Тео Шиллер. Консерватизм

топ 100 блогов 4toblog23.01.2022

Консерватизм — это одно из крупнейших политических и идеологических течений, корни которого уходят в начало XIX в. и которое следует рассматривать в связи с другими крупными течениями — либерализмом и социализмом, имея в виду условия их возникновения и влияния.

Проблема определения консерватизма многогранна. Если понимать консерватизм как политическую идеологию, то речь идет о комплексе программно-политических позиций, имеющих внутреннее единство, обладающих общественным резонансом, выражающих определенные интересы и служащих ориентиром для определенных социальных групп и т.д. Под консерватизмом можно понимать феномен, ограниченный определенным временем и пространством (например, Европа в XIX в.), универсальную концепцию (например, неприятие изменений, производимых отдельными группами) или смешанную концепцию (например, неприятие, быстрых, всеобъемлющих, революционных изменений в западных индустриальных обществах).

Взгляды на содержание и определение консерватизма весьма противоречивы, по крайней мере в настоящее время. Несмотря на неоднократно предсказываемый "конец идеологии", существование консерватизма не отрицается, но все же систематические, применимые к современности разработки понятия консерватизма — редкость и, соответственно, единства на этот счет нет.

Нет четкого разделения труда между политической и исторической науками. Политология также интересуется историческим консерватизмом, подвергая критике исторические ошибки с тем, чтобы лучше понять внутреннюю систематику комплексных идеологий, ход процессов изменений и мотивации (замаскированные интересы) политических систем.

Тео Шиллер. Консерватизм

В целом различаются три периода консерватизма: 1) "классический" консерватизм XIX в. в допартийной и партийной формах, 2) переломный период консерватизма — с 1890 г., когда капитализм приобрел организованный характер, — до кризиса мировой экономики, разразившегося в 30-х гг. XX в., 3) после 1945 г. Попытки исторической типологизации консерватизма следует теснее увязывать с этими этапами и процессами национального развития (консерватизм "статус-кво", реформ-консерватизм, реакционный консерватизм, либеральный, романтический, контрреволюционно-легитимистский и реально-политический консерватизм).

По общему мнению, консерватизм возник как реакция на цели, идеи и успехи либерализма после Великой Французской революции 1789 г. Основными идеями консерватизма считаются: монархически-легитимистское понимание конституции, защита религии и традиционных авторитетов и норм, иерархический общественный строй, построенный в соответствии с традиционными дворянскими привилегиями и отношениями собственности (в том числе, во все большей степени — буржуазной собственности), а также взгляд на историю, ориентированный на прошлое, направленный против либерального оптимизма по отношению к прогрессу. Уже в самом начале развития консерватизма сформировались его национальные особенности, соответствующие уровню развития того или иного политического строя.

В переломный период, в конце XIX в., структурные проблемы организованного капитализма, наложившись на особенности традиционного развития, заставили пойти по пути индустриализации и привели к расслоению общества на противоборствующие лагеря (рабочее движение, социализм). В некоторых странах (особенно в Германии, но также во Франции и Италии) это привело к зарождению реакционного радикализма (антисемитизм, расизм, национализм, иррационализм и т.д.), который после 1918-19 гг. продемонстрировал полное неприятие демократии и привел к победе национал-социализма.

Несмотря на большое значение политологических исследований об историческом консерватизме, предметом политологии должен стать и анализ современного консерватизма. Уровень исследований на эту тему еще недостаточен.

1. Концепции анализа. Согласно Х.-Г. Шуманну (1974), консерватизм (как, впрочем, и другие идеологии) должен исследоваться по пяти направлениям: а) функция консервативного мышления для выражения интересов определенных классов, слоев или руководящих групп; б) адресаты консервативной идеологии; в) ее содержание; г) ее носители; д) выразители консервативной идеологии, разрабатывающие и пропагандирующие концепции консерватизма.

2. Подходы к определению консерватизма. Выделить в современном консерватизме содержание, носителей и т.д. — труднее, чем в историческом консерватизме. Определения, дающиеся самими консерваторами, недостаточно полны и надежны, поэтому определения "со стороны" могут быть даже более точными. Взятый в основу определения критерий непрерывного развития содержательных сторон консерватизма существенен, но спорен, когда речь заходит о тех моментах, когда это развитие прерывалось, и об исторически новых проблемах. Поэтому предпочтение отдаётся историко-системным обобщениям, которые считают консерватизм противоположностью демократизации или эмансипации в широком смысле, противовесом прогрессивным силам, а также защитой или оправданием своей социальной позиции с помощью социально привилегированных классов или групп, институционально защищенных от попыток социальной перегруппировки. Однако для этого должно использоваться соответствующее времени понятие общественных господствующих интересов как важный функциональный критерий.

3. Носители консервативной идеологии и образцы взаимодействия. Носителями консервативной идеологии в настоящее время выступают прежде всего партии, при этом в странах только с одной партией, именующей себя консервативной (например, в Англии) идентификация происходит легче, чем в странах с несколькими партиями. Однако она редко бывает однозначной, так как не все программы, течения и функции официальной консервативной партии могут считаться консервативными. Выразителями консервативной идеологии выступают — наряду с представителями партии — функциональный критерий.

3. Носители консервативной идеологии и образцы взаимодействия. Носителями консервативной идеологии в настоящее время выступают прежде всего партии, при этом в странах только с одной партией, именующей себя консервативной (например, в Англии) идентификация происходит легче, чем в странах с несколькими партиями. Однако она редко бывает однозначной, так как не все программы, течения и функции официальной консервативной партии могут считаться консервативными. Выразителями консервативной идеологии выступают — наряду с представителями партии — интеллектуалы, разрабатывающие научную теорию и концепции, охраняющие традиции, а также идеологии организованных интересов. Анализ партийных, государственных структур и средств массовой информации должен способствовать процессу взаимодействия конкурирующих идеологий. Это относится и к проблеме адресатов, также не разработанной до сих пор в контексте специфической идеологической проблематики консерватизма.

