Отрывок из книги «Китайский
новаторский марксизм», Чен Эньфу.
В этой главе автор
показывает, как Китай использует и развивает капиталистические
элементы экономики в интересах народа, превращая их в
социалистические, ни на шаг не отступая от теории Маркса.
Цитаты из Маркса выделены
курсивом и приводятся из китайского ПСС с заметной долей машинного
перевода на русский, поэтому не точно соответствуют русскому
переводу Маркса.
1. О переходе от капитализма к коммунизму
Согласно исторической
материалистической точке зрения, в противоречивом движении
производительных сил и производственных отношений, экономического
базиса и надстройки, человеческое общество подвержено возникновению
пяти основных социальных форм от низших уровней к высшим:
первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное
общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество,
из которых каждая страна и регион не обязательно переживают полное
и всесторонне развитое рабовладельческое общество, феодальное
общество или капиталистическое общество. Но примитивные и
коммунистические общества, с другой стороны, являются самыми
длительными необходимыми обществами для всего человеческого
общества, а эксплуататорские общества — лишь преходящими
историческими системами, что является объективным законом единства
общего и особенного в развитии человеческого общества. Согласно
этому закону, исторический капитализм является лишь переходной
формой к социалистическому коммунизму. Так, Маркс говорил, что
«поскольку буржуазный способ производства и соответствующие ему
отношения производства и распределения были признаны историческими,
заблуждение считать буржуазный способ производства естественным
законом производства было признано несостоятельным и открыло
перспективу нового общества, новой экономической формы. И
буржуазный способ производства представляет собой лишь переход к
этой форме» (Указ. соч., т. 26, раздел 3, с. 472).
Должны ли тогда все страны и
народы по очереди проходить через пять форм? Маркс предполагал, что
социалистическая революция сначала восторжествует в нескольких
развитых капиталистических странах одновременно, тогда как на самом
деле не развитые капиталистические страны первыми вступили в
социализм, а некоторые экономически отсталые страны, такие как
Россия, первыми установили социалистическую систему. Означает ли
это, что материалистический взгляд Маркса на историю ошибочен?
Конечно нет. Во-первых, материалистическая концепция истории
говорит об общих законах и общих тенденциях общественного развития
человечества. Закономерность общественного развития не исключает
особенностей и различий в пути развития каждой страны и нации,
скачков на определенном этапе и степени развития. В своем «Ответе
В.И. Часуличу» (Засулич – прим. ред.) (черновик) в 1881
году, перед Октябрьской революцией в России, Маркс предсказал, что
в такой отсталой стране, как Россия, благодаря существованию
общинной собственности на землю, «можно присвоить все
положительные результаты капиталистического творчества, не проходя
через капустинское ущелье капитализма» (Указ. соч., т. 19, с.
436), и встать на путь социализма. Во-вторых, русская сельская
коммуна, как фактор коллективного производства, «является
чем-то современным капиталистическому производству, так что она
способна вобрать в себя все его определенные достижения, не проходя
через все ужасные повороты капиталистического производства»
(Указ, соч., т. 26, параграф 3, стр. 431). (На самом деле с
коллективным производством в общине было не очень. На этот счет
ввели Маркса в заблуждение народники, описывавшие ему общину,
будучи сами далеки от реального положения вещей в ней – прим.
ред.). В контексте «не жить в изоляции от современного мира» —
это прямое вхождение в социализм.
Идеи Маркса о переходе
общественно-экономических форм говорят нам, во-первых, о том, что
независимо от того, какой путь проходит страна или нация в процессе
развития, конечный путь к коммунизму является общей целью и
предназначением всего человечества. Во-вторых, каждая страна или
нация может выбрать свой собственный путь развития или даже
совершить скачок, отказавшись от сильных и слабых сторон
современных национальных или этнических систем. Другими словами,
тот факт, что такая страна, как Китай, также перепрыгнула
полукапиталистический каньон Кафдина и встала на путь социализма,
не означает, что социалистический коммунизм не был построен на
основе капитализма; напротив, они являются результатом отказа от
капитализма. Старый Китай после Опиумной войны долгое время был
полуколониальным и полусуверенным, полуфеодальным и
полукапиталистическим обществом, которое развило определенную
степень капитализма, страдая от империалистической агрессии.
