Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

топ 100 блогов 5koleso22.01.2025

Этот грузовик и сегодня вспоминают с теплотой. И это не просто старческая ностальгия. У 130‑го были и объективные достоинства.

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ

ЗИЛ-130, по сравнению с предшественником ЗИЛ-164, стал настоящей революцией. Ведь 164‑й вел родословную от ЗИС-150 1947 года, который в свою очередь многое унаследовал от американского International KR11 еще 1940 года. Некоторые агрегаты и узлы, предназначенные для ЗИЛ-130 — новые сцепление, коробку передач, телескопические амортизаторы, тормозную систему с компрессором повышенной производительности и двумя ресиверами, внедрили уже на ЗИЛ-164А 1961 года. Но 130‑й, все равно, был автомобилем принципиально нового поколения.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

Машина получила совершенно новый мотор. Рядный нижнеклапанный 6‑цилиндровый двигатель рабочим объемом 5,56 л и мощностью 100 л. с., который ставили на ЗИЛ-164А, явно не подходил новому автомобилю, грузоподъемность которого по сравнению с предшественником выросла с 4000 до 5000 кг. Хотя поначалу, все-таки, рассматривали идею установки на новый грузовик форсированного шестицилиндрового мотора. Кстати, этот агрегат, в основе которого лежал еще двигатель американского грузовика Autocar конца 1920‑х, выпускали в Союзе еще много лет. В частности, ставили и на часть самосвалов на базе ЗИЛ-130. Но потенциал модернизации «шестерки», по сути, был исчерпан.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

На ЗИЛ-130 испытывали и новый мотор V6 мощностью 120 л. с. Но его признали неудачным. Была и идея ставить на московский грузовик заволжский двигатель V8 рабочим объемом 4,25 л, который монтировали на ГАЗ-53 и ГАЗ-66. Но московскому грузовику «сватали» вариант мощностью 138 л. с., который делали для бронетранспортеров. Но у завода имени Лихачева был уже вполне современный агрегат для лимузина ЗИЛ-111, и именно с ним унифицировали двигатель для нового грузовика. Мотор V8 рабочим объемом 6 л на грузовике развивал 150 л. с. при 3200 об/мин. Поначалу такую мощность некоторые специалисты даже считали избыточной. Но ведь и грузоподъемность заметно выросла. С 1977 года официально указывали даже 6000 кг. А те, кто делали автомобиль, прекрасно понимали: в СССР грузовики часто грузят по принципу «сколько влезет». Так, что выражаясь современным языком, ЗИЛ-130 был куда эффективней предшественника. Но конечно, шоферы ценили автомобиль далеко не только за это.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

ДУЭЛЬ ЗИЛ-ГАЗ

Первые 700 серийных ЗИЛ-130 изготовили в 1963 году, массовое производство начали в 1964‑м. Водители сразу оценили новую кабину. Ее сделали в стиле американских моделей второй половины 1950‑х. В частности, конструкцию панорамного ветрового стекла заимствовали от Dodge. Но не один заокеанский автомобиль в целом, все-таки, не копировали. Кабина 130‑го была просторной, действительно трехместной, с хорошим отоплением, вентиляцией и обзорностью.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

Нравилась шоферам и отличная по тем временам динамика. Максимальная скорость — 85 км/ч была всего на 5 км/ч выше, чем у ГАЗ-53. Но в разгоне московский грузовик был заметно резвее горьковского. Кроме того, на 130‑м стояла коробка передач с синхронизаторами на 2‑5 скоростях. Коробка ГАЗ-53 тоже имела синхронизаторы на двух высших — 3‑й и 4‑й, но в инструкции рекомендовали, все равно, переключать скорости с двойным отжимом сцепления. Коробка 130‑го, явно, была совершенней и удобней в эксплуатации.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 оснастили и гидроусилителем руля. Невиданная для советских водителей роскошь! К пневматическим тормозам московского грузовика тем, кто ездил прежде на «газонах» с гидротормозами, нужно было попривыкнуть. Но эффективность пневматики была не хуже. Кроме того, воздушная система, в отличие от гидравлики, не подтекала и долива жидкости не требовала.

