«Тени забытых предков»: классический фильм, который хотели запретить в СССР
picturehistory — 03.06.2024Кинолента «Тени забытых предков» – экранизация одноименной повести украинского писателя Михаила Михайловича Коцюбинского. За основу своего произведения писатель взял историю, услышанную в деревне Криворовня. Армянин Сергей Параджанов стал и режиссёром и сценаристом данной картины.
Съёмочный процесс фильма длился более 1,5 лет – начался весной 1963-го года, а завершился осенью 1964-го. Как ленте удалось остаться в сердцах не только украинских зрителей, но и запомниться зрителям остальных республик Советского Союза?
Афиша фильма «Тени забытых предков»
Для создания настоящего шедевра не обязательно иметь многомиллионный бюджет. Звёздный актёрский состав и откровенные сцены также не всегда гарантируют успех. Так в чём же секрет успеха романтической мелодрамы?
Звуковое наполнение фильма
Кинолента буквально утопает в колядках, щедровках, свадебных песнях и других обрядовых композициях. Сергей Параджанов придерживался мнения, что колоритность земель западной Украины может быть передана исключительно местными музыкантами. Выиграв конкуренцию у Анатолия Кос-Анатольского и Николая Колесса, роль композитора в киноленте занял Мирослав Скорик.
Скорик получал удовольствие от работы в данной киноленте. По рассказам песенника стало известно, что Параджанов даже возил гуцульских музыкантов в столицу Украины для записи чистого звука в павильоне. Пассажиры самолёта долго будут помнить перелёт вместе с 10 трембитами, размещёнными в салоне воздушного судна. В фильме звучат такие музыкальные инструменты как: козы, трембиты, свирели и флояры.
Несостоявшаяся дуэль между режиссёром и оператором
Атмосфера на съёмочной площадке не всегда была согласованной и дружелюбной. Сергей Параджанов и оператор Юрий Ильенко с первых сцен не могли найти общего языка – сотрудничество у творческих личностей не клеилось. У Параджанова кончилось терпение и он отказывался работать с Ильенко, поставив об этом в известность директора киностудии.
Сергей Параджанов
Обиженный оператор решил уладить разногласия с помощью дуэли. Было назначено место и время, также был определён и вид оружия – гуцульские пистоли. Накануне противостояния из-за ливня разрушился мост через реку Черемош, и горе-дуэлянты не смогли прибыть на условленное в договоре место. Такое вмешательство природы мужчины приняли как знак свыше, и решили забыть старые обиды во благо большого искусства.
Местные гуцулы в актёрском составе
Сергей Параджанов привлёк гуцулов для съёмки в массовке, чтобы они передали все тонкости атмосферы местных праздников. Свежеиспечённым актёрам не понравился эпизод, где на шею Палагны и Ивана надевается иго. Такой традиции на самом деле у гуцулов никогда не было, поэтому данная сцена естественно была ими не одобрена.
Гуцулы
Своё необычное решение режиссёр объяснил желанием украсить фильм символизмом. Молодые с игом на шеях, будто совместными усилиями тянут собственный брак по непаханому полю. Такие объяснения гуцулов вполне устроили, и они быстро сменили гнев на милость – сцена была одобрена.
За рубежом картина получила название «Огненные кони»
Европейский зритель не смог бы понять название фильма в прямом переводе с украинского языка. Картина Сергея Параджанова начала своё европейское «турне» с Франции, где ей и было дано название «Огненные кони» из-за ярких кадров с красными конями в дебюте киноленты.
Афиша фильма в Европе
Самое интересное, что украинские зрители и знать не знали, что лента «Огненные кони», произведшая настоящий фурор среди европейского сообщества, является продуктом их отечественной киноиндустрии.
Советский зритель мог и не увидеть труды армянского режиссёра, но из-за успеха на международной арене «Тени забытых предков» всё же допустили к показу в отечественных кинотеатрах. Картина смогла завоевать 39 международных кинонаград, благодаря чему заняла почётное место в Книге рекордов Гинесса.
Исследование гуцульских обычаев
Во время съёмок фильма Сергей Параджанов отказался жить в отеле, отдав предпочтение настоящей гуцульской хате. Режиссёр начал погружаться в гуцульскую жизнь через посещение всех местных праздников, участие в разговорах и регулярные покупки интересных предметов карпатского быта.
Гуцулы
Параджанов был в восторге от того, как местные жители дарили новую жизнь простым предметам, изменяя их назначение. Например, военная каска для него приобретала совершенно другой смысл, когда он видел, как её используют в качестве ведёрка под краску, поилки для домашней птицы или цветочного горшка.
«Тени забытых предков» – сплошная аутентичность. Рогатые быки, калачи и жесты во время приёма пищи – это и есть реальная жизнь гуцулов. Изучая культуру местного населения, режиссёр чувствовал, как исчезает преграда в работе с этническим материалом.
См.также:
«За спичками» с Евгением Леоновым: Какие малоизвестные факты о жизни финнов в Российской Империи открыл популярный фильм
10 советских фильмов, которые до сих пор смотрят за рубежом. Нестареющая отечественная классика
Владимир Мотыль: 10 фильмов знаменитого режиссера
10 лучших фильмов советского времени, которые были сняты на киностудии имени Александра Довженко
20 самых загадочных народов мира
В Телеграм!
|
</> |