Разделяя эпоху с глобальным капитализмом, новый Китай может,
посредством реформ и открытости, полностью использовать
производительные силы, созданные капитализмом, впитать все плоды
цивилизации, созданные капитализмом, и избавиться от недостатков
капитализма, таких как слепота производства, поляризация,
экономические кризисы и т.д., для дальнейшего развития
производительных сил социалистического общества и создания
материальных условий и производственных отношений для постепенной
реализации коммунизма. Поэтому идея и практика считать, что Китай
не пережил полностью развитого капитализма и должен наверстать
упущенное и, пользуясь возможностью реформы социалистической
системы рыночной экономики, пытаться встать на путь приватизации,
несовместимы с материалистическим взглядом на историю и объективным
законом конечного перехода к коммунизму.
2. Способ и условия, при которых капитал извлекает
прибавочный труд, способствуют созданию различных элементов новой
формы коммунизма
Способ, которым частный капитал
извлекает прибавочный труд в наше время, несомненно, является
жестоким, варварским и бесчеловечным, пренебрегающим физическими
границами труда и моральными рамками общества. Однако «одна из
цивилизующих сторон капитала заключается в том, что способ и
условия, при которых он извлекает прибавочный труд, более
благоприятны для развития производительных сил, для развития
общественных отношений, для создания новых форм высших элементов,
чем прежние формы рабства, крепостного права и т.д.» (Указ,
соч., т. 25, стр. 925-926).
(1) Изменения в способах эксплуатации капитализма дают
пространство для свободного и полного развития человеческой
личности.
«Капитал приведет, с одной
стороны, к классу, при котором будет устранено принуждение и
монополия социального развития (как материального, так и духовного
аспекта благ такого развития) одной части общества за счет другой;
с другой стороны, эта фаза создаст материальные средства и зародыш
для таких отношений, как эти, в более высокие социальные формы,
которые позволяют сочетать этот избыточный труд с большей
умеренностью времени, обычно занимаемого материальным трудом»
(Там же, с. 926). В капиталистическом обществе буржуазия, в силу
своей собственности на средства производства, превращает себя в
нерабочий класс, жертвуя временем рабочих на отдых, развлечения,
учебу и развитие. «Повышение цены труда вследствие накопления
капитала на самом деле является не более чем признаком того, что
золотые цепи, выкованные наемными рабочими для самих себя,
достаточно длинны и тяжелы, чтобы допустить небольшое их
ослабление», «чтобы они могли продлить удовольствие, иметь
больший фонд потребления одежды, мебели и т.д., а также накопить
небольшой денежный резерв». Но — «лучшая еда и одежда и
более высокое обращение». То же самое «не устранит
подчиненное положение наемных работников и их эксплуатацию»
(Указ, соч., т. 23, с. 677-678). Однако способ, которым капитализм
извлекает прибавочный труд, меняется с развитием производительных
сил. В отсутствие роста производительности труда основным способом
является извлечение абсолютной прибавочной стоимости. А против
способа эксплуатации путем увеличения продолжительности рабочего
дня в абсолютном выражении и, таким образом, продолжительности
прибавочного труда выступают рабочие. Таким образом, относительная
прибавочная стоимость за счет повышения производительности
общественного труда становится главным средством эксплуатации. С
ростом производительности общественного труда рабочий день
сократился, и у рабочих появилось больше времени для свободного
развития; саморазвитие вне рабочего дня перестало быть уделом
буржуазии, и рабочие могли использовать время вне рабочего дня для
развития различных навыков и таким образом постепенно избавиться от
зависимости «частичного рабочего» от капитала.
Рост производительности труда и
изменение способа эксплуатации породили элемент свободного и
всестороннего развития человека и в то же время создали условия для
расширения процесса общественного воспроизводства и организованного
общественного массового производства. Когда общественное богатство
расширяется до определенной степени, «царство свободы» наступает по
ту сторону царства материального производства.
(2) Кооперативные фабрики и акционерные общества в
капиталистических обществах являются переходными формами
трансформации от капитализма к коммунизму.
Развитие социализированных
производительных сил, таких как машинная индустрия, требовало,
чтобы производство осуществлялось в форме фабрик (предприятий).
Первоначально капиталистическое предприятие имело форму
частнокапиталистического предприятия, финансируемого в основном
частными лицами. Завершение первой технологической революции в
середине XIX века значительно усилило обобществление производства,
и противоречие между обобществлением производства и
частнокапиталистическим присвоением углубилось. Таким образом, на
основе фабричной системы возникли новые формы организации
производства в виде кооперативных фабрик и акционерных
предприятий.
