Телесные зажимы у детей. Как быть?
psyteaman — 07.04.2024Когда в телесно-ориентированной психологии говорят о мышечном панцире, телесных зажимах и непробиваемой броне как причинах психологических и физиологических проблем, то все почему-то представляют эдакую закабаневшую бабищу (или заматеревшего кабанообразного мужика) с непробиваемой маской на лице.
Но как же тогда психологи говорят о том, что самые мощные зажимы образуются в детстве?
Некоторые людей ставит в тупик данное противоречие. Все ведь видят, что дети и мышечная броня — это трудно сочетающиеся понятия. В отличие от взрослых, у них минимум зажимов.
Но это является противоречием только для поверхностно мыслящих людей. В глубинной психологии действительно считается, что самые мощные зажимы (и связанное с ними подавление чувств) возникает в первые годы жизни. А все последующие негативные события не оказывают столь же глубоких последствий, если не говорить обо всяких экстремальных ситуациях, которые могут убить.
Почему же у детей нет настолько явных телесных зажимов (мышечного панциря), который у взрослых заметен невооруженным глазом?
Панцирь — это метафора. Если развивать эту метафору, то панцирь видоизменяется со временем. Как у детенышей улиток, например, панцирь еще мягкий, полупрозрачный и хрупкий. Но потом он заматереет и затвердеет. Но то, что его формирует, появилось уже у детенышей улитки.
Через метафору панциря проще понять (и признать) в себе наличие внутреннего напряжения (по ссылке рассказано и о совокупности возможных способов работы по снятию внутреннего напряжения)
Когда глубинная психология нам говорит о том, что корни психологических проблем взрослого человека находятся в детстве, они не имеют в виду, что когда-то в третьем классе мама не купила тебе велосипед или что бабушка косо посмотрела на рисунок, созданием которого ты гордился за секунду до.
Приведенные случаи, хотя и вызвали негативные эмоции, но оказанное ими влияние было ничтожно мало. Г-психологи любят разбирать такие пустяковые вещи и притягивать их за уши к вашим нынешним проблемам взрослого человека. Но сегодня у нас в посте упомянута глубинная психология, поэтому давайте говорить серьезно о детских психологических травмах.
События, которые повлияли на психологическое благополучие человека очень сильно, происходили гораздо раньше, чем школьная пора. К глубоким слоям психики относится то, что было заложено, начиная с перинатального периода (во время поздних сроков беременности), во время родов и в первые годы жизни. Можно копать и глубже — к корням психологических причин ваших родителей. Но именно у вас они все равно их виляние случилось уже тогда, когда вы возникли в качестве живого существа.
Школьные огорчения ребенка не относятся к глубоким травмам, если конечно, это не было что-то из ряда вон выходящее или катастрофическое.
Детские психологические травмы — одна из ключевых тем глубинной психологии. С одной стороны, нам нужно раскопать свои детские травмы, чтобы жить всей полнотой человеческой жизни. А с другой стороны, один очень авторитетный источник говорит нам «Будьте как дети, иначе не станете счастливыми по-настоящему». О правильном понимании этой великой фразы смотрите пост Искажение природы: возрастная тетка, ведущая себя как девочка Если кратко, то «будьте как дети» — это про силу чувств.
Любой взрослый человек, имеющий психологические проблемы, смутно догадывается, что все проблемы берут свое начало в детстве. Вас недолюбили в детстве, да и сейчас по-настоящему никто не любит. У кого-то такое понимание приходит еще в молодости, а кого-то — во время кризиса среднего возраста...
Детские психологические травмы отчаянно стучатся в дверь нашего сознания, чтобы быть исцеленными. Быть услышанными, пережитыми и осмысленными в контексте первоначальных событий. Как какая-нибудь девочка-привидение из фильмов ужасов, которая достает всех, пока те наконец не узнают ужасную историю касательно ее жизни и смерти, после чего она перестает мучить героев фильма.
А напоминают о себе они по той простой причине, что именно в этих травмах произошло уменьшение полноты человеческой жизни. Сама жизнь стучится к вам, чтобы вы смогли найти ключики к ней. Если взрослый человек упорно игнорирует голос жизни, то ее напоминания о себе становятся все более и более разрушительными.
Как происходило замораживание чувств и ограничение полноты жизни в детстве? Например, так:
Порой к такому исходу могут приводить события, с которыми психика ребенка справиться не в состоянии, а заботящиеся лица не в состоянии помочь своему чаду "переварить" случившееся. В результате в его домике разгуливает ураган, грозящий разрушить и без того еще хрупкие помещения. Чтобы справиться с нависшей катастрофой, психика "замуровывает" комнаты, на которые обрушилось стихийное бедствие, оставляя для проживания небольшие кусочки жилплощади, островки безопасности. Все те личные трагедии, которые ребенку было не с кем разделить и пережить, образуют такие изолированные зоны непереносимого опыта, контакта с которым психика будет в дальнейшем избегать любой ценой).
Здесь дан пример неких осмысленных реакций ребенка. Но большинство самых глубоких травм случились в том возрасте, когда ребенок не мыслил теми категориями, которые понятны нам, взрослым. Сильнее всего повлияли довербальные события, которые не подаются напрямую сознательной проработке с помощью разговорных методов психологии.
Те, кто пытался спасать травматиков и отогреть их своей любовью, очень хорошо знают: можно любить его так сильно, как никого и никогда, можно заботиться о нем и поддерживать его, и делать это годами. Только это практически никогда ничего не изменит. Он будет продолжать чувствовать себя брошенным и нелюбимым, и верить, что кругом враги. Вся выданная ему любовь, все тепло будет улетать как в черную дыру, в бездонный колодец даже краешком не прикасаясь к его боли и не утешая ее.
Однако те досознательные напряжения можно разрешить и вылечить с помощью других методов психотерапии.
Поэтому ошибочными являются попытки привязать причину взрослых проблем к тому, что в детстве мама что-то говорила… Все случается раньше и обусловлено тем, какая мама была в своей глубине, насколько она сама была недолюбленной в детстве.
Это и есть фундаментальная испорченность человека, передающаяся от взрослых детям. Она разная для всех. Для кого-то она минимальна. Проблема лишь в том, что мы не можем оценить меру своей базовой испорченности (в некоторой степени это понятие соотносится с понятием первородного греха в христианстве). И поэтому мы не можем объективно сравнивать свою базовую испорченность с таковой у других людей.
Попытки выделить какие-то внешние критерии, позволяющие говорить о степени базовой испорченности, обречены на провал. Люди, имеющие наиболее незамутненный взгляд в этих вопросах, рекомендовали предполагать степень своей базовой испорченности выше, чем у остальных людей. В данном вопросе лучше переоценить, чем недооценить.
Фраза дня:
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А. Макаренко
И даже скажу больше. Вы воспитываете ребенка тем, какой вы есть.
Самая эффективная на сегодняшний день техника для самостоятельной проработки внутреннего напряжения называется Глубокое психологическое расслабление.
|
</> |