Текстовый перевод фильма про крушение ТУ-154М в Смоленске. 1 часть

Вводная часть. Несколько терминов.
- Глиссада - вертикальная проекция траектории летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой.
- Навигаторы - оставила слово из польского текста. В гражданской авиации этих людей называют диспетчерами. У военных это РП - руководитель полетов и РЗП - руководитель зоны посадки. Чтобы не загружать текст аббревиатурами, назовем этих людей Навигаторами, подразумевая " военные диспетчеры".
- База - оставила слово из польского текста, для краткости изложения. База - военный аэродром " Смоленск-Северный", со всеми строениями, оборудованием и личным составом.
- Башня - перевод польского слова "вежа". Место, где работают Навигаторы. На Северном Башня на башню не похожа, так, низенький сарайчик. Можно было поискать какое-то другое слово, но рефреном прозвучала песня "ЗОЖ" группы " Ленинград" "....если в башне п...нь.." Поняла, что никуда от Башни не деться.
- СМОТРИТЕ ВИДЕО, ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ
- Подкомиссия, созданная для полного выяснения всех обстоятельств крушения самолета Ту-154М 10.04.2010 представляет резудьтаты расследования, проведенного в течение последних 12 месяцев
- .0.16 Ту-154 М, самолет с польским президентом Лехом Качинским на борту, в соответствии с российским регламентом был обозначен литерой А. Это означало, что принимающая сторона несла полную отвественность при посадке самолета на аэродром. Несмотря на это, действия российских Навигаторов с самого начала не соответствовали принятым стандартам.
-
0.34 Навигаторы, выполнявшие руководство полетом и сопровождение самолета при посадке, подполковник Павел Плюснин и майор Виктор Рыженко, в то утро не прошли обязательного медицинского освидетельствования и потому не могли быть допущены к выполнению столь важного задания. Кроме того, в российских воздушных силах, как и в польских, существует незыблемое правило: Навигаторы при сопровождении самолета на посадку несут ответственность и обладают полной свободой действий, до такой степени, что им запрещено выполнять распоряжения вышестоящих, даже старших по званию.1.08 В ожидании Ту-154М в смоленской Башне решения принимали три "головы". В Москве, в центре " Логика", распоряжения отдавал генерал Владимир Бенедиктов, в прошлом - командующий войсками специального назначения в Афганистане. Он был на прямой связи со смоленской Башней и принимал окончательные решения. Кроме того, в Башне за спинами подполковника Павла Плюснина ( руководитель полетов - РП ) и майора Виктора Рыженко ( руководитель зоны посадки - РЗП ) появился полковник Николай Краснокутский, в прошлом командир Базы в Смоленске, который взял на себя управление Башней и непрерывно отдавал приказы. Всё это было прямым нарушением российского лётного права.1.54 Два самолета, прилетевшие ранее для встречи Ту 154 М, сопровождались при посадке не только с нарушениями инструкций, но и со странностями.На аэродроме находился полностью исправный комплекс сопровождения самолета при посадке, со всей необходимой радиотехнической аппаратурой. Имелась также новейшая система метеорологического анализа, использующая данные с российских и американских спутников.2.19 В дни, предшествовавшие визиту президента Леха Качиньского, российская дипломатия вела непонятные игры, с целью вынудить Качинского отказаться от поездки в Катынь. До последнего момента россияне подчеркивали, что аэродром может оказаться неисправным, не располагает даже картами подлёта, и неизвестно, сможет ли принять самолёт с президентом на борту.2.39 Несмотря на это, на Базе " Смоленск-Северный" провели целую серию приготовлений, гарантировавшую достижение целей, среди которых был и прилёт воздушного судна премьера России Владимира Путина и его гостя - премьера Польши Дональда Туска. Событие произошло за три дня до визита Качинского. Точно известно про облёты и сертификацию аэродрома, совершенные под руководством командира смоленской Базы. К аэропорту был стянуты служба МЧС, милиция, войска, в том числе и спецназ.3.07 В этом контексте интересен диалог подполковника Плюснина и центра "Логика" в Москве, состоявшийся в субботу, 10 апреля 2010 года между 6.40 и 6.48 утра.3.18 Плюснин: Скажите, а о поляках нет информации, вылетели они или не вылетели?- далее: Так, сейчас у меня информация только про то, что Ил летит, другой инфрмации нет.