Кооперативная фабрика — это форма
предприятия, образованная путем добровольного объединения труда,
финансируемая работниками, чтобы избежать безработицы и статуса
занятого, вызванного экономическим кризисом. Капиталистическая
кооперативная фабрика «обязательно воспроизводит все недостатки
существующей системы» и «рабочие как профсоюзы являются
своими собственными капиталистами, то есть используют средства
производства для умножения своего собственного труда» (Указ,
соч., т. 25, с. 497-498). Но кооперативная фабрика «является
первым открытием бреши в старой форме внутри старой формы».
Она объединила союз капитала с союзом труда, сэкономила затраты на
контролируемый труд и мобилизовала рабочих. «Антагонистическая
природа труда руководителя исчезает, так как менеджеру платят
рабочие, и он больше не представляет капитал в оппозиции к рабочим
в этой форме». «Такие фабрики показывают, как на
определенной стадии развития материальных производительных сил и
соответствующих им форм общественного производства новый способ
производства естественным образом развивается и формируется из
одного» (Там же). Поэтому Маркс называл кооперативную фабрику
«собственной кооперативной фабрикой рабочих» и «активным
отречением» и никогда не сомневался в том, что она является формой
перехода и промежуточным звеном от капитализма к коммунизму. Маркс
никогда не сомневался в том, что «при переходе к полностью
коммунистической экономике мы должны в широких масштабах
использовать кооперативную фабрику как промежуточное звено»
(Указ, соч., т. 36, с. 416). «Кооперативная фабрика не имеет
ничего общего с капиталом, точно так же, как эта форма, после того
как она взорвала оболочку капитализма, вообще не имеет ничего
общего с капиталом» (Указ. соч., т. 25, с. 435).
В современном капиталистическом
обществе кооперативные предприятия имеют более широкое развитие, но
они не могут стать основным способом производства. На начальной
стадии социализма кооперативная система остается формой организации
предприятия, приспособленной к производительным силам на
современном этапе. В начале 1950-х годов мы в полной мере
использовали кооперативные предприятия, такие как
снабженческо-сбытовые кооперативы, совместные перерабатывающие
предприятия, ремесленные кооперативы и другие формы
сельскохозяйственных кооперативов для развития производительных
сил. После Третьего пленума Одиннадцатого созыва Центрального
Комитета партии был создан ряд кооперативных заводов с
использованием коллективного накопления и банковских кредитов.
Позже, в ходе реформы предприятий, некоторые из бывших малых
государственных предприятий и волостных предприятий были
преобразованы в акционерные кооперативные предприятия, что повысило
жизнеспособность предприятий. В текущей реформе сельской
экономической системы модель кооператива «Танцзяо» в Гуйчжоу и
модель управления кооперативом, основанная на системе
ответственности по договору о совместном производстве домохозяйств,
также должны иметь большое значение.
«Капиталистическое
акционерное предприятие, так же как и кооперативная фабрика, должно
рассматриваться как переходная форма трансформации от
капиталистического способа производства к объединенному способу
производства, только в первом случае антагонизм выражен
отрицательно, а во втором — положительно» (Указ, соч., т. 23,
с. 498). Появление акционерной системы привело к новым изменениям в
форме организации предприятий и капитала, к появлению предприятий,
которые индивидуальный капитал не смог бы создать, к впечатляющему
расширению масштабов производства, к превращению предприятий
отдельных частных лиц в социальные предприятия, к приобретению
частным капиталом формы социального капитала (т.е. социального
капиталообразования) и его противопоставлению частному капиталу, к
отделению функции умножения капитала от собственности на капитал, к
тому, что труд стал оплачиваемым... Полное отделение труда от
собственности на средства производства и собственности на
прибавочный труд приспособилось в более широком масштабе к
потребностям социализированного массового производства.
В условиях капитализма
акционерное предприятие не меняет основы базовой экономической
системы капитализма, а является негативным отрицанием
капиталистической частной промышленности в рамках самого
капиталистического способа производства. Однако акционерная система
объективно подготавливает условия для коммунистического способа
производства. «Этот результат крайнего развития
капиталистического производства является необходимым переходным
моментом для повторного превращения капитала в собственность
производителя. Эта собственность, однако, уже не является частной
собственностью отдельных, разделенных производителей, а
собственностью объединенных производителей, т.е. непосредственной
общественной собственностью. С другой стороны, это точка перехода,
в которой все те функции в процессе воспроизводства, которые до
сегодняшнего дня сочетались с собственностью на капитал,
превращаются в простые функции объединенных производителей, в
социальные функции.» (Указ, соч., т. 25, с. 494).
