", интервью для которой
дали Хэнк, Пажитнов и Беликов. Там Вы узнаете всё из первых уст,
безо всяких бредофантазий.
Если хотите увидеть детектив о корпоративных интригах, смотрите
"Уолл-Стрит", "Своего человека", "Карточный домик".
Хотите просто отдохнуть и посмотреть забойный технотриллер в
атмосфере Холодной войны? Лучше уж пересмотреть какого-нибудь
"Огненного лиса" - там те же яйца, но без привязки к реальным
событиям и на порядок динамичнее.
А эта скукотища (признаюсь, осилил фильм не с первого раза) может
быть полезна только если Вы вдруг решите сыграть в клюквенное
бинго. Потому что такой концентрации клюквенных штампов в одном
фильме я давно не видел! Дефицит, репрессии, диссиденты,
Perestroika, танки, Москва-Мордор, самовары, военный караул у
каждой двери, кровая гэбня, хорошие прибалты, "в Советском Союзе
нет/нельзя Х" и даже шлюха-соблазнительница из КГБ - как говорится,
всё включено!
Спасибо за ванимание всем, кто дочитал пост до конца. Да прибудут с вами Ленин, водка, балалайка!
|
</> |