Тест фотоаппарата FUJIFILM XF1
podakuni — 13.08.2013
- FUJIFILM X-Pro1
- FUJIFILM X-E1
- Nikon 1 J1 и V1
- Olympus E-PL1
- Olympus E-P3 и Olympus E-PM1
- Olympus OM-D E-M5
- Panasonic Lumix GF1 и GF2
- Samsung NX100
- Samsung NX200
- Sony Alpha NEX-5
- Sony Alpha NEX-C3
- Sony Alpha NEX-7
- Pentax K-01
- FUJIFILM X100
- FUJIFILM X100S
- Leica X1
- Sony DSC-RX1
- Canon PowerShot G1 X
- FUJIFILM X10
- FUJIFILM X20
- FUJIFILM XF1
- FUJIFILM FinePix XP50
- Olympus XZ-1
- Ricoh GR Digital IV
- Panasonic Lumix DMC-TZ30
- FUJIFILM X-S1
- Pentax 645D
- Phase One 645DF + Achromatic+
- Phase One 645DF + IQ180
Мой сводный рейтинг опробованных камер
Традиционно хочу сказать, что у меня не было задачи лабораторно протестировать фотоаппарат во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать стотыщмильонов карточек для их попиксельного препарирования. Здесь вы можете прочитать мои личные впечатления о фотокамере. Вообще, свою позицию по поводу тестов я подробно выразил тут: FAQ | Вопросы про тесты фотокамер. А много полезных замеров шумов, дисторсий и прочих аберраций можно найти в интернете, например, здесь: dpreview Studio Scene.
Технически, по начинке, FUJIFILM XF1 во многом повторяет уже давно выпускающуюся FUJIFILM X10, но имеет другой объектив:
Внешний вид FUJIFILM XF1
Его корпус тоже цельнометаллический и значительно более хитроумный. Настолько, что включение камеры без изучения инструкции — это своеобразный тест на IQ. Далеко не каждый догадается, что объектив сначала нужно немного потянуть на себя, а потом повернуть до включения камеры (подробно это описано здесь):
Включение и зум-объектив FUJIFILM XF1
Непривычно, необычно. Зато такая конструкция объектива позволила сделать камеру очень компактной. Но в остальном, если не считать складного объектива, XF1 вполне себе обыкновенный компактный фотоаппарат, оснащённый довольно большой матрицей в 2/3" (хотя, надо отметить, что Sony RX100 имеет большую матрицу в 1" и при этом по размерам отличается не сильно):
FUJIFILM XF1 в сравнении с Sony Cyber-shot RX100 II
Пожалуй, главное, что всё же заметно выделяет XF1 среди собратьев — это отношение к дизайну. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но по-моему XF1 это первый фотоаппарат в таком стильном корпусе и с большим выбором внешних декоративных панелей:
Цветовые решения FUJIFILM XF1
Для удобства я собрал все самые важные технические характеристики XF1 в таблице:
Сенсор: | EXR CMOS 2/3", кроп-фактор: 3.93 |
Разрешение: | 12 Мп, максимальный размер кадра: 4000×3000 пикселей |
Чувствительность: | ISO 100-3200, расширяется до ISO 4000/5000/6400/12800 |
Объектив: | Fujinon 6.4–25.6 мм (25–100 мм в 35-мм экв.), максимальная диафрагма: f/1.8-4.9 |
Затвор: | от 30” до 1/4000 с |
Дисплей: | TFT, размер: 3", разрешение: 460.000 пикселей |
Автофокус: | TTL-автофокусировка по контрасту |
Встроенная вспышка: | ведущее число при ISO 800: от 7.4 м до 2.7 м |
Серийная съёмка: | до 10 кадров в секунду |
Видео: | до 1920×1080, 30 кадров в секунду; стереозвук |
А снимает эта камера так:
01 | f/11 | ISO 100 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | "Гонка звёзд", устраиваемая автомобильным журналом "За рулём"
02 | f/2.5 | ISO 320 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Пресс-конференция на "Гонке звёзд", устраиваемой автомобильным журналом "За рулём"
03 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | улица Уфы
04 | f/4.9 | ISO 400 | 25.6 mm | Aperture priority | JPEG | улица Уфы
05 | f/2.2 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | улица Уфы
06 | f/5.6 | ISO 400 | 11.3 mm | Aperture priority | JPEG | Ночная Уфа на длинной выдержке с упора (перила балкона)
07 | f/4.9 | ISO 640 | 20.3 mm | Aperture priority | JPEG | в естественном свете из окна
08 | f/1.8 | ISO 1000 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Шереметьево ночью
09 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | крупный план (режим "макро") FUJIFILM X-E1
10 | f/11 | ISO 400 | 6.4 mm | Shutter priority | JPEG | Гонконг
11 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
12 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
плюсы
1. Компактные размеры
Сравнение FUJIFILM XF1 с iPhone 4S
Это самый несомненный плюс XF1! Причём, надо отметить, что компактность камеры прекрасно дополняется её конструкцией: механический зум-объектив складывается таким образом, что, например, в кармане или в сумке исключается возможность случайного включения фотоаппарата, "самовыдвижения" объектива и, как следствие — его поломки.
