Теория и игра Дуэнде

топ 100 блогов andreybersenev09.03.2015 Теория и игра Дуэнде

Дуэнде — сопричастное Смерти и Бездне начало. Его приход сталкивает человека с тщетой жизни, которой нет утешения. Дуэнде наносит рану, которую невозможно излечить. Однако, попытка такого излечения, вопреки очевидной её тщетности, как раз и способна стать подлинно Великим искусством.



В предыдущей статье мы постарались понять, что же имеет ввиду Борис Пастернак в одном известном своём стихотворении. В нём поэт пишет: «Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба». В статье мы установили, что Искусство соответствует области Сверх-Я (в фрейдистской концепции), Почва — области бессознательного, а Судьба — Сверхсознанию, Атману или, как говорит Сергей Кургинян в своём одноимённом цикле статей, «Четвёртому этажу».

Для пущей доказательности наших построений, а также в целях углубления как самих этих классических психоаналитических понятий, так и связей между ними, мы рассмотрим в данной статье другой пример того же самого — дополнения фрейдистской модели архитектоники человеческой личности, состоящей из Оно (подсознание), Я и Сверх-Я, ещё одной областью, возвышающейся НАД Сверх-Я, — Сверхсознанием. Для этого мы обратимся к великому испанскому поэту, жившему в XX веке, Федерико Гарсии Лорке.

Гарсиа Лорка в своём эссе «Теория и игра дуэнде» говорит о чём-то по смыслу очень близком к понятию Почвы у Пастернака — у Лорки это Дуэнде. Мы предлагаем читателю прежде, чем ознакомиться с нашими рассуждениями о роли Дуэнде в человеческой Вселенной, прочитать аутентичный текст Лорки, обладающий той яркостью и убедительностью, которую может сообщить только гений.

В своём эссе Лорка начинает знакомство с Дуэнде, обращаясь к музыке. Он говорит, что в ней порой встречаются «чёрные звуки», которые суть проявление Дуэнде: «Эти черные звуки — тайна, корни, вросшие в топь, про которую все мы знаем, о которой ничего не ведаем, но из которой приходит к нам главное в искусстве».

Теория и игра Дуэнде
«И тогда девушка с гребнями [Пастора Павон] вскочила, одичалая, как древняя плакальщица, залпом выпила стакан огненной касальи и запела, опаленным горлом, без дыхания, без голоса, без ничего, но... с дуэнде. Она выбила у песни все опоры, чтоб дать дорогу буйному жгучему дуэнде, брату самума, и он вынудил зрителей рвать на себе одежды, как рвут их в трансе антильские негры перед образом святой Барбары. Девушка с гребнями срывала свой голос, ибо знала: этим судьям нужна не форма, а ее нерв, чистая музыка - бесплотность, рожденная реять. Она пожертвовала своим даром и умением, — отстранив музу, беззащитная, она ждала дуэнде, моля осчастливить её поединком. И как она запела! Голос уже не играл - лился струей крови, неподдельной, как сама боль, он ветвился десятипалой рукой на пригвожденных, но не смирившихся ступнях Христа, изваянного Хуаном де Хуни».

Без Дуэнде творчество умирает, подменяемое сначала неукоснительным следованием Форме. И, как мы знаем по горькому опыту второй половины XX века, в конце концов такая форма обязательно превращается и пожирает собственное содержание. Что мы сегодня и наблюдаем в постмодернистском искусстве, кишащем нагромождением форм при полном отсутствии содержания — форм алчных, силящихся дотянуться до всего живого, что ещё осталось от классического искусства, и пожрать его. В этом смысле превращённая Форма становится анти-искусством.

Теперь, вслед за Лоркой дав подробное описание Дуэнде, давайте сопоставим предложенную Лоркой схему (Муза, Ангел, Дуэнде) с архитектоникой личности, введённой Фрейдом. А также с той моделью, которую мы рассмотрели анализируя строки Пастернака («Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство и дышат почва и судьба»).

Как мы видим, Муза и Ангел, при всех своих различиях, обитают в области Сверх-Я фрейдистской концепции( не случайно они «нисходят к человеку»). В строках Пастернака им соответствует Искусство. Мы его также называем Формой. Что касается Ангела, то здесь могут возникнуть определённые возражения касательно области его обитания. Их мы рассмотрим ниже.

Дуэнде, в отличие от Музы и Ангела, живёт в бессознательном. Причём в тех его потаённых пластах, где обитает Смерть и разверзается Бездна. У Пастернака ему соответствует Почва.

Теория и игра Дуэнде
«Да здравствует Смерть!» Фашизм утолил ужас перед разверзшейся Бездной, но лишил, тех, кто присягнул ему, трепетной человечности, — именно она корчилась от лицезрения вставшей во всём своём величии Госпожи Смерти.

Теория и игра Дуэнде
Эдвард Мунк

Посмотрите на него! Это знамение грядущего! Ярош — очень мощный человек. Его не стоит недооценивать. Он не чета ни Януковичу, ни Порошенко с его компанией фашистов-бизнесменов. Они по сравнению с ним как вялые мухи. В Яроше есть сила. Откуда она? А от этой самой Бездны, от Дуэнде. Только он не вступал с ней в борьбу, а поклонился ей. И она дала ему мощь. Которую чувствуют, и к которой тянутся.

Ярош — вот ответ на вызов Смерти, негативный ответ, который даёт фашизм. Но это ответ! И потому, осёдланная Смертной болезнью молодёжь бежит к Ярошу. И потому фашизм сносит все запоры цивилизации, завоёвывая всё новые позиции в мире. А у сил, противостоящих ему, вообще никакого ответа нет. И если они такой ответ не дадут, то будут обречены на поражение.

Поэтому этот ответ должен быть дан. Уничтоженное Сверхсознание должно быть восстановлено. Тогда оно сможет решится выйти за пределы стен своего бастиона (не лучше ли назвать его ветхим частоколом, который человек в своём жалком самомнении мнит несокрушимой твердыней?) и вступить в бой с Дуэнде. Там — по ту сторону этого боя — преображённый человек обретёт необходимую мощь и стойкость, и сможет остановить фашизм, который уже сумел поглотить братскую Украину и, алчно облизываясь, смотрит на нас. Он не применит прыгнуть. И случится это в очень скором времени.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А теперь ответы к ночной загадке ! Простите, кто не спал всю ночь в поисках ответа :))) Хочу сказать, что абсолютно правильного ответа не дал никто. Но несколько вариантов были очень близки к истине. 1. Это Красные Ворота. Станция первой очереди ...
Малыши искренне выражают свои чувства, и их логика кажется нам очень забавной — ведь мы давно отвыкли смотреть на мир так просто. Дети помогают нам смотреть на жизнь ...
Юрий Екишев Арабские революции и все радикальные исламские организации управляются из Лондона! СКАЧАТЬ В понедельник 21 февраля в программе Мобилизация в беседе с Юрием Анатольевичем Екишевым очевидец событий в исламском мире - ...
Крис Хантли - американец, который переехал в Екатеринбург примерно 8 лет назад. Он с нуля выучил великий и могучий, смог стать здесь успешным бизнесменом и кое в чем теперь он по-настоящему русский. Крис не считает, что русские девушки - самые красивые, он не знает, кто такие "гопники", ...
Выносила мусорное ведро, застряла в подъезде на 25 минут.) Ибо встретила т. Таню, свою соседку по тамбуру. Пошутила, что уже 5 лет ее не видела. )) Т. Таня ответила, что видит меня часто, потому что любит смотреть в окно кухни, которое выходит на подступы к подъезду. И что это у нее ...