в конце ( документально подтверждено )Может проспал... Суббота всё же3.43 Эти слова демонстрируют не только неприязнь российских военных по отношению к Польше и её президенту, но и хаос и недостаточную подготовку к выполнению такого важного задания, каким является сопровождение самолета с президентом страны на борту. Совсем иначе Навигаторы отнеслись к сопровождению самолета ИЛ-76, за штурвалом которого находился подполковник Фролов, бывший заместитель командира смоленской Базы, без сомнения, самый опытный пилот этой боевой единицы.4.17 Целью этого таинственного полёта, как разъснил бывший руководитель центра " Логика" генерал Бенидиктов, была транспортировка на аэродром автомобилей для президента. Это же повторил Плюснин в диалоге с Рыженко, 10.04.2010, при сопровождении самолета Ту 154-М. Однако сам Фролов говорит нечто совсем другое:4.34 "В ходе выполнения полета от руководителя полетов аэродрома " Смоленск-Северный" поступила просьба оценить работу радиотехнического комплекса и системы освещения данного аэродрома. Как командир воздушного судна, выполнил такую оценку и доложил об отсутствии замечаний к работе этих систем"( показания от 31.05.2010)5.05 Известно, что с Фроловым летели сотрудники Федеральной службы охраны. Разумеется, не по просьбе Плюснина, поступившей в ходе полета, пилот оценивал системы аэропорта. Решение и план действий были приняты еще до полета. Упомянутых " автомобилей для президента" в том самолете не было. Из системы команд при облете ИЛом аэродрома, а таже из свидетельских показаний Навигаторов и самого Фролова, очевидно, что Ил-76 должен был выполнить не посадку, а калибровку траектории для Ту-154М.5.34 Ил-76, пилотируемый Фроловым, летел из Внуково, с восточного направления, что соответствует направлению на посадку " Северного", и хотел зайти на посадку "с прямой" по курсу. Но руководитель полетов Плюснин запретил это и приказал заходить на первый круг со снижением до высоты 2100 метров. Ил снизился до высоты только 3000 метров и на этой высоте пролетел над аэродромом. В круге над аэродромом, в первом развороте, Ил получил приказ о снижении высоты полета до 1050 метров. В долёте до третьего разворота Ил снизился до высоты 500 метров и, находясь на радиальном расстоянии от аэродрома 18 км, выполнил третий разворот. Затем, в соответствии с командами руководителя зоны посадки, завершил четвертый разворот и вышел на прямую на расстоянии 17 км от порога ВПП. Это расстояние позволило пилоту спокойно стабилизировать полет, вывести самолет на ось ВПП выйти точно на курс и глиссаду так, чтобы угол наклона глиссады не превышал двух градусов сорока минут. Это означало, что при скорости движения 56 метров в секунду, самолёт должен был выйти непосредственно на порог ВПП.6.49 Ранее Навигаторы перестали уведомлять о погодных условиях и сообщили об установке аэродромных прожекторов АПМ на пороге ВПП. Начиная от дальнего радиомаяка Рыженко подавал Фролову команды каждый километр. До этого момента команды поступали каждые два километра. Информации было достаточно, и слова "на курсе, глиссаде" звучали, когда это необходимо, в полном соответствии с искусством лётной навигации.7.23 Удивительно, что Фролов за два захода на посадку только один раз сообщил про высоту "130 метров" в ответ на информацию о расстоянии, поступавшую от майора Рыженко. " 2 на курсе, глиссаде". В окрестность дальнего радиомаяка Рыженко разрешил особые условия посадки " посадка дополнительно", что по российским инструкциям означает, что на высоте не менее чем 100 м над порогом ВПП руководитель полетов должен принять решение о посадке или отходе на второй круг. Однако Рыженко не выполнил этого обязательства и, несмотря на ясно прозвучавшие " 1 на курсе, глиссаде" подал команду об отходе на второй круг, когда до ВПП оставалось только 200 метров.8.04 Не удалось точно выяснить, на какой высоте находился в этот момент Ил-76. Фролов дал показания, что был на высоте не более 60 метров. Российская сторона говорит даже о 73 метрах над полосой аэродрома во время второго захода. Но свидетели этого не подтверждают. Поручик Артур Воштель и команда польского Як-40, выполнившего посадку на аэродром за несколько минут до второго захода Ил, говорят, что Ил пролетел на высоте всего лишь несколько метров над левой стороной полосы. На расстоянии 170м он почти задел полосу левым крылом. Все свидетели были уверены, что пилоту грозила катастрофа, и связали это происшествие с ухудшением погодных условий: над аэродромом быстро сгущался туман. Однако Фролов, отличный пилот, прекрасно знающий аэродром, всё время должен был понимать, что делает и как рискует. Сначала Навигаторы сопровождали его, как положено, все до единой команды были отданы в соответствии с инструкциями. До момента высоты принятия решения в рамках " посадка дополнительно". Команды Рыженко и то, что совершал над аэродромом Фролов, были вписаны в сценарий трагедии 10.04.2010.9.17 Подтверждает это и следующий заход Ил-76. Напомним, что Фролов уже второй раз заходил на посадку и на вопрос о погодных условиях Навигатор сообщил "теперь еще хуже". Фролов ответил " Принял". И в этот раз все было по сценарию предыдущего захода: круг над аэродромом с очередными разворотами препроводил Фролова на расстояние 15 км от порога ВПП. Самолет был аккуратно выведен на глиссаду 2 градуса 40 минут. В этот раз Рыженко подавал команды каждый километр. Несмотря на это, самолёт снова вышел над левой стороной ВПП и пролетел над ней на высоте несколько метров. Это произошло, несмотря на то, что самолет тщательно сопровождали. К тому же, руководитель зоны посадки всё время ясно видел Фролова на приборах радиолокационной станции. В противном случае, он не смог так точно сопровождать самолёт по глиссаде 2 градуса 40 минут и при выполнении очередных разворотов в круге над аэродромом.10.25 Четвертого захода Фролов уже не выполнял. Всё было установлено, а Ту-154М приближался к " Северному".