У XF1 всё устроено просто и железно: выключил — так выключил, никаких вариантов. Это вселяет уверенность и позволяет спокойно таскать камеру в таких условиях, в которых никакой другой фотоаппарат носить бы не стал. Да и просто по размерам камера хоть и уступает наиболее популярному форм-фактору современных любительских камер (смартфону), но не фатально.
2. Высокое качество работы автоматики
Вот тут довольно интересный момент. Я довольно много снимал на X10 и на XF1, пробовал и так, и этак обе эти камеры. И пришёл к довольно пародоксальному лично для меня выводу: эти фотоаппараты лучше всего снимают в полностью автоматическом режиме в JPEG! Особенно это актуально именно для XF1. То есть, на ней нужно один раз колёсиком наверху выставить режим съёмки EXR (Auto) и можно навсегда забыть все остальные настройки кроме зума.
XF1 отлично снимает днём:
13 | f/2.5 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | Улица Уфы
В смешанном свете:
14 | f/4.9 | ISO 1250 | 25.6 mm | JPEG | смешанный свет
В полностью искусственном:
15 | f/4.0 | ISO 1000 | 11.8 mm | JPEG | искусственный свет
16 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | искусственный свет
При капризном концертном свете:
17 | f/1.8 | ISO 2000 | 6.4 mm | JPEG | концертный свет
При отвратительных дешёвых лампах дневного света:
18 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | искусственный смешанный свет
При пасмурной погоде:
19 | f/1.8 | ISO 320 | 6.4 mm | JPEG | Гонконг, пасмурное освещение и sparkling_cat
Даже боке довольно симпатичное получается на длинном конце:
20 | f/4.9 | ISO 800 | 25.6 mm | JPEG | портрет sparkling_cat в Гонконге
Широкий угол вполне позволяет вместить даже большие конструкции, при этом всё довольно детализировано и с минимальными дисторсиями:
21 | f/4.5 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | дома в Гонконге
И в сумерках тоже нормально всё работает, надо просто нажимать на кнопку:
22 | f/2.8 | ISO 800 | 7.7 mm | JPEG | сумерки в Гонконге
23 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | JPEG | сумерки в Гонконге
И ночью, как это ни странно, тоже легко снимать:
24 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | ночью в Гонконге
25 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | ночью в Гонконге
Ну, иногда можно попереключать разные творческие режимы в положении колёсика Adv., баловства ради. Например:
POP color — контрастный фильтр, повышающий насыщенность и красочность снимка High-key — увеличение яркости и контрастности приводит к созданию нежных полутонов Toy camera — для снимков в стиле ретро Miniature — делает изображения размытыми в верхней и нижней части композиции, чтобы имитировать эффект диорамы Dynamic tone — применяет динамические градации, создавая мистические снимки в стиле фэнтези Partial color — фильтр создает монохромное изображение, сохраняя только один цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий или фиолетовый
Кликните на изображении, чтобы увеличить его:
POP COLOR HIGH-KEY TOY CAMERA MINIATURE DYNAMIC TONE PARTIAL COLOR
Ещё можно поделать панорамы, которые XF1 клеит довольно аккуратно, даже в довольно сложных условиях (по клику откроется чуть больший вариант):
26 | f/1.8 | ISO 3200 | 6.4 mm | Panorama | JPEG | ночью в Гонконге
27 | f/6.4 | ISO 200 | 6.4 mm | Panorama | JPEG | днём в Гонконге
А в остальном — фотоаппарат отлично работает в автомате, не надо никаких RAW-ов, не надо крутить и настраивать вообще ничего, не мешайте камере работать! =: ) Это поразительный результат, все другие фотоаппараты, которые я когда-либо пробовал, требовали пусть и минимального, но вмешательства в работу. Тут же можно вообще обойтись без коррекций.
