Техосмотр в СССР: чего стоило советскому гражданину получить заветный талон

топ 100 блогов 5koleso28.01.2025

Периодичность прохождения техосмотра время от времени менялась – то «дважды в год», то «каждый год», то «раз в два года». Менялись и правила – наиболее серьезные изменения были внесены в 1964, 1974 и, под закат советский власти, в 1988 годах. А что там реально проверяли, скажем, в 70-е годы? Сейчас напомним.

Никаких проверочных «линий» еще нет. Как правило, есть некое районное отделение ГАИ, абсолютно неприспособленное для каких-либо проверок состояния автотранспорта. Предварительной записи тоже нет, слова типа «компьютер» не существует… Сюда нужно подъехать в часы работы гаишников и умудриться припарковаться поближе ко входу. Дальше полусотни метров гаишник просто не пойдет. Машина должна быть чистой, а с собой надо иметь пару оплаченных квитанций – какой-то дорожный сбор и оплату ТО. Еще может потребоваться справка о состоянии здоровья – о ней иногда вспоминают.

Техосмотр в СССР: чего стоило советскому гражданину получить заветный талон

Рабочий день инспектора делится на два чередующихся этапа – на улице и в помещении. Для вас самое главное – улица. Точнее – заставить вальяжно перемещающегося инспектора притормозить возле вашей машины. Единственное, что он может реально «проверить» – это люфт рулевого управления: пятерня хватается за баранку и качает туда-сюда. Дальше все зависит от его настроения. Впрочем, некоторые еще требовали поставить машину на ручник, после чего упирались рукой в открытый дверной проем, пытаясь сдвинуть машину с места. Эстакады все равно нет…

Иногда требуют включить какие-то световые приборы. С удовольствием проверяют загорание стоп-сигналов при нажатии на педаль тормоза. Но для владельцев «жигулей» главное развлечение впереди. Инспектор должен проверить номер двигателя!

Ничего сложного, говорите? Ну да, ну да… Но дело в том, что на автомобилях первых лет выпуска этот самый номер был набит на передней крышке мотора, а потому разглядеть его без ухищрений никакой возможности нет. Позднее на ВАЗе одумались и стали набивать его сбоку, но это было только позднее. А тогда инспектор брал в руки крошечное зеркальце на длинной ручке и привычно опускал его куда-то внутрь. После этого все неопытные жигулисты сразу отсеивались: мол, там у вас грязь – ни черта не видно! А место настолько неудобное, что туда залезть с тряпкой тяжело: надо засучить рукав до локтя (иначе перемажете всю одежду до полного безобразия), добраться до нужной площадки и попытаться удалить с нее жирный налет грязи, масла и чего-то еще. Бывалые делали все это заранее, а новичков никому не жалко: меньше народу – больше кислороду.

Что еще? Покажите знак аварийной остановки, предъявите аптечку. При плохом настроении инспектор требовал предъявить дату производства валидола, как ее обязательного компонента. Позже к необходимым атрибутам багажника добавился огнетушитель – у него смотрели на показания манометра.

Трещину на ветровом стекле инспектор воспринимал как личное оскорбление – мол, сперва почините автомобиль, потом приезжайте. То же относилось к облупленным номерам. Где и чем их подкрасить – ваша проблема. Изношенность шин определяли на глазок.

Итог мероприятия – картонка, размещаемая в правом нижнем углу ветрового стекла. Это и есть талон с надписью: «Автомобиль технический осмотр прошел». На лицевой стороне был указан год.

Многие пытались всеми силами как-то откупиться от этой бесполезной процедуры. Одно дело – купить свежий валидол, а вот где раздобыть новое ветровое стекло? Окольными путями находили знакомых и полузнакомых, имевших доступ к какому-то гаишнику, который за небольшую мзду оформлял вам требуемый талон безо всякой нервотрепки. И без осмотра машины, соответственно…

Любопытно, что любые «перестройки» только портили ситуацию. Когда все автомобили в обязательном порядке стали загонять «на линию» со стендами, быстро выяснилось, что машина, только что прикатившая из фирменного автосервиса, почему-то не укладывается в местные требования. Виноват, естественно, владелец – кто же еще? У него – нервный срыв: он честно все посетил и оплатил, а герои труда пожимают плечами – мол, незачет…

Кончилось все тем, что в наши дни техосмотр отменили. Надолго ли?

Что еще почитать:

Купить нельзя достать: какие автомобили запрещали продавать в СССР

Гаражи-ракушки: откуда они взялись и куда делись?

Раньше было лучше? Сравниваем цены на автозапчасти в СССР и сейчас

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Она была прекрасна...Оказались мы оба с ней в этой командировке совершенно случайно. Коллега попросил меня подменить его и я, с ворчанием, согласился. Все четыре часа полета до Питера, мы с упоением болтали с ней обо всем. В гостинице нас поселили в соседних номерах. Я давно уже ...
Троллейбусы в тоннелях метромоста отменяются. Буркову объяснили, что только рельсовый транспорт может ездить в метротоннелях https://tass.ru/ekonomika/13382271 . Интересно, кто объяснял? Вадим Кормилец вовсю бредил троллейбусом https://omchanin.livejournal.com/3351319.html "Мы в ...
Сейчас, как известно, есть любые товары, о которых лет тридцать назад никто и не мечтал. У нас. На западе такие чудеса прогресса уже давно. А всё потому, что у тупых совков не хватало фантазии, чтобы мечтать о таких нужных и полезных вещах. Теперь все могут иметь такие штуки и, к тому ...
от оно чо, михалыч фиксируем. примерно, как я и предполагал, а оно то, помните, как пело: "прокатное удостоверение не дают! прокатное удостоверение!" По фильму "Правда о 9й роте" снята серия интервью с участниками событий, занимались этим я, Дмитрий ...
Всё ещё удивляетесь, откуда у некоторых блогеров, которые пишут, казалось бы, откровенный бред, столько читателей? Видите якобы дискуссии на несколько страниц, в которых при прочтении не находите никакого смысла? А ларчик просто открывался. Смотрите картинку. У меня 57000 написанных коммен ...