4. Различные направления развития консерватизма. И после 1945 г. прежде всего выделяются специфически национальные формы консерватизма и его отдельных течений, к которым затем присоединяются модернизированные формы. Монархические позиции утратили свою значимость, реакционные правоэкстремистские взгляды, следовательно и национализм (особенно в Германии и Италии), были в значительной степени дискредитированы. В ФРГ консервативный лагерь представляли прежде всего: 1) старые консерваторы; 2) христианско-католический (частично и христианско-протестантский) консерватизм; 3) технократический консерватизм (прежде всего такие его представители как Г. Фрейер, А. Гелен, Х. Шельски, Э. Форстхофф). Проявления традиционного национал-консерватизма и культурно-аристократического консерватизма (Э. Юнгер) имели второстепенный характер. Сомнительно, может ли сформироваться собственный "просвещенный консерватизм". Можно говорить о. консервативных позициях части НДП (в еще большей степени — "новых правых" во Франции), а также неолибералов. Наблюдаемый с 70-х гг. подъём неоконсерватизма позволяет говорить о дальнейших изменениях внутри консервативного лагеря, в том числе и в международном масштабе.

5. Анализ функций и содержания. После переломного периода развития консерватизма и политического переустройства после 1945 года в понимание консерватизма был внесены три значительных уточнения: а) идеологическая функция господства капитала может относиться только к капиталистической частной собственности; б) и консерватизм должен исходить из демократии как основной политической модели; в) международные экономические взаимодействия заменяют национальную конкуренцию. Вновь вышли на передний план проблемы содержательной ориентации: экономический порядок (законы рынка/ концентрация капитала и организованные интересы); вмешательство государственной власти в экономический процесс; отношение к индустриализации и, следовательно, к прогрессу; плюралистический ценностный релятивизм или "прочные" ценности; стабилизация элит в демократии; интеграционная функция социальной политики; механизмы преодоления конфликтов и формирования консенсуса.

Общие рамки консервативной концепции даны исследованиями Гелена и Шельского о технократическом институционализме, подчинившими динамику изменений институтам, охраняющим (консервативные) ценности и поведение. О'Салливан (1976), обобщая опыт индустриальных обществ, видит в современных крупных предприятиях основу консервативного строя.

Значительные сдвиги в разработке консервативной концепции произошли в 70-е гг., в связи с появлением неоконсерватизма. Его возникновение связывается с выдвинутыми антиавторитарным студенческим движением требованиями реформ и эмансипации и с расширением кейнсианского интервенционизма в 60-х гг. Фактором, укрепившим неоконсерватизм, явился экономический кризис 1973-1974 гг. Широкие исследования содержания неоконсерватизма позволяют выделить следующие его цели: стабилизация ценностных ориентиров, рациональность и технический прогресс, новые моральные нормы, (модернизированное) оправдание социального неравенства в категориях конкурентной экономики, решение конфликтов с помощью системного мышления, деполитизация путем функциональной дифференциации систем, защита государства от нагрузок, связанных с его "неуправляемостью", процессы социализации. Неоконсервативные ученые разработали такую экономическую теорию, которая на уровне политики управления способна конкурировать с кейнсианством и в то же время локализовать претензии социального государства на управление. Независимо от практических результатов, идеологический и публицистический резонанс неоконсерватизма значителен.

Столь ощутимая в послевоенное время христианская ориентация, по-видимому, утрачивает политическое значение для консерватизма, в этом отношении неоконсерватизм удовлетворяет также растущую потребность в рационализации. Старая консервативная среда подвержена распаду. Вокруг консерватизма группируются новые фланги: с одной стороны, "либеральные консерваторы", с другой стороны — "новые правые" (особенно во Франции) , дающие новую жизнь иррационализму и наступательной социальной дискриминации. Политологии придется много сделать для того, чтобы не отстать от новых тенденций развития консерватизма.

"Staat und Politik", S. 317-321.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://t.me/mnogonazi/18808 Христиане, давайте молиться за р.Б.Вячеслава, чтобы у него всё получилось как надо. Однажды он услышал народ по поводу куаров, донес это до бешеных цифровизаторов, и они осадили назад — в тот раз электронный концлагерь, так зримо замаячивший на ...
Ездили всей семьей снимать котиков и собачек, которые были бездомным и сейчас на передержке.  Заодно набрали воды в родничке. Вода бежит хорошо, очень бодро, очереди не было.  У одной старушки десять котиков и кошек, живёт в тупике — люди приезжают и высаживают котиков((( ...
Ничто так не популярно сегодня в России, как нелюбовь к Америке. Антиамериканизм — это тотальное увлечение. Это поветрие. Это символ веры. Антиамериканизм — это серьезно. Антиамериканизм является надежной платформой для прочной консолидации всего российского общества. На нем сойдутся и ...
СВИДЕТЕЛЬСТВО. «От Совета ИМПЕРАТОРСКОГО Московского Университета Лекарю Антону Чехову дано сие свидетельство в том, что он, по надлежащим испытании в Медицинском факультете, ...
Посмотрел материалы из Минска, по поводу беспорядков. Имхо, кому интересно - нормально можно понять тут: http://news.tut.by/elections/208867.html Суть: народ по поводу выборов вышел на площадь, кто погулять, кто поглазеть, а кто и пошуметь. Милиция стояла, никого ...