В условиях сосуществования
нескольких систем собственности на начальной стадии социализма
акционерная система может быть использована для повышения
энтузиазма и мобильности государственного и частного капитала, а
также для повышения жизнеспособности и конкурентоспособности
предприятий. Но не следует полагать, что акционерная собственность
является общественной собственностью. В своей статье «О новом
государственном предприятии» (в журнале Economics Update, № 1,
2004) Ли Йинин рассматривает акционерные предприятия как новую
форму социалистической общественной собственности, что противоречит
рассуждениям Маркса об акционерных предприятиях. Характер
акционерного предприятия определяется контрольным пакетом акций. В
текущем развитии экономики смешанной собственности и преобразовании
государственных предприятий в систему акционерной собственности
важно придерживаться принципа прав собственности общественного
большинства и обеспечить контроль над государственным капиталом,
чтобы расширить и укрепить доминирующее положение государственной
экономики.
(3) Кредитно-банковская система является мощным рычагом
для перехода к коммунистическому способу производства.
«Кооперативная фабрика не
могла бы развиваться без кредитной системы, которая возникла в
результате капиталистического способа производства. Кредитная
система является главной основой для постепенного преобразования
капиталистического частного предприятия в капиталистическое
акционерное общество, и точно так же она является средством для
постепенного расширения кооперативного предприятия в национальном
масштабе большего или меньшего размера» (Полное собрание
сочинений Маркса и Энгельса т. 25, с. 498). Социальная природа
капитала проявляется и полностью реализуется только тогда, когда
кредитная система и банковская система полностью развиты. В первую
очередь, «кредитная и банковская системы предоставляют в
распоряжение промышленных и торговых капиталистов весь имеющийся и
даже возможный капитал в обществе, который еще не функционирует
активно, так что кредиторы и пользователи этого капитала не
являются владельцами и производителями этого капитала» (Там
же, с. 686).
Во-вторых, банковская система
(кредитная система) сокращает процесс превращения товарного
капитала в денежный, ускоряет потребление, регулирует распределение
производительного капитала и способствует развитию производительных
сил. Опять же, «при переходе от капиталистического способа
производства к способу производства объединенного труда кредитная
система будет действовать как мощный рычаг» (Там же). Кредит
ускоряет концентрацию капитала и объединение капитала, создавая не
только новые условия производства и обмена для капиталистического
способа производства, но и подготавливая социалистическое
производство для кооперативной фабрики и акционерного общества как
форм организации социализированного производства.
«Банковская система создает
общественную бухгалтерию и общественную форму распределения средств
производства» (Там же). Формы общественного распределения,
созданные кооперативной фабрикой, акционерным обществом и
банковской системой, хотя и являются лишь формальными (по сути
частными), в определенной степени «наделяются социалистическим
смыслом» (Там же, с. 686-687).
Для Маркса товарно-денежные
отношения и частная собственность на средства производства являются
основой кредитной системы. «Как только средства производства
перестанут превращаться в капитал, сам кредит перестанет иметь
какое-либо значение» (Там же, с. 687). Другими словами, в
коммунистическом обществе кредитная система вымерла бы. На
первичной стадии социализма социалистическая рыночная экономика,
как развитая форма товарного хозяйства, основывается на главном
статусе общественной собственности, но частная экономика все еще
существует в определенной степени, и товарно-денежные отношения все
еще существуют, и, следовательно, кредит все еще имеет много
возможностей. Однако следует отметить, что кредит — это
обоюдоострый меч, который «с одной стороны развивает динамику
капиталистического производства — эксплуатацию чужого труда с целью
обогащения — в систему азартного мошенничества в его самой чистой и
гигантской форме. С другой стороны, это форма перехода к новому
способу производства» (Там же, с. 498). Поэтому при построении
социалистической рыночной экономики мы должны, с одной стороны,
способствовать развитию реальной экономики через развитие кредитной
системы; с другой стороны, мы должны усилить строительство
кредитной системы, усилить финансовый надзор, придерживаться
принципа умеренных инноваций в кредитных инструментах, ограничить
роль кредита в виртуальной экономике, предотвратить дереализацию,
кредитное мошенничество и финансовые кризисы.