3. Дизайн
FUJIFILM XF1 в руках модели
Безусловно, это тоже огромный плюс для продвинутой компактной камеры. Предполагается, что люди её будут таскать всегда с собой, тем более что, как понятно из предыдущего пункта, это вовсе не лишено смысла. Поэтому приятно, что XF1 выпускается сразу в нескольких цветовых решениях, каждый может выбрать себе по вкусу (и тут далеко не все расцветки):
FUJIFILM XF1 сейчас представлена в трёх цветовых решениях
В общем, XF1 можно смело рекомендовать тем, кому нужен не просто фотоаппарат на каждый день, но и тому, кто любит чтобы его окружали красивые и стильные вещи. Вот бы кто подумал так же и о других камерах...
минусы
1. Посредственное качество картинки
Увы, всё имеет и обратную сторону. На мой взгляд, качество изображения у XF1 вовсе не плохое, нет! Не подумайте, что камера снимает плохо. Просто... В общем, как в случае с ёлочными игрушками: всё, вроде, хорошо, а не радует! Вот примерно то же самое я наблюдал и у XF1. При этом, гораздо более простая и дешёвая "подводная" камера FUJIFILM FinePix XP50 дарила радости, помнится, не в пример больше.
28 | f/3.6 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | улица в Гонконге
Вообще, "качество картинки" — это очень сложный для обсуждения параметр, его трудно как-то определённо сформулировать, особенно когда технически изображение фотоаппарат выдаёт близкое к идеальному: ни пересветов, ни провалов в тенях, ни дисторсий заметных, ни виньетирования, никаких особенных тебе косяков... А вот поди ж ты, не впечатляет картинка! И я не знаю что тут можно поделать.
29 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | торговцы фруктами и соками в Гонконге
30 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | улица в Гонконге
Проблема тут, полагаю, даже усугубляется тем, что было перечислено в плюсах: эта камера для съёмки исключительно в JPEG и в преимущественно в автоматическом режиме. Нет, RAW-ы XF1 тоже сохраняет, но пока ни один доступный и нормальный RAW-конвертер не позволяет получить из них результат лучший, чем это делает внутрикамерный софт. Что тоже, кстати, весьма сильно озадачивает меня, о чём я высказался чуть ниже.
2. Невозможность включить/выключить камеру одной рукой
Пожалуй, это мелочь, но для камеры, которую таскают всегда и везде с собой, снимая всё подряд, это очень неприятная мелочь. Включение-выключение камеры поворотом кольца, опоясывающего объектив, забавно и прикольно. Но лишь первые полчаса интенсивного фотографирования, потом это начинает надоедать. И, мало того, тонкое рифлёное кольцо начинает натирать подушечки пальцев! Это было ощутимо даже с моими грубыми руками. А что же будет у девушек с их нежными пальчиками?..
В принципе, можно включить камеру и оставить её в таком положении, например, повесив на шнурок на шее. Но тут камера будет "засыпать" лишь через некоторое время, растрачивая энергию. Потом и на быстрое "просыпание" потребуется электричество... Полагаю, такое решение не лучшим образом скажется на довольно среднем времени жизни батареи.