Наконец, ЗИЛ-130 водители числили более надежным, чем ГАЗ-53. И это, действительно, было так. С оговоркой, что новый советский автомобиль любой модели после получения на автобазе обязательно нужно было «протянуть». Так водители и ремонтники называли долгую, но необходимую процедуру подтягивания болтов, гаек и винтов, крепящих самые важные детали и узы. А в идеале — вообще все соединения.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

НА ВСЕХ СТИХИЯХ

ЗИЛ-130 выпускали во множестве — более семи десятков (!) модификаций. Помимо бортовых грузовиков, делали шасси с разными базами, в том числе для самосвалов, которые строил Мытищинский машиностроительный завод и для самых разнообразных спецмашин — от фургонов для пожарных автомобилей.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

Московские грузовики делали в огромных количествах. Они работали по всей стране — в городах и в деревнях, во всех климатических условиях.

Модернизировали 130‑й неспешно и понемногу. Автомобили с рестайлинговыми кабинами не вышли из стадии опытных образцов. Как и машины с пластмассовым откидывающимся передком. С такой конструкцией экспериментировали в НАМИ.

Но со временем, удачный в начале 1960‑х грузовик перешел в категорию машин, про которые шофер мог сказать: «На таком работал еще отец». А может, кстати, и дед. Впрочем, 130‑й в этом смысле не был в Союзе большим исключением.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ

Жизнь шла вперед, а ЗИЛ-130 почти не меняли. Но неизбалованные советские шоферы даже в начале 1980‑х по-прежнему любили и уважали грузовик. Ведь его уже всем известные достоинства никуда не делись, а сравнивали машину, чаще всего, по-прежнему с «газонами», которые тоже почти не модернизировали десятилетиями.

Еще одним достоинством ЗИЛ-130 стал… прожорливый бензиновый двигатель. Дизеля автомобиль так и не дождался. Небольшое количество машин комплектовали импортными дизелями лишь для экспорта, а в Финляндии на советские грузовики дизели Perkins и Valmet ставили самостоятельно.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

По паспорту на скорости 60 км/ч ЗИЛ-130 расходовал 29 л бензина на 100 км. В реальной жизни — раза в полтора больше. Но в реалиях советской экономики государственные автохозяйства, тем более шоферов, это мало волновало.

А когда в 1976‑м и в 1981‑м бензин в СССР последовательно дорожал вдвое, бензиновые грузовики стали еще и подкармливать многих ловких водителей. В начале 1980‑х топливо марки А-76 для частников стоило 30 копеек за литр, а водители грузовиков, нехитрым способом увеличивая пробег на одометрах и в путевых листах, продавали «излишки» такого бензина по 15 копеек за литр. Такие — рыночные отношения с привкусом соцреализма стали в те годы массовым явлением.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

Только к концу 1980‑х, когда мы с трудом стали учиться соотносить расходы с доходами, прожорливые бензиновые грузовики перестали устраивать некоторые уже приспосабливающиеся к новым экономическим отношениям предприятия.

В Москве потомков ЗИЛ-130 — грузовики семейства ЗИЛ-431410 делали до 1995 года. Всего изготовили свыше 3,38 миллионов машин и шасси. А на Уральском Автомоторном заводе последние грузовики собрали и вовсе уже в 2010 году.

Многие «стотридцатые» и сегодня на ходу. Правда, чаще всего к ним относятся теперь уже не как к простым труженикам, а как к заслуженным ветеранам. И ЗИЛ-130, уж точно, это заслужил.

Что еще почитать:

История ЗиЛ-131: как один грузовик погубил целый завод

Собирали миллионами: как ГАЗ-51 стал самым массовым грузовиком в СССР и продержался на конвейере почти 30 лет

Какие отечественные грузовики были самыми успешными

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
после уничтожения «тех, кто не с нами». ...
Это даже лучше РМ, я считаю.Что-то типа "Как стать русофобом за десять минут".Насладитесь и вы. Я понимаю, что часть этих комментариев оставляют специально нанятые люди для разгона траффика. Но только часть. И к тому же они действительно так ...
2-х комн. квартира в пешей доступности от метро ул. Врачебный пр д2 на 1/5эт. Комнаты смежные 18м2+12м2 кухня7м2, квартира после косметического ремонта, меблированная, мебель наборная 90-х г.г. в хорошем состоянии, имеется вся бытовая ...
Центр наземных транспортных средств армии США Ground Vehicle Systems Center (GVSC) проводит испытания беспилотного варианта реактивной системы залпового огня на колёсном шасси M142 HIMARS. https://t.me/ChDambiev/7731 ...
Из серии "Человек в заданных обстоятельствах" 2019 Из серии "Человек в заданных обстоятельствах" 2019 ...