Теленочь в компании с орлами
djess_fury — 23.01.2011
В ночь с пятницы на субботу в павильоне №1 киностудии «Мосфильм»
состоялась Девятая торжественная церемония вручения Национальной
премии в области кинематографии «Золотой Орел». Не секрет, что сей
приз «сочинил» и срежиссировал Н.С.Михалков, став главою Союза
кинематографистов России. Именно Михалков придумал Национальную
академию кинематографических искусств и наук, чтобы перехватить
пальму первенства у «Ники». В результате у нас образовались две
академии и две награды года. И если первые «орлиные» церемонии
проходили под знаком борьбы с конкурентом, то нынешняя показалась
даже не торжеством, а каким-то рутинным мероприятием, вроде
какого-нибудь партийного съезда с вручением переходящих красных
знамен победителям кинематографического соревнования. Канал
«Россия» радостно показал все, без утайки. Нынче скучать у экрана
пришлось долго, очень долго - почти три часа – прежде управлялись
максимум за час. Видимо, было решено аранжировать церемонию без
ложного пафоса, но с претензией на солидность. Правда, подобному
намерению ощутимо мешал парный конферанс ведущих (вечер вели 4
пары, надо же было никого не обидеть), и некоторые из них не могли
не только пошутить, но и даже правильно прочесть уже написанный для
них текст. К чести главного идеолога «Орла» Н.С.Михалкова, стоит
сказать, что он не только ни разу не появился на сцене, но и загодя
отказался от возможного получения наград, не выдвинув главный
провал своей карьеры, «Утомленных солнцем-2», ни в одной из 20
номинаций. Это название всплыло в памяти лишь однажды – когда
«Орла» за лучший неигровой фильм получал Андрей Зайцев («Виктор
Астафьев. Веселый солдат»): Михалков передал в его распоряжение
видеозапись интервью знаменитого писателя, которое было снято для
нужд проекта Никиты Сергеевича. Что же касается списка номинантов,
который по итогам прошедшей теленочи превратился в список
победителей, то и здесь были свои странности, заключавшиеся в том,
что в соискатели попали картины, которые не шли в российском
прокате и остались только тихими домашними радостями создавших их
съемочных групп. Подобная участь была у «Маленьких трагедий» Ирины
Евтеевой («Орлы» - за работу художников и художников по костюмам),
у «Рябинового вальса», отмеченного за музыку Евгении Доги.
Случались и примеры, когда в списке оказывались те, кто явно сыграл
не лучшие свои роли в кино (мужчины из «Кандагара»), и заняли
позицию, которую, на мой взгляд, должна была достаться другим.
Например, Андрею Мерзликину, Павлу Деревянко и Александру Коршунову
из «Брестской крепости». Впрочем, некой сатисфакцией выглядели два
«Орла», присужденные этой замечательной и главной, по-моему,
картине года в так называемых «технических» номинациях – «лучший
монтаж» и «лучшая работа звукооператора». Претендовала «Брестская
крепость» и на лавры лучшего фильма года. И ход церемонии эту
борьбу отразил. «Кандагар» остался без наград. Этноэротической
драме «Овсянки» «Орла» принес Виктор Сухоруков («лучшая мужская
роль 2-го плана»). «Край» Алексея Учителя одну за другой собирал
призы в актерских номинациях. На сцену попеременно вызывались Юлия
Пересильд («лучшая женская роль 2-го плана»), Аньошка Штрехель
(«лучшая женская роль») и Владимир Машков («лучшая мужская роль»).
Поднялся за наградой и сам Алексей Учитель, названный лучшим
режиссером. И когда обладатель одной легендарной кинофамилии
(Учитель) получал «Золотого Орла» из рук обладателя другой (Павла
Чухрая), стало как-то совсем очевидно, что вся церемония похожа на
большой семейный вечер, на котором встретились «свои» и в своей
компании, в которую «чужим» путь заказан. В номинациях, посвященных
телевидению, все тоже было вполне предсказуемо: лучшей актрисой
признали Полину Кутепову («Пелагея и белый бульдог»), а актером –
ушедшего из жизни Владислава Галкина («Котовский»). В разряде
«лучший сериал» вполне справедливо победил «Исаев» Сергея Урсуляка,
а триумф «Вербного воскресенья» в номинации «лучший телефильм или
мини-сериал» потешил самолюбие петербуржцев. Словом, все
сколь-нибудь заметные сериальные достижения (за исключением
«Глухаря») получили по своему «Орлу». И этот процесс не смог
испортить даже Дмитрий Нагиев, открывавший конферанс церемонии.
Впрочем, поговорить хотелось всем, и непременно, в микрофон.
Наследники, родители, мужья с женами, мамы с дочками, мамы без
дочек, мамы с сыновьями, а иногда и целыми семьями бесконечной
вереницей текли на сцену, произнося порою настолько несуразные
слова, что было жалко и говоривших, и слушавших. Бацилла
словоохотливости заразила даже таких людей, которые всегда казались
неглупыми - Зураба Соткилаву и Геннадия Хазанова. Одним из
немногих, кто выглядел достойно, оказался Эммануил Виторган,
напомнивший женщинам об их предназначении с помощью стихов
Александра Володина. Словом, церемония в целом вышла унылой и
немилосердно затянутой. А когда очередная ведущая (Лиза Боярская)
стала интриговать по поводу того, кому достанется «Золотой Орел» за
выдающийся вклад в мировой кинематограф, то стало даже смешно. В
течение всей теленочи камера постоянно выхватывала в рядах гостей
Клаудию Кардинале, которая вряд ли оказалась случайно на сей
церемонии. Самым живым в этой бесконечной теленочи оказался финал,
связанный с вручением «Орла» за лучший фильм года. Его получила
картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Чуть
раньше ему же присудили награду за лучший сценарий, а работу
оператора Павла Костомарова также справедливо отметили как лучшую.
На сцене в момент вручения оказались те, кто был причастен к
созданию картины. Актер Григорий Добрыгин набрал по мобильнику
номер Попогребского, который находился в Берлине, и вывел звонок с
помощью громкой связи в эфир. Зал услышал сбивчивые, взволнованные
слова победителя из заграничного далека, которые выглядели куда
более уместно, чем звучавшие до сих пор претенциозные рассуждения о
судьбах кино и собственных судьбах участников большой тусовки.