Выход напрашивается сам собой — нужен какой-то иной дополнительный выключатель, которым можно было отключать электропитание фотоаппарата в одно касание, желательно даже одной рукой. Поднял фотоаппарат, включил, сфотографировал что тебе нужно, выключил — типичный цикл при тревел-фото. И всё это хотелось бы делать одной рукой. Но сейчас с XF1 это в принципе невозможно.
дополнительно
1. Видео
Я по-прежнему считаю, что видео в фотоаппарате совсем не нужно. Единственное, что он должен уметь — это только хорошо фотографировать. Но люди просят видео, они интересуются его характеристиками в фотокамерах так, как будто собираются что-то снимать, монтировать, обрабатывать и выкладывать (и практически никогда этого не делают, по факту). Окей, я почти смирился с этим. Вот вам видео с XF1:
В несжатом виде этот и ещё пару роликов, снятых XF1, можно скачать чуть ниже, по ссылке.
2. RAW-ы с этой камеры "не дружат" с RAW-конвертерами
Увы и ах, один из самых удобных и распространённых RAW-конвертеров (Adobe Photoshop Lightroom) не дружит с RAW-ами с этой камеры (как и с RAW-ами с X10 и отсчасти с X20). Нет, Lightroom отлично открывает эти RAW-Ы, их можно редактировать в нём. Всё, вроде бы, работает... Однако, как я ни бился, какие рукоятки не крутил, что ни делал — результат практически всегда был хуже того, что фотоаппарат выдавал при съёмке в JPEG! Это странно, это необычно, нетипично, непривычно... Но это факт:
31 | f/5.6 | ISO 400 | 25.6 mm | Aperture priority | JPEG + Lr | улица Уфы
32 | f/5.6 | ISO 400 | 25.6 mm | Aperture priority | RAW + Lr | улица Уфы
После конвертации во всех известных мне RAW-конвертерах картинка с XF1 получается рыхлой и больше всего напоминает мне почему-то перезрелые яблоки: держишь в руках крепкий фрукт, с налитыми боками, красивый на вид. А как откусишь — словно ваты наелся. Аналогия, возможно, непривычная, но уж что есть.
Да, Lr неплохо справляется с хроматическими аберрациями, например. Да, у внутрикамерного JPEG не отключается шумодав и видны артефакты его работы. Да, иногда внутренний шарп у JPEG перегибает палку. Да, всё это я вижу и понимаю. Но в целом по детализации, проработке мелких деталей и по контрастам из RAW при помощи Lr не получается вытянуть хотя бы что-то близкое к внутрикамерному JPEG. Всё время получается какая-то каша, шум, тлен и безысходность:
Сравнение фрагментов предыдущих кадров при 100% отображении
Сравнение фрагментов предыдущих кадров при 100% отображении
Однозначно к минусам я не стал это относить, ибо ещё не все RAW-конвертеры перепробовал. Да и обновляются они довольно часто, так что тут возможно просто вопрос времени. Однако, всё равно вопрос повис в воздухе: это специалисты FUJIFILM не поделились алгоритмами обработки своих RAW-ов с программистами Adobe? Или это у вторых руки традиционно растут не оттуда, откуда следует? Я склонен думать что тут скорее первый вариант или есть какие-то сложности с конвертацией RAW-материала с EXR-матрицы, потому что последняя версия Capture One, например, тоже не может вытянуть из RAW-а XF1 картинку лучше, чем это делает внутрикамерный софт.
Как бы там ни было, этот момент — ещё один плюс к рассуждению о том, что XF1 нужно снимать в автоматическом режиме и в JPEG. Благо автоматика позволяет это делать совершенно беспроблемно.
3. Управление важными функциями через специальное меню
Не смотря на компактные размеры фотоаппарата и минимализм в плане кнопок и крутилок, управлять XF1 довольно удобно благодаря понятному специальному меню, которое можно настроить на свой вкус.
Всё это было бы очень хорошо, просто-таки прекрасно было бы. Кабы вообще было нужно. Поставьте один раз колёсико в положение EXR (Auto) и забудьте про все меню! И про кнопки тоже. Пожалуй, это будет самым правильным решением. =: )
4. Встроенная вспышка
Встроеннная вспышка FUJIFILM XF1
Про вспышку тут можно сказать что она есть.=: ) Например, в солнечный день её можно доставать и она будет неплохо помогать подсвечивать передний план в контрастных сценах. Приятно, но ничего особенного:
33 | f/2.8 | ISO 100 | 6.4 mm | Auto | JPEG | без вспышки | sparkling_cat в Гонконге
34 | f/5.6 | ISO 400 | 6.4 mm | Auto | JPEG | со вспышкой | sparkling_cat в Гонконге
Было бы здорово, конечно, если бы инженеры FUJIFILM "научили" автоматику пользоваться вспышкой "самостоятельно" и так же хорошо, как камера делает всё остальное, но пока такого нет, увы. И вот тут, как раз, могут понадобиться всякие другие режимы, отличные от EXR (Auto):
35 | f/11 | ISO 400 | 20.3 mm | Shutter priority | JPEG | со вспышкой | секундная выдержка + зуммирование
Впрочем, по моей практике это всё нужно так редко, что не будь у XF1 вспышки, камера от этого ничуть не проиграла бы. Как не сильно-то и выигрывает от её наличия.
Некоторые выводы
Забавный раздел тут получается. =: )
С одной стороны — у XF1 прекрасная автоматика. Вообще, это первая на моей памяти камера, которую можно смело давать кому угодно — хоть абсолютно не разбирающимся в фотографии друзьям, хоть профи, хоть прекрасным подругам, хоть даже маленьким детям! =: ) Результат у всех будет примерно одинаково хорошим — автоматика всё сделает за них, им нужно будет лишь соблюдать какие-то совсем уж элементарные правила (типа, не снимать на бегу).
С другой стороны — качество картинки не очень выдающееся. Сказать что оно плохое язык не поворачивается. Не плохое, нет. Но в целом сейчас как никогда ощущается, что в затылок этому типу камер не то что дышит, а уже просто упирается новый класс фототехники — смартфоны. У которых сейчас много минусов (взять хотя бы отсутствие зум-объектива), но есть и неоспоримые плюсы (простота, постоянное наличие их у людей, и, что самое важное — возможность сразу делиться фотографиями в Сети).
В результате, XF1, конечно, перевешивает по потребительским свойствам тот же iPhone, например. Но не настолько убедительно, чтобы прямо сразу рекомендовать эту камеру к немедленной покупке и ношению везде вместе со смартфоном впридачу. Рекомендовать XF1 я могу тем, кому нравятся стильные вещи, кто хотел бы получить все возможности современных компактных камер и при этом не хотел бы сильно задумываться на тему освоения техники.
Впрочем, я не исключаю, что это какие-то мои личные тараканы. А ещё я полагаю, что большинство проблем XF1 можно было бы решить, если наладить её хорошую и прямую связь с социальными сетями и популярными фоторесурсами, типа того же Instagram. Пока же приложения, которые есть у FUJIFILM для этого, выглядят примерно так же убого и неюзабельно, как поздние WinCE-телефоны с их стилусами по сравнению с iPhone.
Снимки, сделанные этой камерой:
36 | f/5.6 | ISO 200 | 15.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа
37 | f/5.6 | ISO 200 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа
38 | f/5.6 | ISO 200 | 25.6 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа
39 | f/2.5 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа
40 | f/6.4 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа
41 | f/2 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
42 | f/1.8 | ISO 125 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
43 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
44 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
45 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
46 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
47 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
48 | f/1.8 | ISO 1000 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
49 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
50 | f/5.6 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Гонконг
51 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
52 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
53 | f/3.6 | ISO 400 | 6.4 mm | Shutter priority | JPEG | Гонконг
54 | f/1.8 | ISO 100 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
55 | f/4.9 | ISO 1250 | 25.6 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг
|
</> |